Система организации учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями как один из путей развития инклюзивного образования

Разделы: Администрирование школы, Инклюзивное образование


Глоссарий.

Предметная коррекция – совокупность учебных занятий с учащимися, направленных на своевременное выявление и устранение индивидуальных пробелов в знаниях, умениях и навыках, формирование общеучебных умений и навыков, на пропедевтику изучения наиболее сложных разделов программы.

Промежуточная задолженность – неусвоенные по различным причинам знания, умения и навыки учащегося по какому-либо разделу учебного предмета, восполнить которые и сдать в любой из предложенных форм (зачет, тест, контрольная работа и т. д.) учащийся может в установленные сроки.

Отработка пропущенных уроков – процесс проведения учителем учебных занятий вне расписания учащегося с целью восстановления пропущенных уроков учеником по причине болезни.

Микрокабинеты – небольшой кабинет, находящийся в общем кабинете и отгороженный перегородками от других микрокабинетов. В одном общем кабинете может находиться до пяти микрокабинетов.

Область применения данной образовательной системы:

современная образовательная инфраструктура, развитие инклюзивного образования.

Общее описание образовательной системы.

I. Актуальность создания системы организации учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями.

Ежегодно в Санкт-Петербурге статистикой фиксируется рост числа детей с различными заболеваниями. Многие из них, в том числе инвалиды, имеют ограничения для занятий в массовой общеобразовательной системе. Такие дети на основании медицинских документов обучаются на дому при школах по месту жительства.

Обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, формированию у ребенка замкнутости, нежелания и боязни общения с другими людьми.

В настоящее время осуществляется попытка интегрировать детей с ограниченными возможностями в массовую школу в полном объеме. Но не всех детей с ограниченными возможностями можно включать в образовательный процесс в обычный класс. Это связано со спецификой заболевания каждого отдельно взятого ребенка.

Кроме того, включение в образовательный процесс таких детей в массовой школе, требует дополнительных материальных ресурсов. На наш взгляд, интеграция ребенка с ограниченными возможностями в рамках одного общеобразовательного учреждения предполагает, что дополнительные бесплатные услуги это учреждение должно оказывать не только данной категории детей, но и всем учащимся, например, индивидуальные занятия с логопедом, психологом, занятия ЛФК и т. д.

Система организации учебно-воспитательного процесса в школе № 688 Приморского района Санкт-Петербурга позволяет успешно решать задачу интеграции таких детей в общество, проблему их социальной адаптации, а также качественного образования имеющимися на сегодняшний день ресурсами. Цель этой статьи – поделиться опытом с другими образовательными учреждениями, имеющими необходимость организации учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями.

II. Нормативно-правовая база.

Деятельность Государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 688 Приморского района Санкт-Петербурга, осуществляющей индивидуальное надомное обучение регламентируются следующими нормативно-правовыми документами:

Нормативные документы федерального и регионального уровней:

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Закон РФ “Об образовании”.
  3. Федеральный закон № 102-ф3 от 20.07.2000 г. “О внесении изменения и дополнения в статью 16 закона РФ “Об образовании””.
  4. Типовое положение об образовательном учреждении.
  5. Приказ Министерства образования РФ от 09.03.04 г. № 1312 “Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования”.
  6. Письмо Министерства образования № 17-253-6 от 14.11.1988 “Об индивидуальном обучении больных детей”.
  7. Рекомендации Комитета по образованию № 541-уд. от 08.10.97 г. “Об организации индивидуального обучения для часто длительно болеющих учащихся и учащихся, пропустивших занятия более одного года”.
  8. Приказ Комитета по образованию № 140 от 03.04.95 “Об информировании родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся и воспитанников о деятельности образовательного учреждения”.
  9. Распоряжение Комитета по образованию № 598-р от 08.05.07 “О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2007/2008 учебный год.
  10. Перечень “Заболевания, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от массовой школы” от 26.07.80 г. № 381-М/16-13-186.
  11. Постановление Правительства РФ от 18.07.96 г. № 861 “Об утверждении порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях”.
  12. Министерство образования РФ “Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения” № 27/2643-6 от 28.02.03 г.
  13. Проект № 97801857-2 закона РФ “Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)” от 02.06.99 г.
  14. Указ президента РФ “О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов” № 1011 от 01.07.96 г.
  15. Указ президента РФ № 394 25.03.93 г. “О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов”.
  16. Постановление Министерства труда РФ от 08.09.93 г. № 150 “О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам набольшую возможность быть конкурентно способными на региональных рынках труда”.

Локальные документы ГОУ школы № 688:

  1. Договор с родителями (Приложение 1).
  2. Форма заявления родителей при приеме учащегося в школу.

Прием детей в образовательное учреждение осуществляется при наличии заключения клинико-экспертной комиссии лечебно-профилактических учреждений об обучении на дому и стандартного набора документов для поступления в школу. Но некоторые документы имеют отличительные особенности (договор с родителями, заявление).

В последние десятилетие в Российской Федерации получил распространение опыт организации школ индивидуального надомного обучения. Однако, нормативные документы, регламентирующие деятельность этих школ, на наш взгляд, разработаны недостаточно и не в полной мере учитывают их специфику, в частности, нормативный учебный план “Об индивидуальном обучении больных детей на дому” (Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 г. № 17-253-6). В связи с этим, в школе был разработан Учебный план с учетом нормативных актов, специфики контингента учащихся и социального заказа родителей. Статья об Учебном плане была опубликована ранее. См. ссылку: https://urok.1sept.ru/articles/520900/

III. Организация учебного процесса.

Для успешной реализации целей образовательной системы школы образовательный процесс имеет различные формы организации обучения (индивидуально, в паре, в группе) и варианты условий обучения (в школе, на дому, комбинированно).

В школе разработано несколько типов расписания учебных занятий: расписание уроков учащихся и учителей в школе, расписание уроков учащихся на дому или комбинированно, расписание занятий по предметной коррекции, расписание групповых занятий. Все расписания имеют динамический характер. Своеобразна система оформления классных журналов, а также замещения уроков. В отличие от других школ, в школе надомного обучения имеет место такая ситуация как отработка пропущенных уроков. Вся эта работа регламентируется следующими локальными документами, разработанными в школе: Инструкция по ведению классного журнала, Положение о предметной коррекции, Положение о ликвидации промежуточной задолженности, Журнал учета отсутствующих учащихся, Журналы учета замещенных и совмещенных уроков, Положение об организации замещений и совмещений уроков и др. (Приложение 2).

С целью сохранения здоровья учащихся для тех детей, кому противопоказаны занятия физической культурой, в школе разработана система занятий лечебной физкультурой. Эти занятия проводит учитель, имеющий медицинское образование.

IV. Особенности социально-воспитательной работы.

Наряду с реализацией традиционных целей воспитательной работы, в школе индивидуального надомного обучения акцент делается на решении следующих специфических задач:

– преодоление социальной изоляции детей, обучающихся на дому, длительное время пребывающих на стационарном лечении;
– увеличение поля социальной активности детей;
– коррекция психоэмоциональных состояний;
– профилактика и коррекция отклоняющегося поведения.

Исходя из этих целей, школа применяет соответствующие формы социально – воспитательной работы:

– Индивидуальный образовательный маршрут (Приложение 3).
– Предметные декады.

Основная форма проведения – интегрированный урок.

Цель: развитие познавательной и личностной активности через работу в группе каждого ребенка независимо от его познавательных способностей и уровня учебной подготовки. В предметных декадах участвует 97 % учащихся, в том числе и те, кто обучается на дому. Они выполняют стенгазеты, творческие работы, модели и др. и их вклад оценивается педагогами.

– Экскурсионная деятельность.

В связи с проблемами соматического, психофизического характера и социальной незащищенностью семей детей – инвалидов развитие данного направления представляет особую трудность. Пути решения:

1. Привлечение родителей в качестве сопровождающих.
2. Экскурсии проводятся бесплатно на основании письменных просьб администрации школы к администрации музеев.
3. Систематическое проведение экскурсий в рамках элективного курса МХК “Музейное дело” в 9 классе.
4. Использование во внеклассной работе виртуальных экскурсий.

– Мероприятия в рамках классных часов.

Обычно в школе индивидуального надомного обучения классные часы имеют расширенный, интегрированный характер с участием разновозрастных групп детей, но иногда они проходят индивидуально по конкретной проблеме ребенка или малой группы детей. Часто на расширенных классных часах присутствуют родители.

– Общешкольные мероприятия.

Тематика общешкольных праздников и мероприятий, посвященных памятным датам и общественно значимым событиям традиционная. Характерной особенностью является вовлечение в активную деятельность (например, участие в спектаклях) максимального количества учащихся вне зависимости от способностей, уровня развития речи, нервно-психических заболеваний, физических дефектов.

– Спортивно-оздоровительные мероприятия.

Несмотря на III–V группы здоровья 90 % детей вовлечены в ту или иную спортивно-оздоровительную деятельность. Основным принципом работы педагога физической культуры и ЛФК является комплексный подход к проблемам учащегося на всем протяжении его обучения в школе. На уроках физической культуры и ЛФК ставятся цели не только касающиеся физической подготовки учащихся. В первую очередь создаются условия для всестороннего развития ребенка, способствующие максимальному раскрытию его личностного потенциала. Методы и формы работы педагога ЛФК направлены на создание эмоционально положительного состояния ребенка, что способствует его общему оздоровлению. Основной акцент делается на спортивные игры, где дети забывают о своей болезни. На занятиях используются специальные комплексы ЛФК для учащихся, имеющих различные медицинские показания. Для детей с ограниченными возможностями проводятся турниры по теннису, минифутболу, баскетболу, активно используется тренажерный зал.

V. Результативность.

Система организации учебно-воспитательного процесса в школе № 688 Приморского района Санкт-Петербурга обеспечивает достижение целей социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями, успешное усвоение базовой общеобразовательной программы, развитие творческого потенциала, сохранение здоровья учащихся. Об этом говорят следующие факты:

  1. Отсутствие немотивированных пропусков учебных занятий учащимися, положительная мотивация к учебе.
  2. Положительная успеваемость учащихся.
  3. На повторное обучение за все время существования школы был оставлен только один ученик.
  4. 100 % выпускников школы ежегодно получают аттестаты.
  5. Продолжение непрерывного образования выпускниками. 99 % продолжают обучение в 10 классе, СУЗах или на курсах. После 9 класса 1% учащихся не продолжают свое образование по состоянию здоровья. После 11 класса 97 % выпускников поступают в ВУЗы на бюджетное или коммерческое отделения, СУЗы, реабилитационные центры. 3 % учащихся не продолжают свое образование по состоянию здоровья. Учащиеся школы становятся лауреатами и дипломантами различных конкурсов районного и городского уровня.
  6. Не ухудшается, а в некоторых случаях улучшается состояние здоровья учащихся (по результатам медицинского мониторинга и отзывов родителей)

Необходимое ресурсное обеспечение при применении данной образовательной системы

1. Педагогические кадры с определенными личностными качествами.

Работа с детьми с ограниченными возможностями требует от учителей умения сочетать безграничное терпение, милосердие с требовательностью, принципиальностью. Учитель должен владеть специфическими методами и приемами работы с детьми, имеющими большие проблемы в обучении и социализации.

2. Структура микрокабинетов.

Т. к. занятия в школе ведутся индивидуально, в паре или в группе, то более комфортная психологическая ситуация создается в условии занятия в небольшом по площади кабинете. При условии невозможности иметь в здании школы много отдельных небольших изолированных друг от друга кабинетов наиболее приемлемый выход – это создать в больших кабинетах микрокабинеты, отделив их друг от друга перегородками.

3. Дополнительная служба сопровождения учащихся с ограниченными возможностями.

При работе с детьми с ограниченными возможностями необходимо иметь следующих сотрудников: медицинский работник, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, учитель физкультуры с медицинским образованием, дефектолог, социальный педагог.

4. Мобильный компьютерный класс.

Т. к. в школе учатся дети с ограниченными возможностями, то среди них встречаются такие, которые находятся на длительном лечении дома. Обучение этих детей осуществляется на дому. При наличии мобильного компьютерного класса учитель имеет возможность использовать ИКТ при работе с учеником дома или возможности дистанционного обучения.

Технология внедрения образовательной системы.

Что?

Система организации учебно-воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями как один из путей развития инклюзивного образования.

Для чего?

Существуют определенные виды коррекционных учреждений для детей слепых и слабовидящих, глухих и плохо слышащих, детей задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с диагнозом детский церебральный паралич. Но есть категория детей, которые не могут быть определены ни к одному виду коррекционных учреждений. Это дети с сохранным интеллектом и тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями.

Обучение в обычной массовой школе может привести к возникновению определенных серьезных проблем в обучении, связанных с длительным пребыванием ребенка на лечении в стационаре, санатории без обучения, с систематическими пропусками занятий по состоянию здоровья. Обучение носит фрагментарный характер, что не позволяет учащемуся усвоить базовые знания по предметам за текущий период и продолжать получать образование на следующей ступени обучения. Это часто приводит к повторному обучению, когда ребенок может быть оставлен на второй год обучения и не один раз. Специальная организация учебно-воспитательного процесса, разработанная в нашей школе, позволяет учащимся успешно оканчивать каждый класс. Эта система подразумевает оперативное принятие решения по подбору форм и методов обучения.

Большинство учащихся нашей школы (в том числе дети-инвалиды) и их семьи относятся к социально незащищенной категории граждан (более 60 %), что ограничивает их возможности в предоставлении дополнительного образования своим детям, а порой и в создании приемлемых условий для обучения ребенка на дому.

Другая острая и важная проблема, стоящая перед больными детьми и их родителями, это социальная изоляция, в которую попадает ребенок из-за своего заболевания. Возможность посещать школу, обучаться не только индивидуально, но в парах, малых группах, активно участвовать в школьной жизни позволяет детям преодолеть синдром “гадкого утенка”, успешно социализироваться и принимать участие в мероприятиях районного, городского и Всероссийского масштабов.

Система организации учебно-воспитательного процесса в нашей школе разработана для успешного решения этих основных проблем детей с ограниченными возможностями.

Для кого?

Данная образовательная система адресована как школам надомного обучения, так и другим общеобразовательным учреждениям, в которых есть категория детей с ограниченными возможностями. Эта образовательная система может использоваться в полном объеме или частично. Некоторые составляющие этой системы, например, Учебный план, могут использоваться любой другой школой при организации надомного обучения детей.

Как?

В рамках одного общеобразовательного учреждения должны быть проведены следующие этапы деятельности:

1. Информационно-аналитический этап:
– анализ контингента учащихся и выявление проблем;
– анкетирование родителей;
– анализ средств и возможностей ОУ.

2. Деятельностный этап:
– разработка и коррекция нормативно-правовой базы на уровне локальных документов;
– апробация системы и мониторинг всех участников образовательного процесса;
– анализ выявленных проблем и разработка путей решения;
– дальнейшее совершенствование системы.

Возможные сложности при использовании данной образовательной системы и пути их преодоления

1. Школа, в которой учатся дети с ограниченными возможностями, подразумевает небольшую численность контингента (приблизительно до 150 чел.). В постановлении Правительства СПб от 28.12.09 № 1564 “О внесении изменений в постановление Правительства СПб от 13.03.07 № 255” сформулирована методика определения штатной численности работников Государственных образовательных учреждений, которая не обеспечивает необходимый состав сотрудников для осуществления учебно-воспитательного процесса в вышеуказанной школе.

Пути решения: необходимо внести коррективы на уровне Правительства СПб в данную методику, учитывающие ситуации школ надомного обучения.

2. Контингент учащихся в школе надомного обучения формируется в зависимости от заключений клинико-экспертных комиссий и врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений об индивидуальном надомном обучении. В этих заключениях указаны сроки обучения в школе (от 1 мес. до 1 года). Таким образом, движение контингента в школе осуществляется в течение всего учебного года (“временный контингент”). В связи с этим возникает проблема: не всегда возможно за короткий промежуток времени выявить проблемы учащегося и решить их.

Пути решения: максимально оперативный сбор информации от всех участников образовательного процесса, а также взаимодействие с лечебно-профилактическими учреждениями с целью получения медицинских рекомендаций.

3. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 г. № 17-253-6 “Об индивидуальном обучении больных детей на дому” на данный момент является единственным нормативным документом для составления учебного плана для обучения детей на дому. В условиях современного развития системы образования в нашей стране этот документ требует обновления.

Пути решения: 1) Необходим пересмотр на уровне Министерства образования вышеуказанного документа. 2) Использование опыта составления Учебного плана в ГОУ школе № 688 Приморского района Санкт-Петербурга.