Учитель выступает руководителем и организатором проектной деятельности учащихся: обеспечивает учётно-материальную базу, распределяет и координирует работу учеников, ориентирует на достижение конечного результата и при необходимости принимает участие в их деятельности.
Учитель осуществляет дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем знаний и готовности к творческой деятельности.
При планировании проектной деятельности необходимо:
- определить время работы над проектом;
- определить тему проекта;
- наметить какие знания, умения, навыки должны получить ученики в процессе работы над проектом;
- выяснить, какими знаниями владеют учащиеся;
- продумать варианты использования межпредметных связей;
- разработать методические рекомендации по выполнению проекта;
- поставить перед учащимися цели и задачи, развивающие инициативу и формирующие творческие навыки.
Обучая учащихся выполнению индивидуальных творческих проектов необходимо научить их:
- Формировать идею (проблему) проекта исходя из потребностей и наличия материалов, оборудования.
- Погружаться в идею, осознавать её, разрабатывать альтернативные варианты.
- Определить критерии оценки (уникальность, экономичность, технологичность и т.д.)
- Разрабатывать план реализации идеи и т.д.
- Соблюдать требования по технической безопасности.
- Оценивать результаты своей деятельности.
“Уголок проектов” содержит разделы:
- основные сведения о проектах (тематика проектов для 5, 6, 7 классов);
- общий план выполнения проектов;
- сведения о выборе обоснования проекта;
- сведения о возможности использования компьютера;
- банк проектов;
- образцы проектов;
- рекомендуемая литература.
Учебный проект – это деятельность учащихся индивидуальная или коллективная под руководством учителя. Он состоит из нескольких этапов.
1 этап
Поисково-исследовательский
2 этап
Конструкторско-технологический
3 этап
Заключительный
Критерии оценивания выполнения проектов
- Аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.
- Объём и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, материальное воплощение.
- Аргументированность предлагаемых решений, подходов , выводов.
- Уровень творчества, оригинальность темы.
- Качество пояснительной записки.
- Качество изделия, соответствие стандартам, оригинальность.
Пример выполнения творческого проекта
Тема проекта: Разделочная доска с росписью по городецким мотивам.
Руководитель проекта: Учитель технологии Блинова Е.В.
Исполнитель: Ученица 7 класса ___________
Цели проекта: Точно и чётко выполнить технологические операции; усвоить приобретённые знания; оценить проделанную работу.
Разделы пояснительной записки:
- Обоснование темы выбранного проекта.
- Схема организации изготовления проектируемого изделия.
- Изучение истории развития народного художественного промысла, народные умельцы, их работы.
- Эскизы альтернативных моделей.
- Дизайн анализ.
- Перечень технической документации, прилагаемой к изделию.
- Характеристика используемых материалов.
- Расчётная часть.
- Графическая часть.
- Технологическая часть.
- Экономическая часть.
- Техника безопасности.
- Экологическая часть.
- Итоги работы.
- Литература.
1. Обоснование темы выбранного проекта.
Кто откажется украсить свою кухню нарядной разделочной доской, которая сразу сделает ей нестандартной и уютной.
Для этого совершенно не обязательно ходить по магазинам, отыскивая подходящее к интерьеру кухни. Гораздо приятнее провести эти часы за изготовлением предметов, облагораживающих быт. Эту доску я подарю маме. Я вложила в эту работу свою душу и надеюсь, мой подарок понравится.
2. Схема организации изготовления проектируемого изделия.
3. Изучение истории декоративно-прикладного искусства.
4. Эскизы альтернативных моделей.
5. Дизайн-анализ.
Исследовав все возможные эскизы досок, я решила выполнить свою композицию, состоящую из птицы и цветов. Это трудоёмкая работа, требующая аккуратности и точности. А так как я на уроках изобразительного искусства выполняла эскизы отдельных элементов городецкой росписи, то сочла возможным выполнить эту работу.
6. Перечень технической документации.
- Основные элементы росписи.
- Эскизы альтернативных моделей.
- Копии известных мастеров.
7. Характеристика используемых материалов.
- Доска-заготовка из фанеры толщиной 8 мм.
- Краски – гуашь(12 цветов).
- Кисти (колонок) №1; №2; №4; №5.
- Клей ПВА. Лак “Яхтный”.
8. Расчётная часть.
Размер моей доски 22?18 см.
9. Графическая часть.
Для росписи доски по задуманному рисунку мне понадобилось овладеть принципами построения орнамента. Выполнила целый ряд упражнений на бумаге: мазок-подмалёвок; “прикладывание” кисти вокруг основы; оживки.
Изучая цветоведение, проработала цвет и фон в городецких росписях. Городецкие умельцы используют яркие, звучные, локальные тона оранжевого, красного, синего цвета. Листья обычно по тональности темнее цветов. Прорисовывала в цвете элементы орнамента розаны и купавки. Выполнила на бумаге сложные формы орнамента, включающие стилизованные изображения людей и животного мира.
10. Технологическая часть.
Прежде чем приступить к работе, доску пропитывают клеем ПВА, разведённым водой. Затем наносится фон и по задуманному эскизу наносится на доску подмалёвок птицы и цветов с листьями. Для получения объёмных форм наносятся характерные для городецкой росписи штрихи. После этого наносится оживка. Исправляются допущенные ошибки. Изделие покрывается лаком и просушивается.
11. Экономическая часть.
Вид материала | Цена, руб. |
Доска | 80 |
Краски | 100 |
Клей ПВА | 20 |
Лак “Яхтный” | 50 |
Итого:250 руб. (Без учёта стоимости труда) |
12. Техника безопасности.
Изделие выполнялось с соблюдением необходимых требований и правил безопасной работы, в чёткой последовательности технологических операций, при правильном применении материалов.
13. Экологическая часть.
Все использованные материалы изготовлены из экологически чистого сырья, не содержат озоноразрушающих веществ.
14. Итоги работы.
Я проверила качество своей работы, показала учителю. Получилось хорошо, чисто, аккуратно, цвета гормонально сочетались между собой. В целом получилось художественное изделие, которое послужит подарком для моей мамы. За работу я получила оценку “Отлично”.
15. Литература.
- Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький. 1988.
- Л.Я. Супрун. Городецкая роспись. Изд. “Культура и традиции”. Тверь, 2006.
- Х.И. Махмутова. Роспись по дереву. – М.:Просвещение, 1987.
Планирование и краткий анализ проекта
Данный проект был выполнен в соответствии с планированием времени работы над ним – 14 часов.
1 неделя (2 часа). Постановка цели, задачи. Выбор литературы, побор материалов, инструментов.
2 неделя (2 часа). Исследование и развитие идеи. Сбор информации(музей, библиотека, интернет). Оценка своих возможностей, знаний, умений, навыков.
3 неделя (2 часа). Поиск альтернативных вариантов. Изготовление эскизов, чертежей.
4 неделя (2 часа). Разработка последовательности изготовления. Составление технологической карты городецкого письма. Составление композиции рисунка.
5 неделя (2 часа) и 6 неделя (2 часа). Практическая деятельность по выполнению росписи разделочной доски с соблюдением трудовой дисциплины, культуры труда, техники безопасности.
7 неделя (2 часа). Анализ и оценка изделия.
В результате выполнения данного проекта учащийся ознакомился с историей декоративно-прикладного и народного творчества России, изучил цветоведение, черчение, законы композиции, самостоятельно рисовал эскизы, разрабатывал и оценивал свой проект.
Проект выполнен в полном объёме с творческим подходом. Качество изделия соответствует требованиям, предъявляемым к изделиям кухонной утвари. В пояснительной записке представлена аргументированность выбора темы, обоснование потребности и практическая направленность. Проект оценивается на “5”.
Рис. 1. Фото результата творческого проекта
Заключение
В результате проектной деятельности развиваются способности учащихся решать творческие задачи. Воспитывается самостоятельность, трудолюбие, предприимчивость, культура поведения, патриотизм. Развиваются эстетические чувства и художественная инициатива. Формируются эстетическое отношение к труду.
Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счёт включения его в различные виды деятельности в реальных, социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.
Когда учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой они могут пользоваться в быту, сделанную своими руками, самооценка их возрастает, а это воспитывает нравственно.
Литература.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
- Технология. 5-11 Классы: Проектная деятельность учащихся. Авт.-сост. Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007.