Урок-лабиринт в 6-м классе по теме "Местоимение"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Тема урока: Местоимение.

Повторение. Обобщение.

Цели урока:

образовательные

повторить и обобщить знания учащихся по теме; закрепить умения и навыки морфологического разбора местоимения; научить учащихся правильно применять в письменной и устной речи местоимения;

развивающие

развитие памяти, воображения, смекалки; обогащение словарного запаса учащихся;

воспитательные

привить интерес учащихся к своему предмету, объяснить необходимость знания в жизни каждого человека.

Тип урока:повторительно-обобщающий

Форма урока: урок-игра (путешествие по лабиринту).

Наглядность: презентационные слайды, словари русского языка.

Ход урока

I. Организационный момент. Подготовка учащихся к уроку.

II. Повторение и обобщение по теме “Местоимение”.

Вступительное слово учителя.

- Ребята! Вы обратили внимание на эту небольшую выставку книг. Это словари. Это толковый словарь, где даются значения слов. Это орфографический словарь, где мы можем посмотреть написание тех или иных слов. Я хочу обратить ваше внимание на этот словарь. Это словарь иностранных слов. (Школьный словарь иностранных слов, В.В. Одинцов, Г.П.Смолицкая, Е.И.Голанова, И.А.Василевская, Москва, “Просвещение”,1983 г.)

Начинаю урок с вопроса, какие слова мы называем иностранными. Ученики в начале года уже знакомились с заимствованной лексикой и теперь вспоминают, что в русский язык вошли слова из разных языков, в том числе из греческого языка. Привожу одно такое слово – лабиринт.

С помощью Словаря иностранных слов знакомимся с толкованием этого слова.

Лабиринт - 1) сложное, запутанное расположение помещений, переходов, дорог. Лабиринт улиц. 2) Сложное сочетание, переплетение чего-либо. Лабиринт мыслей.

Существует очень много преданий, легенд о лабиринте. Происхождение же относится к глубокой древности. Но наиболее известными и распространенными являются древнегреческие мифы о происхождении и устройстве лабиринта.

- Ребята! А вы знаете эти мифы? Ведь вы с ними знакомы. Давайте вспомним!

Ребята вспоминают древнегреческие мифы о Дедале, Миносе, лабиринте и чудовище. - А теперь представим, что мы в Древней Греции, на острове Крит, и нам предстоит найти выход из лабиринта. Это сложный и опасный путь. Но нам на нашем уроке помогут наши знания по русскому языку и по античной мифологии. В добрый путь, друзья!

Ученикам предстоит активно применить полученные знания по теме “Местоимение” в игровых ситуациях. Чтобы вовлечь их в поисковую деятельность, ставлю проблему:

- Как вы думаете, что является для нас главной задачей?

- Победить чудовище, чтобы не стать очередной жертвой.

- Так давайте решим эту задачу. Ключ к решению в данном кроссворде. А решить этот кроссворд помогут знания по теме “Местоимение”. (Презентация 1)

  1. Местоимение, которое указывает на 1 лицо множественного числа.
  2. Местоимение, которое указывает на отсутствие чего-либо.
  3. Местоимение, которое указывает на другой предмет.
  4. Местоимение, которое указывает на неопределенное лицо.
  5. Местоимение, которое указывает на данный предмет.
  6. Местоимение, которое служит для вопроса.
  7. Местоимение, которое указывает на принадлежность.
  8. Местоимение, которое используется для связи простых в составе сложных предложений.

Внеся в кроссворд соответствующие местоимения, учащиеся определяют их разряд и называют имя чудовища, которое победили. (Минотавр).

2. В чем следующая задача? Найти выход из лабиринта. (Презентация 2)

“Странная записка”

Некто из афинян решил поехать на какой-то остров в числе приносимых в жертву нескольких девушек и нескольких юношей и сразиться с каким-то чудовищем”.

- Почему трудно понять содержание этой записки?

- Это неопределенные местоимения. Указывают на неопределенный предмет, признак, количество.

Предлагаю учащимся расшифровать записку, вспомнив текст мифа.

Тесей решил поехать на остров Крит в числе приносимых в жертву семи юношей и семи девушек и сразиться с чудовищем Минотавром”.

3. На экране появляется отрывок из древнегреческого мифа (продолжение записки). (Презентация 3)

Опечаленным от горя афинянам Тесей сказал: “Я готов заменить одного из ваших сыновей и отправиться на остров Крит вместе с другими. Но клянусь вам, мы не погибнем! Я убью кровавого Минотавра и навсегда освобожу вас от тяжкой дани”.

Задание: подчеркнуть местоимения, определить число, падеж.

Сделать морфологический разбор местоимений в данном отрывке из мифа.

4. Показываю клубок нити.

- Какова связь этой нити и лабиринта?

Учащиеся сразу догадываются, что это ариаднина нить, которая помогла Тесею выйти из лабиринта.

- Ариаднина нить для вас - это ваши знания. Используйте их, чтобы найти выход из лабиринта.

5. Перед учащимися новая лингвистическая ловушка: найти местоимения и определить их разряд.

Лингвистическая ловушка

Смелость Земля Смелый Мама
Отвага Себя Умный Наша
Дружба Темя Всякий Каша
Каждый Семя Сильный Ноша

- А теперь занимательные вопросы:

Какие местоимения читаются одинаково слева направо, справа налево (тот, оно).

Какое местоимение, будучи прочитанным наоборот, превращается в союз (он-но).

Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)

Какие два местоимения мешают ездить по дороге? (я-мы)

Какое местоимение требует чистоты? (мой)

Какое местоимение самое хвастливое? (я)

И наконец, мы празднуем победу над чудовищем и выход из лабиринта – коллективно придумываем ребус: “Знание – это сила”.

Знание-это сила. (Бэкон)

6. Выводы по уроку. Заключительное слово.

- Ребята! На нашем уроке вы убедились, что только отличные знания помогут вам найти правильный выход из любой запутанной сложной ситуации.

7. Домашнее задание. ЭССЕ “Путешествие по лабиринту”.