Развлекательно-интеллектуальная игра для школьников и родителей "Тайны числа 13"

Разделы: Внеклассная работа


Цели мероприятия:

  • Расширить кругозор учащихся знаниями по математике и другим предметам.
  • Развивать навыки работы в команде совместно с родителями
  • Развивать творческие способности, сообразительность
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира

Подготовка:

  • Консультирование ведущего
  • Подбор участников команд из учащихся и родителей (делятся на две команды, выбирают капитанов, придумывают названия и девизы, связанные с числом 13)
  • Выбор жюри из учащихся, учителей и родителей.
  • Домашнее задание командам: подобрать вопросы для конкурса «Ты –  мне, я – тебе», содержащие магические числа.
  • Подготовка сценок «Спор эрудитов» (участники, костюмы)
  • Подготовка схем, таблиц (возможно использование мультимедиа)

Методические рекомендации по проведению игры

Материалы игры подобраны с учётом интересов учащихся и рассчитаны на помощь родителей.  Ведущий активизирует внимание, чередуя конкурсы по степени их восприятия (активное восприятие в начале игры; ответы на вопросы разного плана – как, когда, почему, сколько; кто быстрее; напиши и т.д.). Сценарий предполагает его доработку, трансформацию и может использоваться в среднем и старшем звене учителями математики и других предметов. Возможно определение победителя и без жюри: в этом случае подсчётом баллов может заняться ведущий, выдавая жетоны за правильные ответы. Спонсорами игры выступают родители, участвующие в мероприятии.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий. Добрый вечер, дорогие участники, гости, члены жюри! Наша встреча посвящена тайнам числа 13 – числа необычного, загадочного, с которым связано много историй, сказаний, легенд и небылиц.
Существует много суеверий, связанных с природой, чарами, духами, предметами, цветами, происшествиями. В отношении же чисел и дней недели человек всегда был суеверен. Одни числа считаются счастливыми, другие – нет.   Нам известны магические числа: 1, 3, 6, 7, 9, 13, 40. Эти числа часто встречаются в Библии, в мифах и сказках. С ними связано много предрассудков. Самый распространенный "числовой" предрассудок наших дней – это то, что тринадцать – несчастливое число. Почему оно стало несчастливым, сейчас никто достоверно сказать не может, хотя на этот счет существует много теорий. Как ни странно, но нет единственного общепринятого объяснения происхождению суеверия, связанного с числом 13. Есть много различных мнений по этому поводу.

Сценка 1.  «Спор эрудитов»

1-й эрудит. В скандинавской мифологии существует  легенда: было 12 полубогов, а потом появился еще один, тринадцатый – Локи. С тех пор Локи стал дьяволом, ужасным и приносящим беду. Именно с тех пор, как Локи стал тринадцатым полубогом, число 13 стало символом несчастья.

2-й эрудит. Некоторые специалисты полагают, что число 13 стало непопулярным с тех времен, когда человек начал учиться считать. Используя 10 пальцев рук и две ноги как отдельные единицы, ему удавалось досчитать до 12. Но дальше следовало неизвестное число 13, которое пугало человека. 

1-й эрудит. В средневековье широкое распространение получила легенда, что в колдовских шабашах участвуют 13 «персонажей» – 12 ведьм и сатана.

2-й эрудит. Ученые объясняют – сегодня мы пользуемся системой исчисления, в основе которой лежит десятка. Однако, в древние времена, как восточные, так и западные народы, за основу принимали число 12. Счет дюжинами, а не десятками, был распространен во многих европейских странах, в том числе и на Руси. Число же 13 отличается от остальных тем, что делится только на себя. Возможно, именно это отличие и породило суеверие, что 13 – это «чертова дюжина».

1-й эрудит. 13 – число несчастливое. Суеверия с числом 13 можно найти практически в каждой стране Европы и Америки. По народным поверьям многих европейских стран, число 13 считается зловещим и именуется «чертовой дюжиной».
Во многих гостиницах нет этажа под номером 13 – счет идет от 12-го сразу к 14. Во многих гостиницах нет комнаты под номером 13. Многие люди никогда не пригласят на обед 13 человек. Нехорошо тринадцати людям сидеть вместе за одним столом, плохо находиться тринадцати в одной комнате, и хуже всех тому, кто ближе к двери.

2-й эрудит. В наше время число 13 приобретает статус счастливого, но это далеко не современное новшество. Еще во времена средневековья «чертову дюжину» иногда называли «пекарской». Оказывается, существовало обыкновение добавлять бесплатно 13-ю булочку, если кто-то заказывал дюжину.

1-й эрудит. С особой опаской к числу 13 относятся американцы. Там здания не имеют 13 этажа, авиакомпании – рейсов под № 13. В самолетах отсутствует 13 ряд. Тринадцатого не делают ничего важного: не спускают на воду корабли, не подписывают договора. Лишь одна гостиница в Нью-Йорке имеет 13 этаж – «Уолдорф-Астория».
А, например, во Франции, если в какой-либо фирме появляется тринадцатый работник, часто хозяин нанимает еще одного – это получило название «профессии четырнадцатого гостя». Если за обеденным столом собирается 13 человек, то хозяева на четырнадцатый стул сажают куклу и подают ей обед, так же как и другим.

2-й эрудит. Аборигены Центральной и Южной Америки считают, что 13 приносит счастье. Такого же мнения придерживаются итальянцы. А согласно современному варианту гадания по китайской «Книге перемен» гексаграммы, составляющие число 13, свидетельствуют о том, что все хорошо и дела идут на лад.  

1-й эрудит. Тринадцатое число – нехороший день для начала любых дел, включая женитьбу или отъезд. Вдвойне нехорошо, если оно выпадает на пятницу. Самым, пожалуй, несчастливым днем для свадьбы является пятница 13 мая, и очень мало кто решится избрать этот день, разве что на это есть крайне веские причины. Можно вспомнить имена великих, которые имели особое отношение к числу 13. Гете, например, этот день проводил в постели. Наполеон не объявлял сражений. Бисмарк не подписывал бумаг. Предпочитали совершать как можно меньше телодвижений в проклятый день нефтяной магнат Поль Гетти, Герберт Гувер и Франклин Рузвельт, ненавидит эту дату и английская королева Елизавета.

2-й эрудит. Католики считали, что 13 – священное число, потому что это символ Христа и 12 апостолов. А родиться тринадцатого числа нигде, похоже, не считается несчастливым,  в некоторых местах даже и наоборот, и в этих местах считали, что такой человек добьется успеха во всех делах, начатых тринадцатого.

Ведущий. Остановитесь – спорить можно бесконечно, но я думаю, что  сегодня  мы убедимся в том, что число 13  – обыкновенное число, с которым (как и с любым другим) связаны великие исторические события, научные открытия, серьёзные и забавные жизненные ситуации. 
И сделаем мы это во время игры.
Проявлять смекалку и эрудицию  предстоит командам…  (Представление команд)
Оценивать быстроту и правильность выполнения заданий будет жюри (Представление жюри)
Конкурсные задания  (а их  13) будут включать вопросы, связанные и с другими магическими числами: 1, 3, 6, 7, 9, 40.
(Команды отвечают по очереди).

Конкурс 1   «Как, когда и почему?»

– Почему на флаге США тринадцать белых полос? (Тринадцать штатов)
– Какое тринадцатое созвездие правильно было бы внести в зодиакальный круг? (Змееносец)
– Какая выдающаяся опера была написана всего за 13 дней? («Севильский цирюльник» Джоакино Россини)
– В какой стране мира самая большая плотность населения – почти 13 тысяч жителей на каждый квадратный километр?
– Когда срабатывает компьютерный вирус, называющийся "Черная пятница" (Когда пятница выпадает на 13 число)

Конкурс 2. «Сколько?»

– Сколько нулей у биллиона? (Двенадцать)
– Сколько подвигов совершил Геракл? (Двенадцать)
– Сколько сторон у трапеции? (Четыре)
– Сколько километров в одной сухопутной миле? (Один километр и шесть сот метров)
– Сколько километров в одной морской миле? (Один километр и восемьсот пятьдесят метров)
– Сколько будет пять в кубе? (Сто двадцать пять)
– Сколько глаз у паука? (Восемь)
– Сколько нулей у биллиарда? (Пятнадцать)

Конкурс 3.  «Кто быстрее даст ответ?»

1. «Это связано с цифрой 13»

– На картине Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" можно увидеть две плохие приметы. Двенадцать апостолов и Иисус сидят за одним столом, что образует зловещее число тринадцать. А какая вторая плохая примета последнего ужина? (На столе рассыпана соль)

– В XIII веке король Эдуард I ввел войска в Уэльс и после долгих сражений спросил у его жителей, какого короля они бы себе хотели. "Мы хотим любого рожденного в Уэльсе и не знающего ни слова ни по-английски, ни по-французски", – сказали они. Кого им предъявил Эдуард в качестве монарха? (Новорожденного сына)

– С максимальным отрывом человека от Земли связано, в том числе, и  число 13. А при чем здесь это число? (Один из облетов Луны американские астронавты совершили на корабле "Аполлон-13").

– На каком озере  в 13 веке  (5 апреля 1242 года) произошло Ледовое побоище, в котором Александр Невский разбил рыцаре Тевтонского ордена? (Чудское озеро)

– На однодолларовой купюре изображен орел, держащий в лапах оливковую ветвь с тринадцатью листочками и тринадцать стрел. На пяти долларовой купюре изображен мемориал Линкольна, украшенный тридцатью шестью колоннами. Назовите то, что символически отражает сегодняшнее положение дел.  (Американский флаг – число звезд соответствует числу штатов)

– 16 сентября 1963 года в Куала-Лумпуре было провозглашено новое государство Малайская Федерация, в которое, помимо Малайи, вошли также Саравак, Северный Калимантан и Сингапур. Государственным флагом было объявлено полотнище с полумесяцем, звездой, семью красными и семью белыми полосами, каждая из которых символизировала отдельное княжество объединенного государства. Спустя два года Сингапур вышел из состава федерации, но флаг не изменился. Укажите причину. ("Несчастливое" число 13. Именно столько полос осталось бы на флаге)

– В одном из телерепортажей с борта космического корабля его командир П.Климук говорил: "Нас не беспокоит [слово пропущено] нашего Союза. Мы уверены, что полет пройдет успешно". Какое слово пропущено? (Номер, число, цифра. П. Климук был командиром корабля "Союз-1»)

2. «Они родились 13-го»

– Это событие из раннего детства известного киномастера. Родители ушли в гости и оставили мальчика дома одного. Праздник затянулся. Малыш проснулся посреди ночи – совершенно один в темном и пустом доме. На плач откликнулись только непонятные ночные шорохи и страшные черные тени на стенах спальни. Они склонялись над самой кроваткой: ниже, ниже, ниже... Плакать было бесполезно... Такие ощущения не забываются! Поэтому, наверное, мальчик, которого угораздило родиться тринадцатого числа, и стал самым жутким и ужасным мастером страха. О ком идёт речь? (Альфред Хичкок)

– Известный русский баснописец, прозаик, драматург, журналист. Ему принадлежат крылатые выражения: «А ларчик просто открывался», «У сильного всегда бессильный виноват»… (Иван Андреевич Крылов – родился 13 февраля)

– Настоящая фамилия этого французского драматурга Поклен, родился он в семье королевского обойщика. Его самая знаменитая пьеса «и по сей день на российский театрах играна бывает к удовольствию зрителей» (Жан Батист Мольер – родился 13 января)

– Этот известный немецкий поэт в18 веке ребёнком видел императора Наполеона, учился у Шлегеля и у Гегеля, посылал стихи Гёте, спорил с Бальзаком, дружил с Жорж Санд, был знаком с Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. (Генрих Гейне – родился 13 декабря)

Конкурс капитанов «Эрудит с тройками» (4) (вопросы задаются по очереди)

  • Как звали трёх мушкетёров? (Атос, Портос, Арамис)
  • Как звали трёх богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)
  • Как звали трёх медведей? (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)
  • Как звали трёх поросят? (Ниф-ниф, Нуф-нуф, Наф-наф)
  • Как звали трёх толстяков? (Имён нет. Первый, Второй, Третий)
  • Как звали чеховских трёх сестёр? (Ольга, Маша, Ирина)

Конкурс  5. «Допиши слово, число»

1. В 13 веке в историю науки вошёл немецкий учёный – теолог и философ – Альберт фон Больштедт (годы жизни 1193 – 1280). В своих сочинениях  Альберт великий много писал и о животных. Он составил интересную характеристику животных как символов достоинстств и недостатков. Символами  являлись, например, бабочка – ветреность, бык – сила, индюк – глупость, лисица – хитрость.

Допишите ряд символов:

Заяц (трусость)
Крот (скрытность)
Лебедь  (красота)
Лев (могущество, величие)
Муравей (бережливость)
Овца (глупость)
Осёл (упрямство)
Пчела (трудолюбие)
Рыба (хладнокровие)
Собака (верность)

2.  При поступлении в школу маленьким детям предлагают следующий тест

Корова – 2
Овца – 2
Собака – 3
Кошка – ?
Кукушка – 4
Лошадь – 5
Петух – 8
Ослик – ?

Сможете ли вы вернуться в детство и дописать недостающее число? (2-му, бе, гав, мяу, ку-ку,  и-го-го,  ку-ку-ре-ку,  и-а)

Конкурс 6   «Сколько слоников?»

В джунглях ловили диких слонов.      Слон, два, три, четыре, пять…
Какая удача! Отличный улов!              Вот подсказка, как считать:
Сколько слонов попало в загон?         Можно по горизонтали,
Из букв четырёх слагается «слон».      Можно и по вертикали,
Возможные все варианты сложи,       Можно и зигзагом сложным,
Сколько слонов в загоне, скажи.         Словно шахматным конём.
                                (60)                          Можно так и этак можно,
                                                                 Лишь бы вышел слон слоном.

С  С  С  С
Л   Л  Л  Л
О  О  О  О
Н  Н  Н  Н

Конкурс 7. «Ты – мне, я – тебе» (домашнее задание)

(Команды задают по очереди друг другу вопросы)

Конкурс 8. «Аукцион пословиц и поговорок, содержащих  магические числа»

Варианты:

Один за всех, все за одного
Семеро по лавкам
Ум хорошо, а два лучше
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
За семь вёрст киселя хлебать
Где больше двух, там говорят вслух

Конкурс 9. «Задачи»

1. Мой знакомый Саша однажды сказал такую фразу» «Позавчера мне было 10 лет, а в будущем году мне исполнится 13 лет». Может ли такое быть? (Да, может. День рождения Саши приходится на 31 декабря. Разговор происходил 1 января. 30 декабря ему было ещё 10 лет, 1 января ему уже 11 лет, 31 декабря этого года ему исполнится12 лет, а в будущем году 31 декабря ему исполнится 13 лет)

2. Племянник спросил дядю, сколько тому лет. Дядя ответил: «Если к половине моих лет прибавить 7, то узнаешь мой возраст 13 лет тому назад». Сколько лет дяде? (Двадцать лет назад (13 + 7) дядя был вдвое моложе, чем теперь. Следовательно, теперь дяде 40 лет)

3. Если из одной стопки тетрадей переложить в другую 13 штук, то тетрадей в стопках будет поровну. На сколько в одной стопке было больше тетрадей, чем в другой? (На 26)

4. Валерий, листая учебник по математике старшего брата, заметил показавшееся ему странным выражение «13!», которое, как он понял, обозначало произведение 1 х 2 х 3 х … х 12 х 13.  «Почему здесь стоит восклицательный знак?»,– спросил Валерий брата. «Это не восклицательный знак, а знак, который в математике называется факториалом. А что он обозначает, ты догадался?»– спросил старший брат. Попробуйте догадаться: какими двумя цифрами оканчивается число «13!» (Оканчивается двумя нулями)

5. В одном доме живут 13 учеников одной и той же школы. В этой школе 12 классов. Докажите, что хотя бы два ученика, живущие в этом доме, учатся в одном и том же классе. (Если бы в каждом классе учились по одному ученику, то учеников было бы 12. На самом же деле их 13. Пришли к противоречию)

6. В школе учатся 13 детей. У мальчиков столько зубов, сколько у девочек пальцев на руках и ногах. Сколько в школе мальчиков и сколько девочек? (Мальчиков – 5, а девочек – 8)

7. Имеется линейка без делений. Длина её 13 сантиметров, сколько промежуточных делений и какие нужно нанести на линейку, чтобы ею можно было измерить расстояния от 1 до 13 см (с точностью до 1см)? Число делений должно быть минимальным. (4 деления: 1 см, 2 см, 6 см, 10 см)

8. При делении некоторого числа на 13 и 15 получились одинаковые частные, но при делении на 13 получился остаток 8, а деление на 15 выполнено без остатка. Найдите это число. (60)

9. Сколько квадратов изображено на рисунке? (13)

10. Сколько отрезков изображено на рисунке? (13)

10 Конкурс шифровальщиков «Кто быстрее?»

Расшифруйте спрятанное здесь слово

№ п/п

Примеры

Да

Нет

 

!!!

1

5 + 3 + 5 = 13

п

у

=

(п)

2

7 – 1 – 3 = 4

ц

р

=

(р)

3

10 + 5 – 8 = 8

х

е

=

(е)

4

2 + 7 = 7 + 2

в

ы

=

(в)

5

6 + 1 + 2 = 1 + 2 + 6

о

ф

=

(о)

6

5 – 3 = 10 – 7

й

с

=

(с)

7

7 + 1 + 1 = 10 – 2 + 1

х

а

=

(х)

8

8 > 6 + 1

о

я

=

(о)

9

10 – 5 < 7

д

л

=

(д)

10

1 + 2 + 3 > 9 – 2 – 1

м

н

=

(н)

11

10 – 5 – 4 < 5 – 4 – 1

ю

о

=

(о)

Конкурс 11. «Посчитай-ка!»

На рисунке изображена таблица умножения двузначных чисел от 11 до 15. Сколько понадобится различных чисел, чтобы заполнить пустые клетки? (13)

Конкурс 12. «Игра»

– Назовите 13 предметов желтого цвета
– Назовите 13 предметов синего цвета

Конкурс 13.  «13 или 12?»

Начертите 13 палочек одинакового размера на одинаковом расстоянии друг от друга.. Проведите прямую через верхний конец первой и нижний конец последней палочки. Разрежьте листок по этой линии и сдвиньте половинки так, чтобы осталось 12 палочек.

Сценка 2. «Спор эрудитов»

(Появляются цифры «1», «2», «3»… Вдруг они разбегаются)

1-й эрудит.

Что случилось?
Вот беда – разбежались кто куда!
Что случилось? Что случилось?
Ох, «13» появилось!
Вот оно, вот оно –
Несчастливое число.

«Цифры» кричат издалека:

– Где тринадцать человек, – я за стол не сяду!
– Чёртова дюжина не нужна за ужином!
– Во Франции нет домов с номером 13.
– В Женеве самолёты вылетают в 12, а не в 13 часов.

2-й эрудит. А вот англичанин Сипсон, проживающий на 13-м этаже в 13-й квартире, получил уведомление, что его увольняют с 13-го числа, пошёл с горя на футбольный матч и поставил вскоре 13 миллионов. Он выиграл 53457 фунтов стерлингов. 13 – счастливое число.

Ведущий:

Вы не верьте суеверьям,
Числам всем открыты двери.
И с числом 13
Нам нельзя расстаться.

– Спасибо всем. 

(Жюри объявляет победителей. Вручаются призы)

Литература:

  1. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. – М.: Наука, 1991. – 128 с.
  2. И. Ганчев, К.Чимев, Й.Стоянов. Математический фольклор.– М., 1987. – 205 с.
  3. Гарднер М. Математические чудеса и тайны. – М.: Наука,1986. – 128 с.
  4. Гершензон М.А. Головоломки профессора Головоломки. – М.: Дет. лит., 1989. – 142 с.
  5. Дорохов А.А. О правде и выдумках. – М.: Дет. лит., 1977.
  6. Математика: Интеллектуальные марафоны, турниры, бои: 5-11 классы.– М: Издательство «Первое сентября», 2004. – 256 с.
  7. Математические олимпиады школьников. М.: Просвещение, 1995. – 95 с.
  8. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
  9. Пашнина В.М. Игры и задания для умников и умниц к дням школьных наук. – Ростов н/Д: Феникс. – 2006. – 287 с.
  10. Поисковые задачи по математике (4-5 классы):/ Крысин А.Я., Руденко В.Н. и др. – М.: Просвещение, 1979. – 95 с.
  11. Предметные недели в школе: математика. – Волгоград: Учитель. – 2001. – 132 с.
  12. Шаульская Н.А. 2500 вопросов для школьных викторин. – Ростов н /Д: Феникс.– 2007. – 253 с.
  13. Энциклопедический словарь юного математика. – М.: Педагогика, 1985. – 352 с.