Цели:
- познакомить с разнообразием птиц Краснодарского края,
- воспитывать бережное отношение к животным,
- расширять кругозор,
- развивать интерес к тайнам природы.
Оборудование:
- карта-схема животного мира Краснодарского края,
- иллюстрации с изображениями птиц, записи пения птиц,
- костюмы птиц,
- карточки с пословицами и поговорками,
- таблицы «Перелетные птицы» и «Зимующие птицы».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
– Ребята! Сегодня мы поговорим с вами о птицах, обитающих в нашем крае. Урок наш будет необычным. Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Остановки у нас будут на очень интересных и занимательных станциях. Давайте перед отправлением рассмотрим карту нашего путешествия. (Приложение 1).
Станция «АДРЕСА ПЕРНАТЫХ»
(Рассказ сопровождается показом мест обитания птиц на карте Краснодарского края.)
Богат и разнообразен животный мир нашего края. В нем насчитывается около 320 видов птиц.
В северной его половине распространены степные животные. Из птиц особенно многочисленны воробьи, вороны, галки, жаворонки, степные орлы. Высматривая добычу, в небе плавно описывают круги хищные коршуны.
В приречных кубанских лесах вьют свои гнезда и выводят птенцов дятлы, синицы, голуби, вороны, щеглы, сойки и другие птицы.
В плавнях и лиманах Кубано-Приазовской низменности, в дельте Кубани много водоплавающей птицы: пеликаны, чайки, выпь, чибисы, кулики, различные цапли, гуси, иногда прилетают лебеди. По обрывистым берегам рек селятся голубые сизоворонки, полевые воробьи и полевые ласточки.
На ракушечных пляжах побережья Азовского и Черного морей выводят птенцов чайки, гнездятся кулик-сорока, морской зуек.
Утром лес и долины предгорий наполняются пением и щебетанием различных птиц. Стрекочут сороки, свистят дрозды, кукуют кукушки, перекликаются сойки, суетятся у ручьев трясогузки, у берегов рек слышится мелодичный напев желто-лимонной иволги, быстро мчатся за добычей кобчики. Мелодично постукивают о кору стволов врачеватели лесов – дятлы. Проворные сорокопуты охотятся за насекомыми. Юркая золотистая щурка гоняется за пчелами, шмелями, хватая их на лету своим длинным тонким клювом. Здесь летают совы, филины, скворцы, дубоносы, щеглы, зимородки, синицы, а высоко в горах – кавказские тетерева и горные индейки. Можно увидеть и крупных хищников – беркута и ягнятника.
Не все птицы обитают у нас круглый год. Многие живут только летом, выведут птенцов, а осенью улетают в более теплые края.
Птицы приносят большую пользу сельскому хозяйству, уничтожая вредных насекомых. Полезны и хищные птицы.
Давайте решим задачу: За лето одна сова уничтожает до 1000 полевых мышей, а одна полевая мышь уничтожает 1 кг зерна. Сколько килограммов зерна за лето сохранят 20 сов?
Станция «ПТИЧЬИ РАЗГОВОРЫ»
– Если в лесу вести себя тихо-тихо, то очень
много разговоров можно услышать. Мы вам
представим некоторые из них.
– О чем же говорят птицы? Нам поможет об этом
узнать писатель В. Бианки.
Инсценирование.
«Две вороны»
– Карр! Здравствуй, сестрица!
– Карр! Бонжур, мадам!
– Ка-ак!?
– Бонжур, бонжур, мадам!
– Что-то, мать моя, ты плетешь непонятное. Я тебе на чистом вороньем языке «здравствуй» говорю, а ты мне – бур-бур»…
– Так и я «здравствуй» говорю. Только по-французски. Я, сестрица, зиму-то во Франции провела, там климат помягче. Теперь вот домой помаленечку пробираюсь, да никак еще к родному языку не привыкну… Адье, мадам, тьфу ты, до свиданья, сестрица!«Черный клюв и белый клюв»
– Грач, ты, небось, на пожар летал?
– Почему это на пожар?
– Да у тебя нос закопченный!
– Почему это закопченный?
– У грачей носы белые, а у тебя черный! Будто его нарочно закоптили!
– И все ты врешь! Нос у меня нормальный и очень красивый! Просто я молодой грач, мало на поле бывал, мало в земле ковырялся… Вот и не успел нос до блеска начистить!«Коростель и грач»
– Коростель, ты чего запоздал, из теплых краев так поздно прилетел?
– А я ждал, когда мой дом подрастет.
– Как это – дом подрастет?!
– Ты на дереве, грач, живешь, тебе не понять. А я на чистом лугу живу, в траве прячусь. Вот и ждал, пока трава подрастет.«Выпь и утка»
– Ой, кто так страшно на болоте ревет? Медведь, наверное!
– Нет.
– Значит, это Лось ревет!
– Нет.
– А кто же тогда?
– Это я, Выпь.
– Ты?! Вот уж не поверю! Чтоб такая серенькая птица, невидная, и так ревела? Быть не может! Из всех птиц на болоте я, Утка, громче всех крякаю!
– А сейчас поглядим! У-у-у-у-у-ух!
– Кря!
– Ага, со страху в камыши забилась! Будешь знать, чей голос толще!«Соловей и вороненок»
– Кар-р! Куда, ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь! Ступай прочь!
– Почему?
– А в этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?
– А ты его видел?
– Не привелось еще. Но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть.
– Так глянь. Я и есть Соловушко!
Станция «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»
– Соберите и объясните полученные пословицы:
На чужой стороне и орел – ворона.
Человек без Родины – что соловей без песни.
О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.
Поет как соловей, а кусает как гадюка.
Прилетел кулик из заморья, принес весну из неволья.
Увидел грача – весну встречай.
Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Станция «КРОССВОРДОМАНИЯ» (Приложение 2).
Задания к кроссворду:
1. Днем сидит он как слепой,
А лишь вечер – за разбой.2. Мы построили вдвоем для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец, прилетай скорей…
3. Не за морем птица эта – возле нас с тобой живет.
Дом потише выбирает и гнездо на крыше вьет.4. Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь, а зовется птица…
5. Гнездо свое он в поле вьет, где тянутся растения.
Его и песни, и полет вошли в стихотворения!6. Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю.7. Кто там прыгает, шуршит? Клювом шишки порошит?
Голоском речистым, чистым – кле! кле! кле – поет со свистом.8. Дом построен над водой, на тростинке молодой.
Тростинка чуть сгибается, как люлька дом качается.9. Птица сверху налетает и цыплят внизу хватает.
10. Он в своей лесной палате носит пестренький халатик,
Он деревья лечит, постучит – и легче.11. Чернокрылый, красногрудый, и зимой найдет приют:
Не боится он простуды – с первым снегом тут как тут!
12. Весь день рыбак в воде стоял, мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов, поднялся ввысь – и был таков.
Станция «ПОИГРАЙ-КА»
– А теперь поиграем с вами в игру «Птицы». Но я буду называть не только птиц, и если вы услышите лишнее слово, дайте мне знать: вы можете хлопать и топать. Итак, слушайте внимательно!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки –
И спасибо шутке!
Станция «ПЕРНАТЫЕ БАРОМЕТРЫ»
– С давних времен люди, чтобы определить, какая будет погода, наблюдали за птицами. Давайте вспомним народные приметы.
- Галки прячутся кто куда – будет… ненастье.
- Вороны прячут клюв – к… ненастью, к… сильному ветру; сидят на верхних ветках – жди… тихой, безветренной погоды.
- Кукушка станет куковать –… мороза больше не видать.
- Дятел часто выстукивает дробь – к… потеплению.
- Вороны купаются ранней весной – к… теплу.
- Ласточки летают низко – к… дождю.
- Кукушка закуковала – пора… сеять лен.
- Воробьи в пыли купаются – к… дождю.
- Снегирь под окном чирикает – к… оттепели.
Станция «ЭТИ ЗАБАВНЫЕ ПТИЦЫ»
– Выберите из предложенных ответов один правильный.
1. Для чего дятел барабанит?
- клюв чистит;
- кому-то что-то сообщает;
- музыкой увлекается.
Дятел не стучит по стволу, добывая корм, а именно барабанит. Рано весной с вершин сухих деревьев раздается раскатистая барабанная дробь. Это пестрый дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая другим птицам, что это его территория, что он здесь хозяин. Этот сигнал служит приглашением и для самки: «Пожалуйста, прилетай, здесь будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов».
2. Почему у дятла голова от стука не болит, и мозг не повреждается?
- дятел имеет крохотный мозг;
- череп сверхкрепкий;
- голова на амортизаторах.
Вы видели здоровенные дыры на деревьях? Это
дятлы добывают себе пропитание. А громкий стук о
дерево слышали? И как это у него голова не болит?
Сильно пальцем по дереву стукнуть – и то
больно. А дятлу и не больно, и мозг у него в полном
порядке. Потому что у птицы этой между клювом и
черепом и между черепом и шейными позвонками
амортизаторы стоят – пружинистая хрящевая
ткань.
3. Какие птицы самые быстрые?
- соколы и ястребы;
- ласточки и стрижи;
- утки и чайки.
«Эх ты, ласточка-касатка быстрокрылая..» – поется в одной песне. И как правильно поется! Действительно, самыми быстрокрылыми среди птиц считаются ласточки и стрижи: скорость их полета может достигать 150 км/ч.
4. Тело какой птицы может пролежать после смерти 15-20 лет и не испортится?
- клест;
- дятел;
- синица.
Клест – одна из самых красивых и своеобразных птиц. Мало того, что клюв у нее «задом наперед» (нижняя челюсть торчит, а верхняя вниз) и птенцов она выводит зимой, еще и умереть «по-настоящему» не может. Тело ее пропитывается к старости смолой так, что многие годы не подвергается гниению.
Станция «ЖИВЫЕ СИНОНИМЫ»
– Дети, попробуйте вспомнить, как и о ком в народе говорят, используя названия птиц. Итак, продолжите:
- Мудрый, как… ворон.
- Вороватый, как… сорока.
- Вольный, как … птица.
- Важный и надутый, как… индюк.
- Верность… лебединая.
- Желторотый, как… птенец.
- Зоркий, как… орел.
- Шея красивая, … лебединая.
- Трещать, как… сорока.
- Походка плавная, … лебединая.
Станция «ЗНАТОКИ»
– Ответьте на вопросы:
- Какие птицы выводят птенцов три раза за лето? (Воробьи.)
- Какая птица выше всех летает? (Орел.)
- Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
- Перед какой погодой птицы перестают летать? (Перед дождем.)
- Какая птица умело подражает голосам других птиц? (Скворец.)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
- Прилет каких птиц означает начало весны? (Грачи.)
- Кто кукует у кукушки – самка или самец? (Самец.)
- На какое дерево садится ворона во время дождя? (На мокрое.)
- Какая птица имеет длинный хвост? (Сорока.)
- Какая птица вечером напоминает людям, что спать пора? (Перепел. )
- У какой птицы хвост рожками? (Ласточка.)
- Какая птица может работать почтальоном? (Голубь.)
- Какая птица с давних времен считается символом мудрости? (Сова.)
Станция «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ»
Выступления чтецов.
- Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших полей, лесов, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле всегда, голоса их слышны круглый год, и днем, и ночью.
- Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подниматься выше облаков и гор, перелетать через пустыни и моря.
- Птицы – дети радуги. Перо их переливается всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.
- Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.
- Птицы – это наши верные помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.
- Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи, сказки, легенды, песни. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц.
- Что случится, если птиц вдруг не станет? Беда случится: умолкнут поля, леса, степи, не порадуют наши глаза их ловкий, быстрый полет, их яркое оперение. Вместе с птицами исчезнут и их секреты, и их тайны. Не сложат о птицах новых стихов и песен, пословиц и поговорок, не сочинят сказок.
- И это только начало. Расплодятся вредные насекомые и грызуны, опустошат наши поля, леса, сады, огороды. Полчища гусениц, короедов и листогрызов погубят леса. Без птиц-санитаров распространятся заболевания, которые погубят других животных. Некому будет разносить по лесам семена лесных ягод, трав и цветов, желуди, орехи. Чайки и утки не перенесут на лапках и перьях рыбные икринки из богатых озер в опустевшие. А чтобы этого не случилось, должны мы птиц охранять и беречь.
- Птицы взяты под защиту Закона. Запрещена ловля и отстрел всех мелких птиц. Нельзя собирать птичьи яйца, уничтожать птиц и разорять их гнезда. Особо редкие птицы занесены в Красную книгу. Для охотников установлены строгие сроки охоты, организованы специальные птичьи заповедники.
– А чем вы, ребята, можете помочь птицам?
– Давайте составим памятку помощи птицам. (Приложение 3).
III. Итог урока
– Дорогие ребята, вот и подошел к концу наш урок. Мне хотелось бы закончить его стихотворением К. Кулиева.
Не разоряйте птичьего гнезда,
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойнее тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора –
Оно, высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома.