Интеллектуальная игра. Конкурсы и задания. 9–11-е классы

Разделы: Химия, Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Конкурс “Блиц-биология”

Задание №1

1. Какая трава самая высокая в мире?

2. Какое дерево самое высокое?

3. Какой злак самый сладкий?

4. Что развивается из цветка?

5. Какое вещество окрашивает листья в зелёный цвет?

6. Как называется взаимовыгодное сожительство организмов?

7. Как называется плод у картофеля?

8. Какая водоросль называется морской капустой?

9. Какое культурное растение получило название “цветок солнца”?

10. Какой хлебный злак растёт в воде?

Ответы:

Бамбук, Секвойя или эвкалипт, Сахарный тростник, Плод, Хлорофилл, Симбиоз, Ягода, Ламинария, Подсолнечник, Рис.

Задание №2

1. Древесина какого дерева используется в кораблестроении?

2. У какого растения самые мелкие цветки?

3. У какого дерева самый толстый ствол?

4. Как называют сушёный абрикос без косточки?

5. Как называют сушеный виноград?

6. Как называется растение с корнем, напоминающим по форме человека?

7. Что называют северным шёлком?

8. Что называют земляным орехом?

9. Из зёрен какого растения изготовляют “Геркулес”?

10. Из зёрен какого растения варят пшенную кашу?

Ответы: Сосна, Ряска, Баобаб, Курага, Изюм, Женьшень, Лён, Арахис, Овёс, Просо.

Конкурс “Блиц-физика”

Задание №1

1. Мера механического воздействия на тело.

2. Свойство материала противодействовать деформации.

3. Естественный резонатор голоса человека.

4. Автор закона упругости твёрдых тел.

5. Мельчайшие отверстия в твердом теле.

6. Нагрев жидкости выше точки кипения.

7. Несовершенство кристаллического строения твёрдого тела.

8. Прибор для измерения влажности материалов.

9. Вещества, способные намагничиваться.

10. Отклонение измеренных значений магнитного поля в данном регионе Земли от вычисленных.

Ответы: 1. Сила. 2. Твёрдость. 3. Рот. 4. Гук. 5. Поры. 6. Перегрев. 7. Дефект. 8. Влагомер, психрометр. 9. Постоянные магниты. 10. Аномалия.

Задание №2

1. Сколько планет в Солнечной системе?

2. Названия спутников этой планеты переводятся как “страх” и “ужас”. О какой планете идёт речь?

3. Кто изобрёл телескоп?

4. В основу какого метода исследования положено свойство отражения электромагнитных волн от проводящей поверхности планет Солнечной системы?

5. Единица оптической силы линзы.

6. Самое короткое наименование физической единицы.

7. Какова единица относительной молекулярной массы?

8. Наибольшая кратная приставка в системе СИ.

9. В 1821 г. учёный записал в своём дневнике: “Превратить магнетизм в электричество”. Через 10 лет эта задача была им решена. Кто этот учёный?

10. Он экспериментально доказал существование электромагнитных волн.

Ответы: 1. 9. 2. Марс. 3. Галилей. 4. Радиолокация. 5. Диоптрия. 6. Ом. 7. Безразмерная. 8. Экса. 9. Фарадей. 10. Герц.

Конкурс “Блиц-химия”

Задание №1

1. Песок, с которым пьют чай.

2. Процесс разрушения металлов под воздействием окружающей среды.

3. Какой первый металлический сплав создан человеком – сталь, бронза или чугун?

4. Газообразное вещество, которое дезинфицирует воду, не оставляя привкуса.

5. Металл, вызывающий “лихорадку”.

6. Недостаток этого элемента вызывает заболевание щитовидной железы.

7. Металл, соединения которого стали причиной смерти многих рабовладельцев в Древнем Риме.

8. Атом, лишённый всех электронов.

9. Объем воды массой 1 кг.

10. Какой металл загорается в холодной воде?

Ответы: 1. Сахар. 2. Коррозия. 3. Бронза. 4. Озон. 5. Золото. 6. Йод. 7. Свинец. 8. Ядро. 9. 1 литр. 10. Калий.

Задание №2

1. Простое вещество, светящееся на воздухе.

2. Датский физик, создавший первую квантовую теорию строения атома водорода.

3. Биологически активное вещество, регулирующее работу органов и тканей человека и животного.

4. Аллотропное видоизменение кислорода.

5. Положительно или отрицательно заряженные частицы.

6. Какое органическое вещество называется “чаша смерти”?

7. Какой элемент назван так же, как и планета?

8. Название какого элемента в переводе с греческого означает “зловоние”?

9. Болотный газ.

10. Совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра.

Ответы: 1. Фосфор. 2. Н. Бор. 3. Гормон. 4. Озон. 5. Ионы. 6. Метиловый спирт. 7. Уран. 8. Бром. 9. Метан. 10. Изотопы

Конкурс “Черный ящик №1 (биология)”

Задание №1

Это растение – вечнозелёный кустарник или дерево семейства мареновых. Имеет продолговатые кожистые листья. Родина его – тропическая Африка, его культивируют ради семян.

В Европе об этом растении узнали от итальянского врача, который писал: “В одном из египетских садов видел я дерево, приносящее семена, из которых арабы и египтяне приготавливают любимый свой напиток, который пьют вместо вина”.

Существует также легенда о том, что в Эфиопии один пастух заметил, что козы, поедавшие ягоды с этого растения, не спят, а всю ночь резвятся. Он рассказал об этом мулле, который решил на себе испытать действие ягод этого растения, чтобы не засыпать в мечети. Пастух оказался прав.

Есть страна, где почти половина обрабатываемой земли занята под эту культуру.

Как называется это растение? Что лежит в черном ящике? (Кофе, кофейные зерна)

Задание № 2

Это растение было первым наглядным пособием при изучении астрономии – философы древности объясняли по нему своим ученикам строение Вселенной. Имеет характерный запах и вкус, широко используется в кулинарии.

В армиях Древней Греции и Рима добавляли в пищу солдатам большое количество этого растения, полагая, что оно придаёт им силу, энергию и храбрость.

У всех народов этому растению приписывались лечебные свойства. В Средние века врачи утверждали, что даже запах этого растения предохраняет от заболевания. От летучих веществ – фитонцидов, - выделяемых этим растением, погибают гнилостные и болезнетворные бактерии, простейшие и даже лягушки и крысы.

Как называется это растение? Что лежит в черном ящике? (Лук, луковица)

Парадоксы

Задание №1

Вначале они покоились. Затем первая стала двигаться с ускорением 9, 8 м/с2. Вторая просто-напросто бесследно исчезла. О третьей и четвёртой я вас спрашивать не буду. Ответьте максимально точно: что случилось с десятой?

(А” – упало, “Б” – пропало… “И” осталось на трубе)

Задание №2

В 1742 г. шведский учёный А. Цельсий создал ртутный термометр. Этот термометр почти не отличался от нашего, там тоже в качестве исходных точек были выбраны температуры таяния льда и кипения воды, но современный вид он приобрёл лишь через 8 лет, после небольшой корректировки Шведской академией наук. А какую температуру вашего тела показал бы термометр самого Цельсия? 63, 40 (1000 – 36, 60)

Цельсий установил обе постоянные точки, тающего льда и кипящей воды, но первоначально он ставил 0° при точке кипения, а 100° при точке замерзания.

Задание №3

На памятнике знаменитому физику Ому в Мюнхене надпись расположена в несколько строк. Первая - такая, что короче не придумаешь, однако, даже если бы она была одна, то была бы самодостаточна. Следующая - "Георг Симон Ом" и даты жизни. Воспроизведите первую строку надписи. (Буква "омега")

Задание №4

Рассказывают, что Ландау на приёмных экзаменах в аспирантуру предлагал поступающим продолжить следующую последовательность: Р, Д, Т, Ч, П…

Приведите вторую строку известного поэтического произведения, начальную строку которого составляют первые пять членов этой последовательности. (Раз, два, три, четыре, пять – вышел зайчик погулять)

Конкурс “Лестница технической эволюции”

Расположите в хронологическом порядке изобретения следующие предметы:

Задание № 1. Бумага, колесо, дверной замок

Задание № 2. Механические часы, телескоп, книгопечатная машин

Задание № 3. Первая российская печатная газета, первые (фитильные) пистолеты, микроскоп

Задание № 4. Ртутный термометр, динамит, первый автомобиль с паровым двигателем.

Конкурс “Великие имена”

Задание №1

Он, будучи профессором математики, большую часть своих занятий посвящал оптике. Написал “Новую теорию света и цветов”, изготовил телескоп-рефлектор. Также он провёл необходимую для экономики Англии денежную реформу, был директором Монетного двора и президентом Лондонского Королевского Общества. Наиболее значителен вклад этого учёного в развитие механики. (И. Ньютон)

Задание № 2

В 1887 г. этот учёный один на аэростате поднялся выше облаков наблюдать затмение, а приземлился в другой губернии. Суеверные люди посчитали, что это на Землю спустился Всевышний. Кто этот учёный? (Д.И. Менделеев)

Задание №3

Этот русский учёный создал на основе механики Ньютона теорию космических летательных аппаратов. (К.Э. Циолковский)

Задание №4

Этот ботаник рассматривал в микроскоп цветочную пыльцу. Но то, что он увидел, не имело к цветам особого отношения. Как его фамилия? (А.Левенгук)

Конкурс “Наше здоровье”

Задание №1

Какие вещества содержатся в табачном дыме? (Никотин, сажа, углекислый газ, угарный газ, муравьиная кислота, уксусная кислота, аммиак, мышьяк, синильная кислота, формальдегид, сероводород, ацетилен)

Задание №2

У человека под влиянием алкоголя развивается состояние опьянения. Различают исторически сложившиеся и медицински обоснованные три степени опьянения. Дайте им характеристику. (1-я – легкая: беззаботность, беспечность, приятные мысли начинают преобладать над неприятными, невозможность критически оценивать своё поведение;

2-я – средней степени: громкая, частая, неразборчивая речь, склонность к бестактным шуткам, стремление вмешиваться не в свое дело, раздражение, угнетение, грубость, обидчивость, легкий переход от грубых слов к физическому насилию, сильное нарушение координации движения;

3-я – тяжёлая: особая бессмысленность и нелепость поведения, немотивированная агрессивность, глубокий сон, при котором человек не реагирует ни на какие раздражители, ничего не помнит)

Задание №3

Опровергните утверждение:

“Пиво не пьянство, а наслаждение.

Пиво нам служит средством общения”.

(Пиво – алкогольный напиток. Как и спирт, первоначально приводит в возбуждение нервную систему, а в дальнейшем – к одурманивающему состоянию. Чтобы его испытывать, требуется с каждым разом все большая доза, иначе человек испытывает угнетённое состояние)

Задание №4

В научной статье были приведены некоторые цифры:

70

3-5

300

10000

120/70

Что означают эти цифры? О чём была статья?

Ответы: (70 (ударов сердца в минуту), 3-5 (л крови у взрослого человека), 300 (г, средний вес сердца), 10000 (л крови перекачивает сердце за сутки), 120/70 (мм рт. ст. , показатель нормального давления). Статья была о работе сердца).

Конкурс “Черный ящик (физика)”

Задание №1

О чем это стихотворение? Что лежит в чёрном ящике?

Слыхали эту новость?
У нас в шкафу живёт
Тот, кто любую овощ,
Любой продукт сжуёт.
Он яблок, помидору
И всю картофель съест,
Баранок без разбору
Умнёт в один присест.
Прожорлив, как собака,
Тот, кто живёт в шкафу:
Пропала тюль и тапок,
И туфель на меху.
Он съел жилету кунью
И дедовский папах,
Персолем и шампунью
Который весь пропах.
Так кто ж тот путь проделал
Из шкафа в антресоль?
Мышь ненасытный, кто он?
Кто он, огромный моль?
Вы скажете: не верим!
Чтоб всё пустить в труху?
Но есть … –
Вот кто живёт в шкафу.

Ответ: (время, часы. )

Задание №2

Как увидеть монету на дне непрозрачной коробки? Дайте несколько вариантов ответа. Ответы:Налить в коробку жидкость – вследствие преломление лучей предмет “приподнимется”. Поставить зеркальце. Наклонить коробку.

Конкурс “Атомы и молекулы”

Задание №1

При распределении жилой площади в этом многоэтажном здании, построенном в 1869 г. , заслуги будущих жильцов перед наукой не принимались. Учитывались только личные качества, наклонности, сходство с ближайшими соседями. Большую роль при этом играли и связи. Во избежание возможных неурядиц жильцов с разными характерами размещали как можно дальше друг от друга. Назовите жильца, который имел 2 квартиры в 1-м и 7-м подъездах с одним и тем же номером. Объясните его характер и взгляды на жизнь.

(Водород. Проявляет металлические и неметаллические свойства, имеет порядковый номер 1, располагается в 1-м и 7-й группах)

Задание №2

Об этом веществе Леонардо да Винчи сказал: “Оно может быть целительным, отравляющим, серным, соленым, алым, мрачным, яростным, сердитым, красным, желтым, зеленым, жирным, тощим. Все зависит от тех мест, где оно находится”.

О каком веществе сказано так много? (Вода)