Сценарий предметной недели по москвоведению в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Ход мероприятия

1-й день.
Открытие недели. Линейка.

1 ученик.

Прямые проспекты и башни старинные – это Москва!
Громады высотных домов и Неглинная – это Москва!
И звезды салюта над площадью Красной – это Москва!
И все мы, похожие чем-то и разные, – это Москва!

2 ученик. В современном мире много государств. В каждом государстве есть главный город – столица. Государство, в котором мы живем – Россия, его столицей является Москва – наш родной город.

3 ученик. Любое государство и его столица имеют свою историю. У Москвы тоже есть история, которую многие из вас начали изучать или будут изучать позже.

4 ученик. Сегодня мы открываем неделю москвоведения. Условия о конкурсах, викторинах, выпусках газет будут размещены на стенда.

5 ученик.

Россия – ты великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой
И нет другого у тебя пути!

2 день.
Конкурс рисунков “Моя Москва” для учащихся 1-2 классов.. Оформление выставки.

Викторина для учащихся 3-их классов.

  1. Какое славянское племя жило на территории Москвы до возникновения города?
  2. Какой год считается “годом рождения” Москвы?
  3. Какой князь в начале 14 века перенёс в Москву княжескую резиденцию?
  4. Назовите имя святого, который является покровителем и Великобритании, и Москвы?
  5. Как прозвали изображенного на московском гербе Святого Георгия, убивающего змея?
  6. Какого змея поражает на гербе Москвы Георгий Победоносец: бескрылого или крылатого?
  7. Сколько лет исполнилось Москве в 1947 году?
  8. Назовите древнейший архитектурный ансамбль Москвы.
  9. Какая площадь Москвы самая древняя?
  10. Как называется сад, расположенный вдоль западной стены московского Кремля?

Конкурс “Знаешь ли ты Москву?” (Конкурс для всех желающий)

На стенде помещены фотографии с видами Москвы и условия конкурса:

  1. Внимательно рассмотри фотографии.
  2. Напиши, что за памятник ты видишь на фотографии и где он находится.
  3. Принеси свои ответы организаторам конкурса.
  4. Жди результатов конкурса.

3 день.
Конкурс стенгазет “Я шагаю по Москве” (2–4-е классы)

Викторина для учащихся 4-х классов.

1. На скольких холмах построена Москва?

а) На одном;
б) На трёх;
в) На пяти;
г) На семи.

2. На какой площади стоит памятник Минину и Пожарскому?

а) Лубянская;
б) Манежная;
в) Красная;
г) Старая.

3. Как называется московская площадь, на которой стоит памятник Юрию Долгорукому?

а) Московская;
б) Тверская;
в) ПлощадьДолгорукова;
г) Площадь Моссовета.

4. Как называется мост через Москву-реку около Центрального парка культуры и отдыха им. Горького?

а) Большой Каменный;
б) Крымский;
в) Малый Каменный;
г) Дорогомиловский.

5. Какой из этих всемирно известных московских музеев находится в Лаврушинском переулке?

а) Алмазный Фонд;
б) ГМИИ им. Пушкина;
в) Третьяковская галерея;
г) Оружейная палата.

6. Какая кондитерская фабрика есть в Москве?

а) “Ласковый май”;
б) “Красный Октябрь”;
в) “Хмурый ноябрь”;
г) “Белый январь”.

7. На территории какого исторического района Москвы находится Всероссийский выставочный центр?

а) Останкино;
б) Сокольники;
в) Кузьминки;
г) Медведково.

8. Как называется одна из станций Московского метрополитена?

а) “Институт”;
б) “Университет”;
в) “Гимназия”;
г) “Школа”.

9. Какое дорожное кольцо существует в Москве?

а) Золотое;
б) Садовое;
в) Парковое;
г) Лесное.

10. Какая из этих песен является гимном Москвы?

а) “Утро красит…”;
б) “Я по свету немало…”;
в) “Друзья, люблю я…”;
г) “Хорошо на московских…”.

11. Кому установлен памятник на Цветном бульваре в Москве?

а) Юрию Никулину;
б) Леониду Енгибарову;
в) Олегу Попову;
г) Михаилу Румянцеву.

12. Чему в известной пословице НЕ верит Москва?

а) Слезам;
б) Слухам;
в) Прогнозам;
г) Своим глазам.

4 день.
Утренник “Не красна изба углами, красна пирогами” для учащихся 1-2 классов.

Сценарий праздника “Не красна изба углами, а красна пирогами”.

Цель: познакомить учащихся с традиционным русским хлебосольством, с историей разнообразной московской кухни.

Задачи:

  1. Воспитывать уважительное и бережное отношение к хлебу;
  2. Познакомить с разнообразием продуктов, данных природой и наиболее часто употребляемых в еде;
  3. Познакомить с устным народным творчеством по теме: пословицами и поговорками, потешками и играми, скороговорками и загадками.

Ход сценария

Ведущий 1. Дорогие гости приглашаем вас в нашу “Московскую трапезную”. Кто из вас знает, что же такое “трапезная”? (Помещение, где принимается пища, где накрыт общий стол для приема пищи.)

Ведущий 2 (в русском костюме, держа в руках на подносе и расшитом полотенце каравай хлеба с солью). Просим к нашему хлебу и соли.

Ведущий 3 (в русском костюме). Хоть не богаты, а гостям рады.

Ведущий 2. Хороший гость хозяину в почет.

Ведущий 3. Гостю в переднем углу место.

Ведущий 2. Сколько не думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

Ведущий 3. Хлеб чистый, квас кислый, ножик острый, отрежем гладко, поедим сладко.

Ведущий 2. Что есть в печи, все на стол мечи.

(Кланяются.)

Ведущий 1. Давайте познакомимся с кухней и играми наших предков. Первое слово хлебникам.

Хлебник 1. Мы – хлебники из Басманной слободы.

Хлебник 2. Мы расскажем о том, какой хлеб наши предки-москвичи ели, как его почитали, какие изделия из хлеба пекли (в руках пучки ржаных и пшеничных колосьев).

Хлебник 3. Хлеб… Один из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда. Хлеб один из самых древних, самых важных видов пищи на земле и на Руси. Его называли “даром Божьим”. Считалось, что хлеб приносит счастье, богатство, удачу.

Хлебник 4. Самым распространенным был хлеб из ржаной муки. Называли рожь любовно “матушкой”. Пшеничный же хлеб ели как лакомство по праздникам, да в связи с важным семейным событием.

Хлебник 1. Наши предки-москвичи очень любили выпекать из пшеничного теста сдобный хлеб на молоке, масле, с большим количеством яиц, с добавлением изюма, орехов. Это караваи, колобки, калачи.

Хлебник 2. Недаром пословицы гласят (хором):
– В Москве калачи как огонь горячи;
– В Москве сайки что свайки; калачи что рогачи.

Хлебник 3. Много разных изделий из хлеба передали нам в наследство наши предки, обо всех и не расскажешь. Но москвичи знали и бублики с маком, и баранки, и пряники печатные.

Хором: Угощайтесь, угощайтесь! Баранками, бубликами, пряниками наслаждайтесь!

Ведущий 1. Спасибо, хлебники. Очень много интересного вы нам рассказали. Спасибо за угощение! А теперь давайте поиграем.

Проводится игра “Каравай”.

Ведущий 1. А теперь слово “кашеварам” Москвы.

Кашевар 1. Мы – “кашевары” древней Москвы. Мы расскажем, какое блюдо называли наши предки-москвичи “кашей”, из каких продуктов ее варили, сколько видов каши было и как ее называли.

Кашевар 2. Каша в жизни русских людей с древнейших времен играла особую роль. Она сопровождала их в течение всей жизни.

Кашевар 3. Без каши так же, как и без пирогов, не проходило ни одного важного события. Кашу варили и в праздники и в будни.

Кашевар 4. Использовали кашу в старинных обрядах: крещении, на свадьбах, на поминках, даже во время заключения мира с противником.

Кашевар 1. Ели кашу с маслом, с молоком, простую и рыбную, с грибами и луком, с вареньем и с медом.

Кашевар 2. Плохой приметой было, если каша вылезала из горшка или сам горшок с кашей треснет.

Кашевар 3. Особенно любили москвичи гречневую кашу и говорили о ней: “Мать наша – гречневая каша: не перцу чета, не прорвет живота”.

Кашевар 4. Некоторые блюда из каш сохранились с глубокой древности. Это крупеники, запеканки. О каше русский народ тоже много пословиц сочинил.

Кашевар 1. Кашу маслом не испортишь.

Кашевар 2. Густая каша семьи не разгонит.

Кашевар 3. Без каши обед не в обед.

Кашевар 4. Щи да каша – кормилицы наши.

Ведущий 1. Давайте поиграем.

Проводится игра-потешка “Сорока, сорока…”
На сцену выходят ребята с овощами в руках.

Огородник 1. Мы – дворцовые огородники из Огородной слободы Земляного города. Приготовили вам интересный рассказ о том, какие овощи выращивали москвичи в древности на своих огородах и какие очень любили.

Огородник 2. Стол москвичей с древнейших времен украшали фрукты и овощи, которые они сами же выращивали на своих огородах и в садах. Что только не росло на грядках: репа и капуста, горох и огурцы, свекла и редька, хрен и лук, чеснок…

Огородник 3. Главными овощами наши предки-москвичи считали репу и капусту. Запасали их в большом количестве. Капусту обязательно резали и квасили в бочках, а репу парили, тушили, пекли и фаршировали. Ели вареной с маслом, с мясом, с грибами, рыбой, с молоком, с зеленью.

Огородник 4. Много веков делила репа первое место с капустой и только с появлением картофеля уступила свое первенство.

Огородник 1. Капуста для древних москвичей была необходима для приготовления самого древнего и главного блюда русского стола – щей. Щи на Руси ели все и в будни, и в праздники. Про щи говорили: “Щи капустою пригожи, а солью укусны”.

Огородник 2. Очень любили москвичи квашеную капусту и заготавливали ее в больших количествах. Время рубки капусты было большим праздником. Для этой работы собирались по нескольку дворов, за работой пели частушки, делились новостями. Так родились известные “капустники” – веселые вечера с песнями и шутками.

Огородник 3. О пользе овощей очень хорошо знали наши предки и говорили, что: Кто лук ест, того Бог избавит от вечных мук.

Огородник 4. Чеснок да редька, так и на животе крепко.

Огородник 1. Чеснок да лук семь недугов изводят.

Огородник 2. Хрен да редька лихого не попустят.

Ведущий 1. Спасибо нашим огородникам. Игра “Баба сеяла горох”.

Кисельник 1. Разрешите представиться… Кисельники из Кисельной слободы. Мы расскажем вам о том, как в древности кисели варили, о том, как москвичи любили и как ели.

Кисельник 2. Кисель был любимым блюдом москвичей в древности. Делали его из овсяной и пшеничной муки, из гороха, ели с растительным (постным) маслом или молоком. Особенно любили москвичи овсяный кисель. Это о нем сложена пословица “Батюшке царю да овсяному киселю всегда места хватит”.

Кисельник 3. В Москве сохранились до сегодняшних дней Кисельные переулки. Именно в этих переулках жили когда-то кисельники – люди, варившие на продажу кисель.

Кисельник 4. Кисели раньше были несладкими. Варился кисель очень просто. Сначала муку замешивали с водой, а потом варили до загустения. Когда кисель остывал, то становился густым, так что можно было разрезать его ножом на кусочки.

Кисельник 1. Часто употребляли наши предки в речи пословицы о киселе:
Где кисель, тут и сел.

Кисельник 2. Киселем брюхо не испортишь.

Кисельник 3. Кисель зубов не портит.

Кисельник 4. Царю да киселю места всегда хватит.

Кисельник 1. Мы приготовили пшеничный кисель. Отведайте на здоровье!

Ведущий 1.

Славлю нынче я окрошку,
Хлеб с парным молоком,
Деревянную ложку
С расписным черпаком!

Ведущий 2.

Так повелось у исстари:
Изба пирогами красна.
Хлеб – наиглавная исповедь
Перед жизнью на все времена.

Ведущий 1. Приглашаем всех к столу отведать блюда, которые любили наши предки-москвичи.

5 день.
Закрытие недели. Линейка. Подведение итогов, награждение победителей.