Цели:
- Образовательные:
- продолжить обучение выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.
- Развивающие:
- организация эмоционального читательского восприятия текста и формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;
- формирование представлений о способах создания образа-переживания в лирике, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умений находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;
- Воспитательные:
- формирование положительной мотивации к литературному чтению;
- воспитывать умение видеть и замечать прекрасное вокруг нас.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, программа Power Point. презентация к уроку, таблицы цветовосприятия, рефлексия.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
– Доброго всем утра, удачного дня и хорошего настроения!
II. Настрой на работу
– Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Каждый
урок – это частичка вашей жизни, а в жизни важно,
чтобы рядом был друг, близкий человек, способный
понять и подарить своё тепло. Возьмитесь за руки,
соедините ладони, почувствуйте тепло своих рук,
своих сердец. Улыбнитесь друг другу.
– На сегодняшнем уроке я приглашаю вас к
разговору о творчестве, давайте поговорим о
прекрасном и о тех людях, которые умеют видеть
это прекрасное и передавать нам в своём
творчестве.
III. Поэтическая разминка (домашнее задание)
– Я просила вас дома перечитать поэтические произведения и отобрать то стихотворение, которое ближе вам, понятней, ярче и затронуло ваше сердце, ваши чувства. Но прежде прочтите эпиграф к нашему уроку:
Стихи не пишутся – случаются
Как чувства или же закат…
А. Вознесенский (слайд 2)
У: Как вы понимаете эти строки?
Д: Стихи рождаются в душе поэта, когда он
испытывает какие-то чувства, когда к нему
приходит вдохновение, муза, озарение.
У: А какие чувства испытывают люди?
Д: Любовь, ненависть, радость, грусть,
печаль, разочарование, одиночество, тоска,
тревога…
Дети читают наизусть отобранные дома стихи, аргументируя свой выбор. Учитель читает наизусть отрывок из стихотворения А. Ахматовой:
Я научилась просто мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго пред вечером бродить,
Чтобы унять ненужную тревогу…
Комментарий учителя: Стихи А. Ахматовой мне очень близки по духу и на протяжении всего урока мы будем обращаться к её творчеству.
IV. Работа по теме урока
1. Актуализация знаний
У: Мы начали наш разговор о творчестве.
Какие виды творчества вы знаете?
Д: Поэтическое, художественное,
музыкальное.
У: Поэтическое творчество мы затронули
и вскоре продолжим, а что вы можете сказать о
художественном творчестве?
Д: Художник свои чувства, настроение,
при помощи красок, передаёт в художественных
образах. (слайд 3)
У: Музыкальное творчество. Постановка
проблемы урока.
– Сейчас вы прослушаете фрагмент музыкального
произведения Эдварда Грига (величайший
композитор 19 века). Внимательно вслушайтесь и
ответьте, что навеяла вам эта музыка, какие
картины и образы вы себе представили, слушая это
музыкальное произведение? Сделайте краткие
записи в тетрадях (слайд 4)
Д: Солнышко просыпается, утро в деревне,
пробуждение природы, приход весны, первый лучик
солнца, прощание с зимой…
У: Вы правы. Эдвард Григ назвал своё
произведение «Утро». Весеннее утро, пробуждение
природы. А когда природа пробуждается?
Д: Весной.
У: Какие события ещё происходят весной?
Д: Пробуждаются лучшие чувства в каждом
из нас и добрые качества, улучшается настроение,
люди улыбаются и радуются солнышку. (слайд 5)
2. Знакомство с творчеством Б.Пастернака
У: Опять весна. Вы правы. На
сегодняшнем уроке я хочу познакомить вас с
удивительным поэтом – Борисом Пастернаком. 10
февраля 2010 года ему бы исполнилось 120 лет.
Прожил Б. Пастернак 70 лет. Сегодня первая
ступенька, первое познание поэта. (слайд 6)
– Я хочу вас удивить… Мама Б. Пастернака была известной пианисткой и с детства сумела привить маленькому Борису любовь к музыке. И он увлёкся музыкой, буквально влюбился в неё. Сам сочинял музыкальные произведения и даже мечтал о композиторской деятельности. Так было до 11 лет. Но в жизни часто всё меняется. Нам Борис Пастернак известен как поэт, необычный поэт. В чём же спросите вы его необыкновенность. Я вам отвечу так: бывает поэзия описательная (описывает явления природы, происходящие действия, события), а бывает поэзия необыкновенно чувственная. Вот именно такая, как у Бориса Пастернака. Иными словами такая поэзия называется метафорической поэзией.
Оглянись, и ты увидишь…
– Вот бы научиться видеть и чувствовать как Б. Пастернак!.. Попробуем?!.
3. Первичное знакомство со стихотворением Б. Пастернака «Опять весна»
У: Что вы увидели? Что почувствовали?
Какие ощущения испытываете?
Д: Увидели образ весны, чувства
смешанные: восторг и уныние, радость и грусть,
одиночество и безысходность… (слайд 7)
У: Способность поэта словами нарисовать
картину, создать художественный образ
действительности и донести до читателя – вот
настоящая поэзия, вот то понятие «стихи
случаются…»
– Прочтите стихотворение вполголоса,
попытайтесь проникнуться чувствами, переданными
поэтом.
4. Анализ произведения – смысловое содержание + анализ литературных приёмов
У: Как по-вашему, мы будем
анализировать данное стихотворение?
Д: Построчно, блоками, целым
стихотворением.
У: Подходит смешанный тип анализа
(исходя из динамики, происходящих событий)
У: Итак, работаем:
- обрывки речей – недослышанное;
- порой прошлогодней – в прошлом году;
У: Назовите литературный приём,
использованный автором.
Д: Эпитет
- сызнова – вновь, снова;
У: Вышел из рощи снова ручей... (слайд 8)
Д: Поэтическая метафора.
У: Сдвинула льды и вздулась запруда –
движение, динамика, сила и мощь водного потока.
(слайд 9)
У: Это поистине новое чудо… В чём же
состоит это чудо?
Д: Происходящее вокруг – это и есть
чудо. Это необходимо увидеть и прочувствовать.
(слайд 10)
У: Это её чародейство и диво…
Д: Действие чар, удивляющее всех.
Поэтическая метафора. (слайд 11)
У: Плечи, косынка, стан….
Д: Образ «Девушка-весна». Олицетворение.
(слайд 12)
У: Это Снегурка у края обрыва… (слайд 13)
Д: Она должна уйти, уступить
весне…Поэтическая метафора.
У: Снегурка должна уйти – это неизбежно.
Течение времени продолжается.
У: Как называется литературный приём,
при котором сталкиваются противоположности?
Д: Контраст… (слайд 14)
У:
Лампой висячего водопада
К круче с шипением пригвождена…
Д: Водопад сравнивается с огромной лампой, его мощный поток срывается со скалы с шипением, озаряя (освещая) всё вокруг. Поэтическая метафора. (слайд 15)
5. Работа над выразительным чтением
- логическое ударение
- паузы
- темп
- интонация
- рифма
У: Найдите и подчеркните в тексте
рифмующиеся слова. Прочтите что получилось?
Д: Основной сюжет стихотворения.
У: Найдите в тексте момент наивысшего
напряжения. Как называется такой приём?
Д: Кульминация.
V. Релаксация
У: А сейчас закройте глаза, Опустите головы, представьте себе происходящее в произведении Б. Пастернака. Попытайтесь мысленно нарисовать образ весны, прочувствуйте её наступление.
(Звучит музыка А. Вивальди «Весна»)
VI. Выразительное чтение стихотворения детьми
VII. Цветовосприятие
У: Художник для создания образа
пользуется красками, музыкант с помощью нот
создаёт эти образы, поэты умеют подобрать такие
нужные слова, при помощи которых мы проникаемся
его мыслями и чувствами.
– Давайте попробуем совместить работу
художника, музыканта и поэта. При помощи красок
выразим это стихотворение. Как вы его
представляете в цветовой гамме.
– У вас на партах лежат таблицы восприятия.
Вдумайтесь, в каком цвете вы видите 1 куплет,
второй и третий. (Работа с таблицами
цветовосприятия).
(Затем дети анализируют выполненную работу).
VIII. Итог урока
У: Наш урок подходит к концу. Как,
по-вашему, он прошёл? (Ответы детей)
– С творчеством какого поэта мы сегодня начали
знакомство?
Д: Бориса Пастернака. (слайд 16)
У: Поэты никогда не умирают. Они живут
вечно в своих стихах, а мы ныне живущие, читая их
произведения, черпаем в них жизненные силы,
исцеляем души и находим ответы на многие вопросы.
Анна Ахматова посвятила Борису Пастернаку свои
стихи. Послушайте их. (слайд 17)
У: В память о поэтах, художниках,
музыкантах прослушайте это произведение.
(звучит песня «Память» в исполнении И. Талькова)
Д: Иными словами, поэты, музыканты,
художники живу вечно в своих произведениях, в
нашей памяти, в наших душах и сердцах. Наш
сегодняшний урок – тому подтверждение…
IX. Рефлексия
У: И всё же жизнь продолжается, день
сменяет ночь, опять весна… пробуждает природу,
наши чувства…
– Давайте создадим свой весенний образ,
атмосферу позитива и добра. (Коллективное
творческое дело – поляна с первоцветами.
Звучит музыка А. Вивальди «Весна»).
У:
Пусть в душе всегда звучит весенняя музыка
Звонкая, как журчание ручья,
Радостная, как пение птиц,
И нежная, как слова любви…
У: Наш урок подошёл к концу. Спасибо за активную работу на уроке.
X. Домашнее задание
Выучить стихотворение наизусть.