Информационные технологии по теме "Антонимы"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Урок с использованием ИКТ

(по учебнику С.В.Иванова, УМК "Школа 21 века")

Тип урока: объяснение нового материала

Методы и приемы, используемые на уроке: деятельностный метод, частично-поисковый метод, объяснительно-иллюстративный метод с ИКТ-поддержкой; приемы: ассоциация, аналогия, сравнение, сопоставление, выделение главного, приемы самоконтроля и взаимоконтроля.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах, работа с компьютерной клавиатурой и мышью, работа в тетрадях, самостоятельная работа, фронтальный опрос.

Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, учебники русского языка, тетради, ручки, простые карандаши.

Цели:

  • дать понятие о словах с противоположным значением; уметь находить такие слова в тексте, знать их место употребления;
  • развивать орфографическую зоркость, словарный запас, творческие способности, навыки исследовательской деятельности, навыки учебной деятельности;
  • воспитывать интерес к русскому языку, дружелюбие, умение договориться; не допускать переутомления.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Словарно-орфографическая работа.
  3. Актуализация знаний.
  4. Основной этап.
  5. Итог урока.
  6. Рефлексия.
  7. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент, психологический настрой на урок.

Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Тут идеи и затеи,
Игры, шутки - все для вас!
Пожелаем всем удачи -
За работу в добрый час!

Е. Евтушенко говорил: "Людей неинтересных в мире нет", значит, мы все интересны друг другу и наша работа будет проходить в мире и согласии.

2. Словарно-орфографическая работа.

На слайде: см.яться, х.хикать, х.х.тать, смех.

Задание: вставить пропущенные буквы, найти лишнее слово. Объясните выбор.

Дети вставляют пропущенные буквы посредством мышки на экране (переключить на красный фломастер).

3. Актуализация знаний.

  1. Какое слово лишнее и почему? (Смех - не является синонимом)
  2. Почему слово смех не является синонимом? (отвечает на вопрос что?)
  3. Что такое синонимы? (Слова, разные по звучанию, но похожие по значению)
  4. Для чего они нужны нам в жизни? (Ответы детей)

4. Основной этап. Работа над темой урока.

А) Сообщение темы и целей урока.

Задание: подобрав синонимы, вы узнаете тему урока по начальным буквам:

  • Жадный - :(алчный)
  • Потоп - : (наводнение)
  • Боязливый - :(трусливый)
  • Гостиница - :(отель)
  • Внезапно - :(неожиданно)
  • Занимательный - :(интересный)
  • Неразговорчивый - ...(молчаливый)

Тема урока: Антоним. (гиперссылка на слайд с переводом)

Какие цели можно поставить себе на этот урок?

  • Узнать:
  • Уметь находить:
  • Уметь подбирать:

Б) Проблемная ситуация:

Прочтите слова и попробуйте определить, что такое антонимы, чем они похожи на синонимы и в чем их отличие.

На слайде: вход - выход; весёлый - грустный; смеяться - плакать.

Вывод: Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по своему значению, называются антонимами.

Сравните свой вывод с выводами в учебнике на стр.57.

В) Работа по учебнику.

*стр.56 - запиши слова парами;

* (На слайде) Разбор пословицы, выбор антонимов:

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Когда так говорят? Чему учит эта пословица?

*упражнение 3 - работа в парах и у доски (детям не видно)

Работу у доски проверяет учитель, работа в парах сравнивается с шаблоном.

  • Молодой старость
  • Весело южный
  • Север юг
  • Весёлый грустный
  • Молодость грустно

Запиши слова парами.

Не забудь: антонимы должны отвечать на один и тот же вопрос.

5. Итог урока. (слайд 10 с гиперссылкой "Не забудь")

С чем познакомились на уроке? Что такое антонимы? Что необходимо не забыть при определении антонимов?

6. Рефлексия.

Для рефлексии проведем игру "да-нетку" (гиперссылка на правило). Если согласны с утверждением - улыбаемся и хлопаем, не согласны, машем головой и руками "нет":

У антонимов:

противоположное значение? Сходное значение? Отвечают на один и тот же вопрос? На разные вопросы? Являются одной частью речи? Разными частями речи?

Улыбнитесь друг другу: вы молодцы, вы справились.

7. Домашнее задание.

  • Страница 57-58, упражнение 4;
  • Найти или придумать антонимы-рифмы.