Цели урока:
Образовательные:
- познакомить с функциями нервной системы, её строением;
- вспомнить виды анализаторов, виды клеток;
Развивающие:
- развивать умения пользоваться полученными ранее знаниями;
- способствовать расширению кругозора учащихся;
Воспитательные:
- способствовать формирование положительной мотивации к предмету;
- умения выслушивать мнение одноклассников, доказывать свое собственное мнение.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, программа Power Point, слайдовая презентация, видеоматериал, раздаточный материал (задания для закрепления).
Технология личностно-ориентированная (ИКТ).
План урока
1. Организационный момент
Настрой на урок, интеллектуальная минутка.
2. Проверка домашнего задания
Фронтальная беседа, сообщения детей о различных анализаторах.
3. Введение в тему урока
Систематизация знаний учащихся.
Сообщение темы урока. Определение вопросов, на которые надо дать ответ.
4. Объяснение нового материала
5. Физкультминутка
6. Практическая работа
Отметить расположение спинного и головного мозга на листах;
Работа по учебнику.
Закрепление
7. Заключительная часть
Подведение итогов урока:
- беседа;
- выставление оценок;
- домашнее задание;
- рефлексия
Ход урока
I. Организационный момент.
- Желаю Вам хорошего настроения, творческой активности, продуктивной работоспособности!
Интеллектуальная минутка.
- На уроках ознакомления с окружающим миром касались разных областей науки, техники, развития человека и т.д. Говорили об известных личностях, чей вклад в развитие России имеет огромное значение. Мы должны помнить этих людей, ибо это признак культурного человека. (Слайды известных личностей, с которыми знакомились в этом году. (Дети вспоминают их фамилии.)
- И, наконец, великие физиологи нашей Родины, с которыми знакомились на прошлом уроке (слайды Сеченова и Павлова).
Павлов установил, что именно нервная система обеспечивает приспособление организма к внешней среде. Нервная система напрямую связана с органами чувств человека.
II. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы знакомились с различными анализаторами. (Фронтальная беседа об анализаторах, их функциями. Перечислить органы чувств и т.д.)
- Более подробно рассказать об анализаторах смогут ребята, которые подготовили сообщения по определенным анализаторам. (Сообщения об органах чувств по рядам. Осязание-зрение. Вкус-слух. Обоняние.)
- Вывод. (Делают дети)
- Какова же роль анализаторов? (Обеспечивают связь человека с окружающей средой)
III. Введение в тему урока.
- Оказывается, что человек без анализаторов жить вообще не может. Он не сможет ориентироваться в окружающем мире, не сможет полноценно жить. Органы чувств дают человеку информацию об окружающем мире. Человек может ориентироваться, нет ли рядом опасности, как вести себя в создавшихся ситуациях и т.д. Нам предстоит разобраться в важных вопросах:
- Куда поступает информация от анализаторов об окружающем мире?
- Кто доставляет эту информацию? (Вопросы на доске).
- А так же необходимо разобраться в строении нервной системы, уточнить её составляющие.
IV. Объяснение нового материала.
- Мы учили различные виды клеток. Вспомнить. Отметить их на листах №1. (Эпителиальные, нервные, костные, клетки крови).
- Как вы думаете, какие клетки могли бы передавать информацию? (Нервные) Еще нервную клетку называют нейроном. (Слайд)
- Вспомним строение этой клетки (ядро, отростки). Отростки - это очень важный элемент нервной клетки. Они есть у каждой клетки.
- Зачем они нужны? (Чтобы соединяться друг с другом)
- А зачем им соединяться друг с другом? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведем небольшой опыт. Возьмемся за руки, так, чтобы были задействованы все в нашем классе. (Дети берутся за руки. Первый передает “сигнал”, пожав руку соседа. Так “сигнал” передается самому последнему участнику). (Соединяться им нужно, чтобы передавать информацию, сигналы)
- Это нервные окончания, через которые передаётся информация в виде импульсов.
- Как вы думаете, где находятся нейроны, в какой части человеческого тела? (По всему телу человека) (Слайд)
- Каждая нервная клетка похожа на паучка, сидящего в центре своей паутины. От тельца нейрона тянутся во все стороны отростки. По ним проходят слабые электрические сигналы. Когда много длинных отростков нервных клеток тянутся вместе, получается что-то вроде кабеля. Такие “кабели” называются нервами. Они подсоединены к каждой мышце тела, даже самой маленькой. Давайте попробуем представить себя маленькой нервной клеточкой, которая вне зависимости от величины играет огромную роль.
- Вот так вся информация передается в головной мозг человека. Как это происходит? (Видеоматериал “Детская мультимедиа - энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2009)
- С помощью своих отростков соседние нейроны соединяются между собой. Именно так устроен наш мозг и вся нервная система. В передаче нервных импульсов принимает участие спинной мозг и головной мозг, а вместе они образуют центральную нервную систему. (Слайд)
- Как мозг умеет отличать одни сигналы от других?
Где и как в нем хранятся разные сведения?
- В человеческом мозге есть зона, куда приходят определенные импульсы. Мозг похож на мощный компьютер. Он принимает самые разнообразные сигналы — звуки, запахи, изображения, распознает и обрабатывает их. Мозг хранит в памяти разные сведения. (Слайд)
- Как же попадает информация в мозг? (выслушать ответы детей).
- Мы прикоснулись к чему-то холодному. Это информация по нейронам передается сначала в спинной мозг, а затем в головной. Мозг обрабатывает сигнал, (анализирует: неприятно холодно) и дает приказ, который вначале опять поступает в спинной мозг. А затем приказ мышце, что надо убрать руку с этого места. (Слайд)
- Информация в мозг (то, что чувствуется) передается по чувствительным волокнам, а “приказ” от мозга передаются по моторным волокнам. (Слайд)
V. Физкультминутка.
VI. Практическая работа.
- В передаче импульсов принимает участие головной и спинной мозг.
- Отметьте, пожалуйста, на своих листах, где какой мозг находится. (Слайд). Лист №2
- Так работает мозг, когда человеку ничего опасного не грозит. Давайте представим, что человек прикасается к горячему и ждет, пока обрабатывается информация головным мозгом. Что произойдет? (Ожог) Как уберечь организм от опасности?
- Чем отличаются ситуации, когда грозит опасность человеку и когда есть возможность обдумать? (Передача импульсов различается. Если нет опасности, то нервные импульсы передаются: спин. мозг - гол. мозг - спин. мозг – мышца. Если существует опасность, то: спин. мозг – мышца – гол. мозг. Это различие в передаче импульсов заключается в том, что бывают ситуации, когда анализировать мозгу и давать приказания некогда. Человек может погибнуть, если вовремя не сработает нервная система и “приказ”).
- Остановка работы нервных клеток может привести к параличу — потере подвижности части тела! Нервы не только тянутся к мышцам. Они, словно тоненькие провода, отходят от всех твоих органов и проходят в мозг. По таким нервам к нему идут сведения о работе желудка, кишечника, сердца, легких и почек. Мозг похож на центр управления твоим организмом. Он постоянно получает информацию о его состоянии и контролирует работу тела.
Работа по учебнику.
Стр. 28. Есть информация, которую мы сегодня не обсуждали. Найти новые сведения в тексте.
Закрепление.
Работа с наглядным материалом.
На листах №2 внимательно почитать задание. Дописать предложения так, чтобы информация стала вам подсказкой при подготовке домашней работы.
VII. Заключительная часть.
Итог. Обобщение.
- Что для Вас сегодня было открытием? Что уже знали? Ответили ли мы на поставленные вопросы.
Виды клеточной ткани. Лист №1 (Приложение)