"Я хочу вам сказать,
Когда простую песню слышишь,
Когда ты сам ее поешь, -
Одним дыханьем с нею дышишь
И в ногу вместе с ней идешь."
Л. Некрасова.
Музыка окружала меня с самого детства. Она делала мою жизнь более яркой, эмоциональной, насыщенной. Я очень любила петь. И в самые светлые, и в самые трудные минуты песня наполняла мою душу спокойствием, умиротворенностью, неизменно порождала оптимизм. Она же определила и выбор профессионального пути. Специальность дирижера - хоровика позволила мне увидеть, что музыка оказывает такое же воздействие на каждого человека и на развитие общества в целом. Эта профессия дала возможность осознать огромную роль музыки и пения в воспитании и обучении детей, в том числе и детей - дошкольников.
Песня - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, она сопровождает ребенка все время пребывания его в детском саду: в режимные моменты, на разных занятиях, в самодеятельной деятельности, на праздниках и развлечениях. Она воздействует на чувства детей, их поведение и взаимоотношения. Поэтому мне очень хочется работать так, чтобы песня стала для детей насущным занятием, чтобы шли они с песней по жизни "рука об руку", и чтоб у них пел не только голос, но и душа.
В процессе обучения детей - дошкольников пению музыкальный руководитель наряду с общими должен решать следующие специфические для данного вида деятельности задачи:
- обучать детей певческим умениям;
- учить песни, рекомендованные программой воспитания и обучения детей;
- развивать детский голос.
Особого внимания, на мой взгляд, требует постановка певческого голоса ребенка. Это одна из наиболее важных и наименее разработанных проблем теории и практики музыкально-педагогического воспитания дошкольников. Ее важность определяется:
- сензитивностью дошкольного детства в отношении становления певческих навыков;
- состоянием здоровья ребенка;
- значением вокализации для развития музыкального слуха;
- влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка музыкальности в целом.
О необходимости и продуктивности раннего обучения правильной вокализации говорил еще А.Е. Варламов, композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы. Он считал: "если учить ребенка петь с детства, его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом".
На протяжении ряда лет, следуя традиционной методике формирования певческой культуры дошкольников [Н.А.Ветлугина, Н.А.Метлов], я добивалась устойчивых положительных результатов. И однажды во всей полноте передо мной встали вопросы:
- Могу ли я совершенствовать свою работу по формированию певческих навыков?
- Если смогу, то каковы пути ее совершенствования?
- Можно ли найти отличные от традиционных методы и приемы реализации этого направления?
- Можно ли получить новые, более высокие результаты певческой деятельности дошкольников?
В последние годы в системе образования произошли существенные изменения, которые способствовали творческому раскрепощению педагогов ДОУ. Это, прежде всего возможность использовать в работе альтернативных программ и методик, призывающих к творческому поиску. Для меня - это возможность повышения профессиональной активности как музыкального руководителя. При этом я старалась не забывать слова Э.Гофмана: "Начало - дело такой огромной важности, что тут хорошо только самое лучшее". Применительно к моей профессиональной деятельности, "лучшее" - это то, что способствует подлинному воспитанию и развитию детей в соответствии с их возможностями и потребностями. Поэтому отбор в методическом материале "самого лучшего" для последовательного решения развивающих задач - стал главной целью совершенствования моего профессионального мастерства.
В 1993 году педагоги нашего ДОУ познакомились и стали работать по программе "Радуга", авторы которой впервые остро высветили проблему формирования у детей привычки к здоровому образу жизни. И тогда задача сохранения здоровья детей стала самой актуальной. Достаточное количество авторских и парциальных программ в то время помогли ответить на вопрос: как это делать? и давали возможность выбора методических решений.
- Знакомство с перечисленными программами помогло мне осознанно подключиться к работе по воспитанию здорового ребенка средствами музыки, что в последующем стало одним из ведущих задач всей моей деятельности, особенно в разделе " Развитие певческой культуры дошкольников". Здесь у меня определилось два пути обновления педагогического процесса:
- Оздоровительный.
- Развивающий.
В основу оздоровительного направления легло определение М.Л.Лазарева "Мотивация здоровья". Составными "Мотивация здоровья" автор считает физиологический и социальный компоненты. Физиологический компонент обуславливает потребность детей в дыхании, социальный - в общении.
Развитие дыхательной функции я стала рассматривать как психофизическую основу формирования здоровья своих воспитанников.
Программа Е.В.Рыбак дала мне возможность реализации социального компонента "Мотивация здоровья": помочь детям поверить в свои силы и возможности, по-новому взглянуть на тех, с кем приходиться общаться.
Удачной находкой воплощения в практику работы развивающего направления - формирование умений и навыков детей управлять своим голосом - стала для меня авторская методика Е.И.Юдиной. Ее "Азбука" привлекла меня своей оригинальностью подачи материала. Это, своего рода, линия развития певческих навыков детей, своеобразный "самоучитель" вокальной грамотности.
Программа "Здравствуй!" как основа развития певческого дыхания дошкольников.
Традиционная методика в области развития певческого дыхания предписывала следующее:
"Никаких специальных дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях не проводится. Дыхание укрепляется в процессе пеня. Музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что они не умеют управлять им. Достаточно музыкальному руководителю показать, как надо петь, не прерывая фразы, где взять дыхание, и ребенок легко справляется с этим" [Н.А.Метлов. Музыка - детям. Пособие для воспитателей и музыкального руководителя детского сада. М., "Просвещение", 1985].
Как бы в противовес этому мнению, автор программы "Здравствуй!", рассматривает дыхание как произвольную деятельность, определил его главным источником мотивации здоровья. Убежденный в том, что в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления, он отводит в программе центральное место музыке в целом, и вокально-речевому тренингу в частности.
Разрабатывая мотивационные подходы к формированию здоровья, автор рассматривает триаду "ДЫХАНИЕ - ЭМОЦИИ - РЕЧЬ" как единый взаимосвязанный процесс. Во время пения, следуя вокальному тексту, дыхательным паузам, ребенок видоизменяет темпоритм своего дыхания, и этим самим видоизменяются его обменные процессы, что, в свою очередь, по механизму обратной связи влияет на его психоэмоциональное состояние.
Для гармонического психофизического развития и формирования здоровья ребенка, по мнению автора необходим ряд условий, которые я стараюсь отслеживать в ходе своей профессиональной деятельности:
- началом любого оздоровительного процесса является оптимизация эмоционально-дыхательной деятельности организма с обязательным использованием звукового информационного потока (речь, пение);
- эмоционально-дыхательная деятельность должна быть сбалансирована с двигательными нагрузками (игра, танец, любые виды физических упражнений);
- в процессе образовательной деятельности доминирующим типом мышления должен быть художественный, обеспечивающий постоянный уровень эмоциональных нагрузок организма.
Базовой технологией, учитывающей все три вышеназванных условия формирования здорового ребенка, является вокально-речевой тренинг, описанный автором в разделе "Знакомство со звуками".
Цель данной работы: научить детей использовать звуки для своего развития и улучшения здоровья.
Задачи:
- улучшить показатели функции внешнего дыхания;
- повысить эмоциональный тонус;
- проводить диагностику здоровья (звуковой тест, звуковая диагностика);
- заниматься звуковой дыхательной гимнастикой.
Упоминая высказывание А.Н.Леонтьева о том, что "дыхание - это сырой материал речи", М.Лазарев отмечает, что еще большую роль дыхание играет не просто в речи, а в речи музыкальной.
На основании всего вышесказанного я глубоко убеждена в том, что дыхательные упражнения должны стать неотъемлемой частью каждого музыкального занятия.
"Азбука музыкально - творческого развития" как средство развития умения управлять своим голосом.
Разучивание песни, овладение певческими навыками наиболее продолжительный период. Песни различны по степени сложности: одни усваиваются легко, быстро, путем их повторения, другие - постепенно благодаря упражнениям, помогающим справиться с трудным мелодическим оборотом.
Методика Е.И.Юдиной помогла мне поддерживать эмоциональные переживания детей, создавать атмосферу активности и увлеченности.
В этом процессе певческим навыкам (правильному звукообразованию, равномерному расходованию дыхания, четкой дикции, чистоте интонации, слитности пения) соответствуют свои приемы. Для развития гибкости голоса и умения управлять им, очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения.
В зависимости от особенностей каждой песни, от поставленных задач я применяю различные вокально-певческие упражнения и использованием карт-схем.
В ходе этих упражнений решаются следующие задачи:
- уметь постепенно усиливать и ослаблять звучание от тихого к громкому, и наоборот;
- уметь изменять высоту голоса;
- научиться извлекать звуки при пении всеми способами;
- петь на одном звуке;
- уметь безошибочно различать и пропевать напевы, содержащие высокие и низкие звуки;
- уметь выразить чувства и настроения, которые пробудила музыка;
- развивать ладовое чувство.
Эта работа ценна еще с одной стороны. Для детей дошкольного возраста характерно наглядно - образное мышление. По результатам исследований отечественных и зарубежных психологов [А.Л.Венгер, А.В.Запорожец и др.] основным направлением развития образного мышления, воображения, памяти, должно стать развитие способности детей к замещению и пространственному моделированию. Для того, чтобы развить эту способность к замещению, умение видеть взаимосвязи, педагоги должны научить детей "читать" графическую аналогию. Карты - схемы Е.И.Юдиной помогают в полной мере решить данную задачу.
По моему глубокому убеждению, самым сложным и важным моментом в любой работе, особенно в работе педагога, является подведение итогов - оценка результативности деятельности. Основным ее критерием я считаю выполнение намеченных в самом начале целей и задач.
Основные достижения в реализации заявленной проблемы:
- Создавая на каждом занятии у детей общее положительное отношение к тем сведениям, которые хотела им передать, атмосферу общей привлекательности, мне удалось значительно увеличить долю эмоциональной нагрузки. Это, в свою очередь, сформировало у детей особую потребность, желание как можно чаще общаться с музыкой, рассуждать о ней.
- Значительно повысилась мотивация учения у детей: приятно осознавать, что у них появилось стремление научиться красиво петь, с этой целью они осознанно и старательно выполняют все обучающие упражнения, пытаясь достичь наилучших результатов.
- Более совершенно стало качество детского пения. Звучание голоса приобрело гибкость, звонкость, легкость. Юные певцы достаточно легко изменяют регистр голоса от низкого к высокому и наоборот, умеют постепенно усиливать и ослаблять звучание от тихого к громкому, равномерно распределяя дыхание. Дети поют выразительно и мелодично, принимая правильную певческую установку.
- Могу отметить изменения в психологическом микроклимате занятий: слабо поющие дети перестают чувствовать себя скованно среди "поющих" и "голосистых" детей. Различные формы работы по развитию певческой культуры помогли развить в них чувство коллективизма. Дети стали добрее, раскрепощеннее, они научились радоваться успехам своих друзей.
- Значительно пополнился словарный запас малышей за счет музыкальной терминологии и заучивания текстов музыкальных произведений. Дети легко и свободно излагают свои мысли, рассуждают по поводу услышанного, доказывают свою, отличную от мнения других, точку зрения.