Цели:
- закрепить материал по теме «Природные зоны»;
- оценить уровень его усвоения;
- повторить животный и растительный мир;
- прививать любовь к различным уголкам нашей Родины.
Оборудование: А.А.Плешаков «Окружающий мир» УМК «Школа России», карта природных зон России, плакаты «Природные зоны России», географические атласы; кроссворд; картинки животных и растений различных природных зон; детские сообщения о природных зонах; рисунок космического корабля; аудио кассета с записью голосов леса; магнитофон.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока
– Ребята, сегодня мы будем путешествовать по знакомым нам природным зонам нашей огромной Родины.
Мой край – моя земля,
Родимые просторы!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится,
И быстрокрылый самолет
Летит неутомимо:
На Север книжки он везет
И яблоки из Крыма.
– Наша Земля – огромный шар. Об этом люди узнали, совершая кругосветные путешествия. Первые кругосветные путешествия длились несколько лет. Теперь на самолете можно облететь Землю за сутки, а на космическом корабле за час. И мы с вами совершим путешествие на космическом корабле за 40 минут. И этот корабль вы соберете сами.
(Работа в группах: учащиеся собирают из деталей космический корабль по образцу)
3. Работа по теме
– Наше путешествие через всю страну – от
севера до юга, от запада до востока – помогут нам
совершить гиды – экскурсоводы (из словаря
Ожегова: «экскурсовод – специалист, дающий
пояснения экскурсантам»)
– Мы все экскурсанты, но будем не только
внимательно слушать наших экскурсоводов, но и
поможем провести нас по природным зонам России.
– Откуда мы начнем свое путешествие?
– Узнать это поможет кроссворд.
Вопросы:
1. Доброе, хорошее.
На людей глядит.
А людям на себя
Глядеть не велит. (Солнце)
2. Пушистый ковер не руками ткан,
Не иголками сшит, при солнце,
При месяце серебром блестит. (Снег)
3. Кто зимой в трубе шумит? (Ветер)
4. Два брата в воду глядят,
Никак не сойдутся. (Берега)
5. Бежит, бежит – не выбежит,
Течет, течет, не вытечет. (Река)
– Прочитайте слово в выделенных клетках. (Cевер)
– Именно на Крайний Север мы совершим
путешествие.
(О ледяной зоне рассказывает заранее подготовленный ученик. Учащиеся используют карты в атласах)
Основные моменты рассказа:
- показать расположение на карте
- основные признаки зоны
- растительный мир
- животный мир
- занятия людей
– Путешествие наше продолжается, и мы отправляемся в следующую зону. Кто ответит, где можно увидеть деревья высотой по колено и толщиной с карандаш? (ответы детей: в тундре)
– О тундренам расскажет следующий экскурсовод. (Рассказ заранее подготовленного ученика)
– Продолжаем путешествие по природным зонам России.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
(Рассказ ученика о зоне лесов)
– В зоне лесов растет много деревьев, но только одно хвойное дерево сбрасывает свой покров на зиму. Какое это дерево мы сможем ответить, разгадав кроссворд «Деревья».
(Учащиеся разгадывают кроссворд, слушая запись голосов леса)
– Путешествуем дальше.
4. Релаксация: (звучит тихая успокаивающая музыка)
– Положите головы на руки, закройте глаза и
представьте такую картину…
Степь, да степь кругом – так поется в русской
народной песне. Безбрежные просторы… Неоглядные
дали… Раздолье для ветров… Вот пробежал легкий
ветерок, и волнами закачался ковыль, как -
будто легкая зыбь коснулась тоненьких нежных
стебельков этого злака. Все тихо, спокойно и,
вдруг, как всполох, поднялось легкое пестрое
облако, - стая с трепетом взметнулась над степью и
так же неожиданно исчезла. Богат растительный и
животный мир степей, когда достаточно влаги.
– Наше путешествие по зоне степей продолжит экскурсовод. (Рассказ заранее подготовленного ученика)
– Найдем название цветов, которые растут в степи.
Кроссворд «Ромашка», работа в парах
Наше путешествие приближается к концу, и последняя остановка зона пустынь. (Рассказ заранее подготовленного ученика)
5. Итог урока
Индивидуальная работа по карточкам:
Напиши, о каких природных зонах
идет речь:
|
– В руках человека, а значит и в ваших руках, красота и богатство родной земли. Помни об этом!