Цель:
- Продолжить формирование представлений о возникновении Земли.
- Рассмотреть особенности внутреннего строения и внешних оболочек Земли. Рельеф Земли.
- Создать условия для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке с целью углубления знаний.
Задачи:
- Учащиеся должны знать внутреннее строение Земли и ее внешние оболочки.
- Учащиеся должны уметь логически мыслить, работать с учебником и презентацией.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Возникновение Земли
Мы с вами дружно все прошли.
Гипотез много мы встречали
И как могли их изучали,
А вот теперь настал тот час,
Чтобы кроссворд осилить наш.
– Кому принадлежат данные гипотезы?
1. Когда-то вблизи Солнца пролетала другая звезда, которая своим тяготением вырвала из него часть вещества. Сгустившись, оно дало начало планетам. (Джеймс Джинс.)
2. Солнце и планеты возникли из вращающегося раскаленного газового облака. Постепенно остывая, оно сжималось, образуя многочисленные кольца, которые, уплотняясь, создали планеты, а центральный сгусток превратился в Солнце. (Пьер Лаплас.)
3. Земной шар возник в результате катастрофы. Это была комета, которая столкнулась с солнцем. (Жорж Бюффон.)
4. Солнце было окружено гигантским облаком, которое состояло из частичек холодной пыли и замерзшего газа. Эти частички двигались, притягивались друг к другу, слипаясь. И со временем из этих сгустков образовались планеты нашей Солнечной системы. (Отто Юльевич Шмидт.)
5. Этот ученый предположил, что Солнечная система произошла из гигантского холодного пылевого облака. (Иммануил Кант.)
3. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы познакомимся:
- С внешней оболочкой Земли
- Внутренней оболочкой Земли
- Рельефом Земли.
(Рассказ учителя.)
Рассматривая внешние оболочки Земли нельзя не сказать о таких ученых как, австрийские ученый Эдвард Зюсс, который ввел понятия биосферы. По этим понятиям он понимал пространство. Наш соотечественник Владимир Иванович Вернадский конкретизировал и очертил границы жизни в биосфере. Но самое главное раскрыл роль живых организмов, которые охватывают все внешние оболочки Земли.
Внешние оболочки Земли.
Биосфера (био – жизнь) Оболочка заселенная живыми организмами. |
Атмосфера (атмос – пар)
|
Гидросфера (гидро – вода)
|
Литосфера (лито – камень)
|
Атмосфера: рассматривая границы жизни в атмосфере, мы можем сказать, что живые организмы распространены до озонового экрана это 20 – 25 км. Здесь можем встретить споры растений, микробы, птиц.
Гидросфера: водная оболочка Земли. В данную оболочку входят моря, океаны, реки, озера, ледники, грунтовые воды. И здесь мы везде можем встретить живых организмов рыб, водные растения.
Литосфера: каменная оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии. Это самая богатая оболочка Земли.
Учащиеся записывают схему (Внешние оболочки Земли) в тетради.
Вывод учащихся.
Какая она планета Земля, твердая или жидкая? (Вопрос всем.)
(Рассказ учителя.)
С глубокой древности величайшие умы человечества стремились узнать, что
находиться у нас глубоко под ногами, что служит основанием окружающего нас мира.
Тем не менее до настоящего времени о глубинных слоях Земли мы знаем меньше, чем
о космосе, и шансов когда-либо проникнуть в подземный мир не так уж и много.
Сегодня мы с вами проникнем и узнаем внутренние оболочки Земли.
Достоверно известно лишь то, что планету Земля покрывает каменная оболочка –
Земная кора.
Под земной корой располагается мантия, под мантией скрыто ядро Земли в форме
шара.
Рассказ учителя о ядре.
Самостоятельная работа учащихся по учебнику А.А.Плешакова на ст. 56 абзац 3
мантия Земли.
Записать в тетради особенности мантии.
Земная кора записи в тетрадь.
(Рассказ учителя.)
Рельеф. Земная поверхность имеет форму и очертания. Все ее неровности и равнины называются рельефом. Рельеф образовался в результате действия внутренних и внешних процессов, действующих на Землю.
4. Закрепление полученных на уроке знаний.
Задание:
- Из цветной бумаги сделать макет внутреннего строения Земли. И рассказать о внутреннем строении Земли.
- Найдите соответствие между оболочкой Земли и ее характеристикой.
- Вставь пропущенное слово.
Домашнее задание.
- Разгадать ребусы (см. Приложение.)
- Изучить текст ст. 56 учебника до слов “Земная кора состоит из горных пород”.
- Выполнить устно задание в рубрике “Выбери правильный ответ” с.60.