Тема урока: Местоимение.
Повторение. Обобщение.
Цели урока:
образовательные
повторить и обобщить знания учащихся по теме; закрепить умения и навыки морфологического разбора местоимения; научить учащихся правильно применять в письменной и устной речи местоимения;
развивающие
развитие памяти, воображения, смекалки; обогащение словарного запаса учащихся;
воспитательные
привить интерес учащихся к своему предмету, объяснить необходимость знания в жизни каждого человека.
Тип урока:повторительно-обобщающий
Форма урока: урок-игра (путешествие по лабиринту).
Наглядность: презентационные слайды, словари русского языка.
Ход урока
I. Организационный момент. Подготовка учащихся к уроку.
II. Повторение и обобщение по теме “Местоимение”.
Вступительное слово учителя.
- Ребята! Вы обратили внимание на эту небольшую выставку книг. Это словари. Это толковый словарь, где даются значения слов. Это орфографический словарь, где мы можем посмотреть написание тех или иных слов. Я хочу обратить ваше внимание на этот словарь. Это словарь иностранных слов. (Школьный словарь иностранных слов, В.В. Одинцов, Г.П.Смолицкая, Е.И.Голанова, И.А.Василевская, Москва, “Просвещение”,1983 г.)
Начинаю урок с вопроса, какие слова мы называем иностранными. Ученики в начале года уже знакомились с заимствованной лексикой и теперь вспоминают, что в русский язык вошли слова из разных языков, в том числе из греческого языка. Привожу одно такое слово – лабиринт.
С помощью Словаря иностранных слов знакомимся с толкованием этого слова.
Лабиринт - 1) сложное, запутанное расположение помещений, переходов, дорог. Лабиринт улиц. 2) Сложное сочетание, переплетение чего-либо. Лабиринт мыслей.
Существует очень много преданий, легенд о лабиринте. Происхождение же относится к глубокой древности. Но наиболее известными и распространенными являются древнегреческие мифы о происхождении и устройстве лабиринта.
- Ребята! А вы знаете эти мифы? Ведь вы с ними знакомы. Давайте вспомним!
Ребята вспоминают древнегреческие мифы о Дедале, Миносе, лабиринте и чудовище. - А теперь представим, что мы в Древней Греции, на острове Крит, и нам предстоит найти выход из лабиринта. Это сложный и опасный путь. Но нам на нашем уроке помогут наши знания по русскому языку и по античной мифологии. В добрый путь, друзья!
Ученикам предстоит активно применить полученные знания по теме “Местоимение” в игровых ситуациях. Чтобы вовлечь их в поисковую деятельность, ставлю проблему:
- Как вы думаете, что является для нас главной задачей?
- Победить чудовище, чтобы не стать очередной жертвой.
- Так давайте решим эту задачу. Ключ к решению в данном кроссворде. А решить этот кроссворд помогут знания по теме “Местоимение”. (Презентация 1)
- Местоимение, которое указывает на 1 лицо множественного числа.
- Местоимение, которое указывает на отсутствие чего-либо.
- Местоимение, которое указывает на другой предмет.
- Местоимение, которое указывает на неопределенное лицо.
- Местоимение, которое указывает на данный предмет.
- Местоимение, которое служит для вопроса.
- Местоимение, которое указывает на принадлежность.
- Местоимение, которое используется для связи простых в составе сложных предложений.
Внеся в кроссворд соответствующие местоимения, учащиеся определяют их разряд и называют имя чудовища, которое победили. (Минотавр).
2. В чем следующая задача? Найти выход из лабиринта. (Презентация 2)
“Странная записка”
“Некто из афинян решил поехать на какой-то остров в числе приносимых в жертву нескольких девушек и нескольких юношей и сразиться с каким-то чудовищем”.
- Почему трудно понять содержание этой записки?
- Это неопределенные местоимения. Указывают на неопределенный предмет, признак, количество.
Предлагаю учащимся расшифровать записку, вспомнив текст мифа.
“Тесей решил поехать на остров Крит в числе приносимых в жертву семи юношей и семи девушек и сразиться с чудовищем Минотавром”.
3. На экране появляется отрывок из древнегреческого мифа (продолжение записки). (Презентация 3)
Опечаленным от горя афинянам Тесей сказал: “Я готов заменить одного из ваших сыновей и отправиться на остров Крит вместе с другими. Но клянусь вам, мы не погибнем! Я убью кровавого Минотавра и навсегда освобожу вас от тяжкой дани”.
Задание: подчеркнуть местоимения, определить число, падеж.
Сделать морфологический разбор местоимений в данном отрывке из мифа.
4. Показываю клубок нити.
- Какова связь этой нити и лабиринта?
Учащиеся сразу догадываются, что это ариаднина нить, которая помогла Тесею выйти из лабиринта.
- Ариаднина нить для вас - это ваши знания. Используйте их, чтобы найти выход из лабиринта.
5. Перед учащимися новая лингвистическая ловушка: найти местоимения и определить их разряд.
Лингвистическая ловушка
Смелость | Земля | Смелый | Мама |
Отвага | Себя | Умный | Наша |
Дружба | Темя | Всякий | Каша |
Каждый | Семя | Сильный | Ноша |
- А теперь занимательные вопросы:
Какие местоимения читаются одинаково слева направо, справа налево (тот, оно).
Какое местоимение, будучи прочитанным наоборот, превращается в союз (он-но).
Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)
Какие два местоимения мешают ездить по дороге? (я-мы)
Какое местоимение требует чистоты? (мой)
Какое местоимение самое хвастливое? (я)
И наконец, мы празднуем победу над чудовищем и выход из лабиринта – коллективно придумываем ребус: “Знание – это сила”.
Знание-это сила. (Бэкон)
6. Выводы по уроку. Заключительное слово.
- Ребята! На нашем уроке вы убедились, что только отличные знания помогут вам найти правильный выход из любой запутанной сложной ситуации.
7. Домашнее задание. ЭССЕ “Путешествие по лабиринту”.