Цель: Ввести понятие о коде, кодировании, декодировании информации.
Задачи:
Воспитательная: формирование
информационной культуры учащихся,
дисциплинированности, усидчивости, культуры
труда, положительной мотивации учебного труда
Оборудование: доска, компьютер, мультимедиа, электронный учебник “Мир информатики 3.4 год обучения”, информационные карты, карточки – алгоритмы.
Наглядный материал: портреты Сэмюэля Финли Бриз Морзе, Жана Мориса Эмиль Бодо.
Тип урока: Урок новых знаний.
Форма урока: Урок с элементами игры.
Технологическая карта урока
№ | Деятельность учителя | Деятельность учеников | время |
1. | Организационный момент, постановка задач. | 5 мин | |
Приветствие, психологическая подготовка учащихся к уроку. | Приветствие, психологическая подготовка к уроку. | ||
2. | Отработка нового материала. | 5 мин | |
2.1. | Постановка проблемы (эвристическая беседа, игра). | ||
Ученики разгадывают ребус, участвуют в беседе, отвечая на вопросы, слушают ответы товарищей. | |||
2.2. | Знакомство с теорией | 10 | |
Кодирование информации в компьютере | Учащиеся слушают, следят за демонстрациями через проектор на экране, повторяют действия учителя, ведут тезисный конспект с помощью карточек информаторов. | ||
2.5 | Упражнения | 15 | |
Учащиеся выполняют групповую работу, самопроверку; индивидуальную работу на компьютере | |||
3. | Закрепление материала (формирование умений) | 3 мин. | |
Формулирование правил кодирования | |||
4. | Итог урока. | 2 мин. |
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
2. Теоретическая часть
На слайде представлен ребус. Учащимся необходимо его разгадать.
Вопрос учителя: В каком виде вам представлено слово? (Зашифровано или закодировано.)
Реплика учители: Прежде чем дать вам определение слова “кодирование” предлагаю вам услышать небольшую историческую справку об истории технических способов кодирования.
Вопрос учителя: Кто нам расскажет об истории технических способов кодирования информации?
1-й ученик рассказывает о С.Ф.Б.Морзе.
На экране портрет С.Ф.Б.Морзе (рис.
1)
С появлением технических средств хранения и передачи информации возникли новые идеи и приемы кодирования. Первым техническим средством передачи информации на расстояние стал телеграф, изобретенный в 1837 году американцем Сэмюэлем Морзе.
Телеграфное сообщение – это последовательность электрических сигналов, передаваемая от одного телеграфного аппарата по проводам к другому телеграфному аппарату. Эти технические обстоятельства привели С.Морзе к идее использования всего двух видов сигналов – короткого и длинного – для кодирования сообщения, передаваемого по линиям телеграфной связи.
Такой способ кодирования получил название азбуки Морзе. В ней каждая буква алфавита кодируется последовательностью коротких сигналов (точек) и длинных сигналов (тире). Буквы отделяются друг от друга паузами – отсутствием сигналов.
Самым знаменитым телеграфным сообщением является сигнал бедствия "SОS" (Save Our Souls – спасите наши души) (фраза на экране). Вот как он выглядит в коде азбуки Морзе, применяемом к английскому алфавиту:
* * * – – – * * *
(символы на экране)
Три точки (буква S), три тире (буква О), три точки (буква S). Две паузы отделяют буквы друг от друга.
На рисунке показана азбука Морзе применительно к русскому алфавиту. (Показывает на слайд с изображением Азбуки Морзе.) Специальных знаков препинания не было. Их записывали словами: "тчк" точка, "зпт" – запятая и т.п. Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв, поэтому код Морзе называют неравномерным кодом.
2-й ученик рассказывает о Ж.М.Бодо.
На экране портрет Ж.М. Бодо (рис. 2)
Равномерный телеграфный код был изобретен французом Жаном Морисом Бодо в конце XIX века. В нем использовалось всего два разных вида сигналов. Не важно, как их назвать: точка и тире, плюс и минус, ноль и единица. Это два отличающихся друг от друга электрических сигнала. Длина кода всех символов одинаковая и равна пяти. В таком случае не возникает проблемы отделения букв друг от друга: каждая пятерка сигналов – это знак текста. Поэтому пропуск не нужен.
Код Бодо – это первый в истории техники способ двоичного кодирования информации. Благодаря этой идее удалось создать буквопечатающий телеграфный аппарат, имеющий вид пишущей машинки. Нажатие на клавишу с определенной буквой вырабатывает соответствующий пятиимпульсный сигнал, который передается по линии связи. Принимающий аппарат под воздействием этого сигнала печатает ту же букву на бумажной ленте.
Теперь вы имеете некоторое представление о кодировании. Чтобы дать четкое определение кодированию, я предлагаю вам обратиться к информационной карте (Приложение 3) и записать определение в тетрадь.
Кодирование – процесс представления информации (сообщения) в виде кода.
А кто может сказать какие способы кодирования
существуют?
Существует три основных способа кодирования:
Найдите в информационной карте (Приложение 3) схему способов кодирования и запишите себе в тетрадь.
А как вы думаете, как называется все множество символов, используемых для кодирования? Алфавитом кодирования. Запишите себе определение используя информационную карту.
Например, в памяти компьютера любая информация кодируется с помощью двоичного алфавита, содержащего всего два символа: 0 и 1.
Скажите, пожалуйста, как называется процесс обратный кодированию? Декодированием. Обратитесь к информационной карте (Приложение 3) и запишите определение в тетрадь.
3. Практическая часть
А сейчас давайте попробуем с вами применить полученные знания на практике, которая будет состоять из 2 частей. Первая часть практической работы – это задания на кодирование, которые вы будете выполнять попарно. После выполнения работы вам предстоит взаимопроверить друг друга. (Приложение 2).
1 часть
Закодируйте фразу:
1. Я изучаю кодирование
2. Любой успех – это прежде всего упорный ежедневный труд.
3. Не хочу учиться, а хочу работать
Ключ к заданию
А-1
Б-2
В-3
Г-4
Д-5
Е-6
Ё-7
Ж-8
З-9
И-10
Й-11
К-12
Л-13
М-14
Н-15
О-16
П-17
Р-18
С-19
Т-20
У-21
Ф-22
Х-23
Ц-24
Ч-25
Ш-26
Щ-27
Ь-28
Ы-29
Ъ-30
Э-31
Ю-32
Я-33
2 часть
(Приложение 3)
Вторая часть практической работы состоит из задания на декодирование. Выполняется с помощью карточек-алгоритмов (см. рис. 1*).
В задании № 1 (рисунок 1) правильный ответ: Элементарно, Ватсон!
* Такие значки были описаны в повести Конон Дойля “Пляшущие человечки”
В задании № 2 правильный ответ: Тридцать три утюга на подоконнике – знак, что явка провалена!
4. Подведение итогов
Какие мы сегодня рассмотрели с вами понятия? (Кодирование
и декодирование.)
Назовите, пожалуйста, способы кодирования. (Графический,
символьный, числовой.)
Как вы думаете, для одной и той же информации
могут быть использованы разные способы
кодирования? (Да.)
А кто объяснит почему? (Потому, что способ
зависит от цели кодирования, условий и т.д.)
А выбор способа кодирования информации может
быть связан с предполагаемый способом ее
обработки? (Да.)
Итак, мы с вами сформулировали два важных правила, о том, что для кодирования информации могут быть использованы разный способы кодирования и выбор способа зависит от цели кодирования и условий. Найдите в информационной карте эти правила и запишите себе в тетрадь. Дома еще раз повторите определения, способы кодирования и правила.