Урок с использованием ИКТ
(по учебнику С.В.Иванова, УМК "Школа 21 века")
Тип урока: объяснение нового материала
Методы и приемы, используемые на уроке: деятельностный метод, частично-поисковый метод, объяснительно-иллюстративный метод с ИКТ-поддержкой; приемы: ассоциация, аналогия, сравнение, сопоставление, выделение главного, приемы самоконтроля и взаимоконтроля.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах, работа с компьютерной клавиатурой и мышью, работа в тетрадях, самостоятельная работа, фронтальный опрос.
Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, учебники русского языка, тетради, ручки, простые карандаши.
Цели:
- дать понятие о словах с противоположным значением; уметь находить такие слова в тексте, знать их место употребления;
- развивать орфографическую зоркость, словарный запас, творческие способности, навыки исследовательской деятельности, навыки учебной деятельности;
- воспитывать интерес к русскому языку, дружелюбие, умение договориться; не допускать переутомления.
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент.
- Словарно-орфографическая работа.
- Актуализация знаний.
- Основной этап.
- Итог урока.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент, психологический настрой на урок.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Тут идеи и затеи,
Игры, шутки - все для вас!
Пожелаем всем удачи -
За работу в добрый час!
Е. Евтушенко говорил: "Людей неинтересных в мире нет", значит, мы все интересны друг другу и наша работа будет проходить в мире и согласии.
2. Словарно-орфографическая работа.
На слайде: см.яться, х.хикать, х.х.тать, смех.
Задание: вставить пропущенные буквы, найти лишнее слово. Объясните выбор.
Дети вставляют пропущенные буквы посредством мышки на экране (переключить на красный фломастер).
3. Актуализация знаний.
- Какое слово лишнее и почему? (Смех - не является синонимом)
- Почему слово смех не является синонимом? (отвечает на вопрос что?)
- Что такое синонимы? (Слова, разные по звучанию, но похожие по значению)
- Для чего они нужны нам в жизни? (Ответы детей)
4. Основной этап. Работа над темой урока.
А) Сообщение темы и целей урока.
Задание: подобрав синонимы, вы узнаете тему урока по начальным буквам:
- Жадный - :(алчный)
- Потоп - : (наводнение)
- Боязливый - :(трусливый)
- Гостиница - :(отель)
- Внезапно - :(неожиданно)
- Занимательный - :(интересный)
- Неразговорчивый - ...(молчаливый)
Тема урока: Антоним. (гиперссылка на слайд с переводом)
Какие цели можно поставить себе на этот урок?
- Узнать:
- Уметь находить:
- Уметь подбирать:
Б) Проблемная ситуация:
Прочтите слова и попробуйте определить, что такое антонимы, чем они похожи на синонимы и в чем их отличие.
На слайде: вход - выход; весёлый - грустный; смеяться - плакать.
Вывод: Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по своему значению, называются антонимами.
Сравните свой вывод с выводами в учебнике на стр.57.
В) Работа по учебнику.
*стр.56 - запиши слова парами;
* (На слайде) Разбор пословицы, выбор антонимов:
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Когда так говорят? Чему учит эта пословица?
*упражнение 3 - работа в парах и у доски (детям не видно)
Работу у доски проверяет учитель, работа в парах сравнивается с шаблоном.
- Молодой старость
- Весело южный
- Север юг
- Весёлый грустный
- Молодость грустно
Запиши слова парами.
Не забудь: антонимы должны отвечать на один и тот же вопрос.
5. Итог урока. (слайд 10 с гиперссылкой "Не забудь")
С чем познакомились на уроке? Что такое антонимы? Что необходимо не забыть при определении антонимов?
6. Рефлексия.
Для рефлексии проведем игру "да-нетку" (гиперссылка на правило). Если согласны с утверждением - улыбаемся и хлопаем, не согласны, машем головой и руками "нет":
У антонимов:
противоположное значение? Сходное значение? Отвечают на один и тот же вопрос? На разные вопросы? Являются одной частью речи? Разными частями речи?
Улыбнитесь друг другу: вы молодцы, вы справились.
7. Домашнее задание.
- Страница 57-58, упражнение 4;
- Найти или придумать антонимы-рифмы.