Авторская поэзия Б.Пастернака "Опять весна…". Приемы анализа стихотворного текста

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательные:
    • продолжить обучение выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.
  • Развивающие:
    • организация эмоционального читательского восприятия текста и формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;
    • формирование представлений о способах создания образа-переживания в лирике, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умений находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;
  • Воспитательные:
    • формирование положительной мотивации к литературному чтению;
    • воспитывать умение видеть и замечать прекрасное вокруг нас.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, программа Power Point. презентация к уроку, таблицы цветовосприятия, рефлексия.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Доброго всем утра, удачного дня и хорошего настроения!

II. Настрой на работу

– Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Каждый урок – это частичка вашей жизни, а в жизни важно, чтобы рядом был друг, близкий человек, способный понять и подарить своё тепло. Возьмитесь за руки, соедините ладони, почувствуйте тепло своих рук, своих сердец. Улыбнитесь друг другу.
– На сегодняшнем уроке я приглашаю вас к разговору о творчестве, давайте поговорим о прекрасном и о тех людях, которые умеют видеть это прекрасное и передавать нам в своём творчестве.

III. Поэтическая разминка (домашнее задание)

– Я просила вас дома перечитать поэтические произведения и отобрать то стихотворение, которое ближе вам, понятней, ярче и затронуло ваше сердце, ваши чувства. Но прежде прочтите эпиграф к нашему уроку:

Стихи не пишутся – случаются
Как чувства или же закат…

А. Вознесенский (слайд 2)

У: Как вы понимаете эти строки?
Д: Стихи рождаются в душе поэта, когда он испытывает какие-то чувства, когда к нему приходит вдохновение, муза, озарение.
У: А какие чувства испытывают люди?
Д: Любовь, ненависть, радость, грусть, печаль, разочарование, одиночество, тоска, тревога…

Дети читают наизусть отобранные дома стихи, аргументируя свой выбор. Учитель читает наизусть отрывок из стихотворения А. Ахматовой:

Я научилась просто мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго пред вечером бродить,
Чтобы унять ненужную тревогу…

Комментарий учителя: Стихи А. Ахматовой мне очень близки по духу и на протяжении всего урока мы будем обращаться к её творчеству.

IV. Работа по теме урока

1. Актуализация знаний

У: Мы начали наш разговор о творчестве. Какие виды творчества вы знаете?
Д: Поэтическое, художественное, музыкальное.
У: Поэтическое творчество мы затронули и вскоре продолжим, а что вы можете сказать о художественном творчестве?
Д: Художник свои чувства, настроение, при помощи красок, передаёт в художественных образах. (слайд 3)
У: Музыкальное творчество. Постановка проблемы урока.
– Сейчас вы прослушаете фрагмент музыкального произведения Эдварда Грига (величайший композитор 19 века). Внимательно вслушайтесь и ответьте, что навеяла вам эта музыка, какие картины и образы вы себе представили, слушая это музыкальное произведение? Сделайте краткие записи в тетрадях (слайд 4)
Д: Солнышко просыпается, утро в деревне, пробуждение природы, приход весны, первый лучик солнца, прощание с зимой…
У: Вы правы. Эдвард Григ назвал своё произведение «Утро». Весеннее утро, пробуждение природы. А когда природа пробуждается?
Д: Весной.
У: Какие события ещё происходят весной?
Д: Пробуждаются лучшие чувства в каждом из нас и добрые качества, улучшается настроение, люди улыбаются и радуются солнышку. (слайд 5)

2. Знакомство с творчеством Б.Пастернака

У: Опять весна. Вы правы. На сегодняшнем уроке я хочу познакомить вас с удивительным поэтом – Борисом Пастернаком. 10 февраля 2010 года ему бы исполнилось 120 лет.
Прожил Б. Пастернак 70 лет. Сегодня первая ступенька, первое познание поэта. (слайд 6)

– Я хочу вас удивить… Мама Б. Пастернака была известной пианисткой и с детства сумела привить маленькому Борису любовь к музыке. И он увлёкся музыкой, буквально влюбился в неё. Сам сочинял музыкальные произведения и даже мечтал о композиторской деятельности. Так было до 11 лет. Но в жизни часто всё меняется. Нам Борис Пастернак известен как поэт, необычный поэт. В чём же спросите вы его необыкновенность. Я вам отвечу так: бывает поэзия описательная (описывает явления природы, происходящие действия, события), а бывает поэзия необыкновенно чувственная. Вот именно такая, как у Бориса Пастернака. Иными словами такая поэзия называется метафорической поэзией.

Оглянись, и ты увидишь…

– Вот бы научиться видеть и чувствовать как Б. Пастернак!.. Попробуем?!.

3. Первичное знакомство со стихотворением Б. Пастернака «Опять весна»

У: Что вы увидели? Что почувствовали? Какие ощущения испытываете?
Д: Увидели образ весны, чувства смешанные: восторг и уныние, радость и грусть, одиночество и безысходность… (слайд 7)
У: Способность поэта словами нарисовать картину, создать художественный образ действительности и донести до читателя – вот настоящая поэзия, вот то понятие «стихи случаются…»
– Прочтите стихотворение вполголоса, попытайтесь проникнуться чувствами, переданными поэтом.

4. Анализ произведения – смысловое содержание + анализ литературных приёмов

У: Как по-вашему, мы будем анализировать данное стихотворение?
Д: Построчно, блоками, целым стихотворением.
У: Подходит смешанный тип анализа (исходя из динамики, происходящих событий)
У: Итак, работаем:

  • обрывки речей – недослышанное;
  • порой прошлогодней – в прошлом году;

У: Назовите литературный приём, использованный автором.
Д: Эпитет

  • сызнова – вновь, снова;

У: Вышел из рощи снова ручей... (слайд 8)
Д: Поэтическая метафора.
У: Сдвинула льды и вздулась запруда – движение, динамика, сила и мощь водного потока. (слайд 9)
У: Это поистине новое чудо… В чём же состоит это чудо?
Д: Происходящее вокруг – это и есть чудо. Это необходимо увидеть и прочувствовать. (слайд 10)
У: Это её чародейство и диво…
Д: Действие чар, удивляющее всех. Поэтическая метафора. (слайд 11)
У: Плечи, косынка, стан….
Д: Образ «Девушка-весна». Олицетворение. (слайд 12)
У: Это Снегурка у края обрыва… (слайд 13)
Д: Она должна уйти, уступить весне…Поэтическая метафора.
У: Снегурка должна уйти – это неизбежно. Течение времени продолжается.
У: Как называется литературный приём, при котором сталкиваются противоположности?
Д: Контраст… (слайд 14)
У:

Лампой висячего водопада
К круче с шипением пригвождена…

Д: Водопад сравнивается с огромной лампой, его мощный поток срывается со скалы с шипением, озаряя (освещая) всё вокруг. Поэтическая метафора. (слайд 15)

5. Работа над выразительным чтением

  • логическое ударение
  • паузы
  • темп
  • интонация
  • рифма

У: Найдите и подчеркните в тексте рифмующиеся слова. Прочтите что получилось?
Д: Основной сюжет стихотворения.
У: Найдите в тексте момент наивысшего напряжения. Как называется такой приём?
Д: Кульминация.

V. Релаксация

У: А сейчас закройте глаза, Опустите головы, представьте себе происходящее в произведении Б. Пастернака. Попытайтесь мысленно нарисовать образ весны, прочувствуйте её наступление.

(Звучит музыка А. Вивальди «Весна»)

VI. Выразительное чтение стихотворения детьми

VII. Цветовосприятие

У: Художник для создания образа пользуется красками, музыкант с помощью нот создаёт эти образы, поэты умеют подобрать такие нужные слова, при помощи которых мы проникаемся его мыслями и чувствами.
– Давайте попробуем совместить работу художника, музыканта и поэта. При помощи красок выразим это стихотворение. Как вы его представляете в цветовой гамме.
– У вас на партах лежат таблицы восприятия. Вдумайтесь, в каком цвете вы видите 1 куплет, второй и третий. (Работа с таблицами цветовосприятия).

(Затем дети анализируют выполненную работу).

VIII. Итог урока

У: Наш урок подходит к концу. Как, по-вашему, он прошёл? (Ответы детей)
– С творчеством какого поэта мы сегодня начали знакомство?
Д: Бориса Пастернака. (слайд 16)
У: Поэты никогда не умирают. Они живут вечно в своих стихах, а мы ныне живущие, читая их произведения, черпаем в них жизненные силы, исцеляем души и находим ответы на многие вопросы.
Анна Ахматова посвятила Борису Пастернаку свои стихи. Послушайте их. (слайд 17)
У: В память о поэтах, художниках, музыкантах прослушайте это произведение. (звучит песня «Память» в исполнении И. Талькова)
Д: Иными словами, поэты, музыканты, художники живу вечно в своих произведениях, в нашей памяти, в наших душах и сердцах. Наш сегодняшний урок – тому подтверждение…

IX. Рефлексия

У: И всё же жизнь продолжается, день сменяет ночь, опять весна… пробуждает природу, наши чувства…
– Давайте создадим свой весенний образ, атмосферу позитива и добра. (Коллективное творческое дело – поляна с первоцветами. Звучит музыка А. Вивальди «Весна»).

У:

Пусть в душе всегда звучит весенняя музыка
Звонкая, как журчание ручья,
Радостная, как пение птиц,
И нежная, как слова любви…

У: Наш урок подошёл к концу. Спасибо за активную работу на уроке.

X. Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть.