Задачи:
- Способствовать формированию навыка связного говорения у детей с недоразвитием речи системного характера.
- Развивать фонематический слух, память, внимание, мелкую моторику.
- Воспитывать гуманное отношение к природе и ко всему живому, объективное отношение к оценке своей деятельности.
Оборудование: на занятии используется наглядно-методическое пособие Бардышевой Т.Ю. Связанные одной цепью. “Карапуз” 03.03.:картинка “Работаем со звуком Ж” (Рисунок 1) и схема рассказа (Рисунок 2).
Ход занятия
I. Организационный момент.
Проверьте на столах – цветные карандаши, схемы, конверты.
II. Сообщение темы и цели занятия.
Учитель.
1. Сегодня на занятии мы продолжаем учиться пересказывать .
2. У нас новый гость. А кто это, вы скажите сами, когда отгадаете загадку.
Теплым днем весною в мае
Каждый про меня узнает
Я не муха, не паук
Я жужжу, я просто….
Кто знает что это за жук? (Показываю картинку с изображением божьей коровки.)
Логопед.
3. Артикуляция звука.
– Покажите, как жужжит жук? (жжжж)
Какой звук мы произнесли? [ж]
– Посмотрите в зеркало. Когда произносим звук ж губы сложены рупором, язык в форме чашечки, голосовые связки работают.
– Жук поет свою песенку, а вы повторяйте за ним:
жа-жо-жу жо-жу-жа |
жи-жу-жа жу-жа-жи |
Учитель.
4. Я вам прочитаю рассказ про этого жука.
Вы внимательно слушаете и запоминаете слова со звуком [ж].
Около леса раскинулась лужайка.
На лужайке гулял Женя.
Женя увидел жука.
Жук сидел на ежевике.
Ежевику Женя положил в жбан.
В жбане у Жени жалобно жужжал жук.
– Назовите слова со звуком [ж].
(Лужайка, Женя, жук, ежевика, жбан, жалобно жужжал, положил.)
– Объясняем значение непонятых слов.
Лужайка – небольшая полянка, покрытая травой и цветами.
Жбан – это глиняный кувшин с крышкой.
Ежевика – лесная ягода лилового цвета.
Логопед.
5. Физминутка.
На лужайке, на ромашке Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашкою дружу. Тихо по ветру качаюсь, Низко-низко наклоняюсь. |
шагаем кружимся полуприседая, машем руками руки подняты вверх, наклоны в стороны наклон вперед |
Учитель.
6. Сейчас мы запишем этот рассказ с помощью схемы – помошника.
Посмотрите на схему.
Посчитайте сколько предложений в нашем рассказе. (8)
Я читаю первое предложение, вы называете объекты и показываете их.
Около леса раскинулась лужайка.
Назовите первый объект – лес, покажите картинку, выложите на схему;
назовите второй объект – лужайка, покажите картинку, выложите на схему.
Лиза, повтори предложение целиком.
На лужайке гулял Женя.
Назовите первый объект – лужайке, покажите картинку, выложите на схему;
назовите второй объект – Женя, покажите картинку, выложите на схему.
Катя, повтори это предложение.
Женя увидел жука.
Жук сидел на ежевике.
Ежевику Женя положил в жбан.
В жбане у Жени жалобно жужжал жук.
– Давайте свяжем все предложения друг с другом цепочкой. (Соединяем красным карандашом предложения, рассказ еще раз проговаривается.)
Вывод: у нас получился связный рассказ.
Логопед.
7.
Зрительная гимнастика.
На урок жук прилетел,
Зажужжал и запел.
Вот он вправо полетел,
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Жук на носик хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Жук наш приземлился,
Зажужжал и закружился.
Учитель.
8. Работа по восстановлению рассказа.
Посмотрите, что изменилось? (Пропали картинки из правого ряда рассказа.)
Нам нужно рассказ восстановить.
Каждый ребенок проговаривает по одному предложению цепочкой. Дети поочередно работают у доски.
9. Игра “Запрещаю”.
(Установление лексико-синтаксической связи предложений в рассказе.)
На лужайке – на ней
Женя – мальчик
Ежевика – ягода
Логопед.
10. Пальчиковая гимнастика.
Два жука пошли гулять,
Свои ножки поразмять.
Каждый по своей дорожке:
Не устали бы их ножки!
Учитель.
11. Работа над созданием концовки текста.
Как вы считаете, хорошо закончился наш рассказ?
Представьте, жук сидит в банке, ему плохо, темно.
Давайте придумаем счастливое окончание рассказа.
У вас на схеме осталось пустым одно предложение. Придумаем его и нарисуем.
(Женя выпустил жука из жбана.)
16. Пересказ.
17. Рефлексия.