Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок-исследование.
Цели урока
- познакомить учащихся со свойствами льда и снега;
- продолжать обучение практическому исследованию природных объектов, сформировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода;
Задачи урока:
- повторить, обобщить, систематизировать знания о времени года - зима;
- проверить уровень усвоения темы через мини тестирование;
- формировать и развивать познавательные интересы о свойствах предметов, которые нас окружают;
- воспитывать умение работать в парах;
- воспитывать любовь к родной природе.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что снег и лед – это замерзшая вода.
Технологии:
- использование заранее созданной презентации (MS PowerPoint) на тему “Откуда берутся снег и лёд?”;
- практическая работа;
- тест (с проверкой), созданный в презентации для проверки усвоенных знаний.
(Этот урок можно провести в классе информатики, где дети могут самостоятельно провести на компьютере проверку выполнения теста.)
Оборудование
для учащихся:
- индивидуальные таблицы для занесения выводов исследования (Приложение №1);
- для каждой пары учеников стаканчик со снегом и стаканчик со льдом для исследования;
- учебное пособие А. А. Плешакова “Мир вокруг нас”.
для учителя:
- мультимедийный проектор и экран;
- презентация,
- сравнительная таблица на доске “Свойства льда и снега”.
Ход урока
I. Организационный момент. (Презентация, слайд № 3, звуковое оформление “Колокольчики”):
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать!
II. Актуализация знаний.
1. Чтение учителем стихотворения (Презентация, слайд №4):
Закружили метели, песни вьюга поет.
До весенней капели вся природа заснёт.
Холод, песни метели и дорога пуста…
И закованы реки в прочный панцирь из льда.
- О каком времени года это стихотворение? (О зиме). Зима она какая? Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. Какой месяц год заканчивает? А какой месяц год начинает?
- А сейчас, Оля Шувалова прочитает стихотворение собственного сочинения, которое называется “Зимнее небо”.
2. Повторение.
- Сегодня мы продолжим говорить о зиме, о зимних явлениях в природе, о признаках зимы. Но прежде, чем мы вспомним признаки зимы, я хотела бы, чтобы вы послушали сказку, которую я для вас подготовила. (Презентация, слайд №5, звучит сказка на фоне музыки П. И. Чайковского “Времена года. Декабрь”).
“Зимняя сказка”
“Увидела зима, как звери, птицы, травы и деревья любят лето, осень, весну.
А ее приходу, не радуются. Вот она и решила всех наказать. Вот навалю деревьям на ветки снегу и их поломаю. А деревья-то листья сбросили. Тогда она решила заморозить травку и цветы. А они под снег спрятались, где им мороз не страшен. От зимы спрятались и насекомые, некоторые животные заснули. Птицы улетели, а кто остался, стал держаться ближе к человеческому жилью. Звери теплые шубки одели. И люди не боятся зимы: теплее одеваются, дома согревают. Дети тоже не боятся зимы. Они катаются на санках, на коньках, играют в снежки”.
- Как природа приготовилась к зиме? Какие изменения произошли в природе? (Дети называют признаки зимы. Презентация, слайд № 6).
III. Подготовка к восприятию новой темы.
- Мы сегодня говорим о зиме. Послушайте загадки. Отгадав их, вы поймете, какая тема нашего сегодняшнего урока.
Загадки (Презентация, слайд №8):
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь его в окно. (Лед)
Всю зиму смирно лежит,
А потом убежит. (Снег)
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Лед и снег).
IV. Сообщение темы урока. (Презентация, слайд №8).
- Тема нашего сегодняшнего урока “Откуда берутся снег и лед?”.
- По вашему мнению, что такое лед? А что такое снег? (Выслушиваются мнения детей).
V. Работа над новым материалом. Исследовательская работа. (Презентация, слайд № 10).
(Во время проведения работы дети заносят свои наблюдения в таблицу Приложение № 1, а также, постоянно советуются друг с другом. На доске слова-помощники: хрупкий, бесцветный, прозрачный, тают, вода.)
- Сегодня у нас урок не простой. На уроке, как настоящие ученые, мы будем заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного. Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия.
Мотивация.
Вот и мы с вами проведём опыт, но чтобы сделать научные открытия, нужно быть очень наблюдательным. Перед вами лежит листочек, на котором напечатана таблица. (Приложение № 1). В эту таблицу мы будем заносить наши наблюдения.
Знание — лучший друг ты мой,
Мне так радостно с тобой!
Любите, ребята, знания получать,
Думать, мыслить и мечтать.
VI. Физкультминутка. (Презентация, слайд №9)
Солнце небо греет слабо.
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
Зимой на улице холодно, морозно. Чтобы согреться, люди на остановках приплясывают. Давайте и мы с вами потанцуем!
1. Формирование знаний о свойствах снежинки. (Презентация, слайд №11).
- Ребята, кто с нами сейчас отдыхал? Кого мы видели на экране? Где живет пингвин? А где живут белые медведи? В чем особенность Арктики и Антарктики?
- Как вы думаете, где образуется снег? (Рассуждения детей).
- Послушайте, как об этом рассказал поэт В. Мусатов (чтение учителем стихотворения):
Туча по небу гуляла
И случайно задремала.
Ветры буйные на воле
Увидали:
Туча спит,
Как перину,
Распороли —
И оттуда пух летит…
Пух летит,
В глазах рябит,
А поймаешь —
Холодит.
В. Мусатов
- Как вы думаете, что это за пух, о котором говорится в стихотворении? Так, где же образуется снег?
- Послушайте загадку, о чем она?
Дом её на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка, шестигранная (…?)
Наблюдение № 1.
- Сегодня я хочу рассказать вам тайну снежинки. (Презентация, слайд № 12, звучит запись “Тайна снежинки” на фоне музыки И. Бетховена “Лунная соната”).
Тайна снежинок
Раньше думали, что снег-это замерзшие капельки воды. Только недавно была разгадана тайна снежинок. Снег никогда не родится из капелек воды.
Водяные пары поднимаются высоко-высоко в небо, где очень холодно и сразу же, из водяных паров, образуются крошечные льдинки-кристаллики. Но это ещё не снежинки. Кристаллик постоянно растёт, развивается, и, наконец, превращается в удивительно красивую звёздочку, у которой шесть хрупких, нежных лучиков. Нет ни одной снежинки, которая была бы похожа одна на другую.
Эти снежинки собираются вместе в одну дружную семью-тучку, медленно-медленно опускаются и падают на землю.
Наблюдение № 2. (Презентация, слайд № 13).
- Рассмотрите снежинки. Сколько лучей имеет каждая из них?
Какую форму имеет снежинка? Все ли снежинки одинаковые?
О какой тайне снежинок мы сегодня узнали?
Формирование знаний о свойствах снега. (Презентация, слайд № 15)
Наблюдение № 1.
В стакане – снег. Какого он цвета? (Белый)
- Найдите на доске среди цветных листов цвет снега. Почему снег белый? Как вы думаете? (Рассуждения детей)
- Причина того, что снег белый состоит в том, что каждая снежинка состоит из большого количества ледяных кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями. Отражение света от граней этих кристалликов и делает снег белым.
Белый цвет считается символом чистоты, добродетели, радости. Отмечаем в таблице первое свойство снега.
Наблюдение № 3.
- Посмотрите сквозь стакан. Можно ли что-нибудь увидеть? Какой вывод мы делаем? (Снег непрозрачный). Отмечаем следующее свойство в таблице.
Наблюдение № 4.
- Потрогайте карандашом снег. Какой он? О каком свойстве это говорит? (Рыхлый). Отметим третье свойство снега.
Наблюдение № 5.
- Посмотрите, пожалуйста, что сейчас происходит со снегом? (Он тает и превращается в воду)
- Молодцы! Вы отлично справляетесь с работой! Тема нашего урока “Снег и лед”. Свойства снега мы выяснили. Теперь будем выяснять свойства льда.
1. Формирование знаний о свойствах льда (Презентация, слайд №11).
- Поставим стаканчик со снегом на некоторое время в сторону. (На доске квадраты цветной бумаги).
Наблюдение №1.
- Подвиньте стаканчик со льдом к себе поближе. Какого цвета лед? Найдите квадрат на доске, по цвету соответствующий льду. Сделаем вывод: лед не имеет цвета, т.е. бесцветный. Отметим в таблице первое свойство льда.
Наблюдение №2.
Приставьте цветной карандаш к стаканчику со льдом. О каком свойстве идет речь? (Прозрачный). Отмечаем в таблице второе свойство льда.
Наблюдение №3.
- Посмотрите, что я сейчас сделаю. (Учитель разбивает лед молотком.) Что произошло со льдом? О каком свойстве льда это говорит? И это свойство отметим в таблице.
Наблюдение № 4.
- Посмотрите, ребята, что происходит со льдом. (Он тает, превращается в воду).
Вывод: снег и лед- это вода только в твердом состоянии.
- А мы можем дома сделать лед? А снег мы можем сделать? Почему? (Ответы детей)
VII. Закрепление изученного в сравнении. (Презентация, слайд № 17). Учебник стр. 46-47.
- А теперь давайте еще раз повторим, что мы узнали про снег и лед на нашем уроке. Откройте учебники на стр. 46. (Идет повторение по слайду презентации и по учебнику).
VIII. Физкультминутка. (Презентация, слайд № 16)
- Мы знаем, что зимой часто дуют холодные ветры, завевает вьюга, бушуют метели. Теперь давайте отдохнем, вспомнив о зимних ветрах.
Ребята, какой праздник мы отмечаем зимой? Какую песенку мы всегда поем на Новый год?
Давайте немного отдохнем - споем песенку “В лесу родилась ёлочка”.
IX. Проверочный тест по изученному материалу. (Презентация, слайд № 17, 19).
- А теперь, ребята, предлагаю проверить, хорошо ли вы работали на уроке. Я приготовила для вас вопросы. Вы должны будете ответить на эти вопросы, а ответы записать на листе исследований. Поиграем в игру “Крестики-нолики”. Если на вопрос вы отвечаете “да”, то ставите крестик, а если – “нет”, ставите нолик. (На доске написано: да - Х, нет – О).
Смотрим на экран. Все вопросы записаны здесь. (Учитель читает вопросы, а дети записывают ответы на листочках). Не волнуйтесь, у каждого из вас на листочках нарисован снежок удачи. Он обязательно поможет вам справиться с заданием.
Вопросы теста:
1. Снег при таянии превращается в воду________________________
2. Если вода замерзает, она превращается в лед__________________
3. Снег бесцветный_________________________________________
4. Лед прозрачный__________________________________________
5. Лед хрупкий_____________________________________________
6. Снег рыхлый_____________________________________________
7. У снежинки 5 лучей_______________________________________
8. Снег прозрачный_________________________________________
9. Все снежинки одинаковые_________________________________
10. Снег белый_____________________________________________
Х. Проверка выполнения задания. (Презентация, слайд №20).
Идет проверка выполнения задания. На экране появляются правильные ответы.
Правильные ответы у учащихся: Х, Х, О, Х, Х, Х, О, О, О, Х.
XI. Итог урока.
- Молодцы! Все сегодня отлично поработали. Кем мы с вами были на уроке? Скажите, пожалуйста, что вас сегодня удивило на уроке? Над чем мы работали? Давайте вспомним свойства льда и снега.
XII. Рефлексия. (Презентация, слайд № 21).
- Забирайте ваши “листочки ученых” домой. С вами домой пойдет и Снежок удачи, который, я думаю, будет теперь вашим другом и будет помогать вам везде и во всем. На этом листочке, на другой стороне нарисуйте, пожалуйста, снежинку, но не простую, а волшебную. Думаю, что это задание вы выполните легко, т.к. вам известна тайна снежинок.
- Спасибо за хорошую работу.
На доске:
- рисунки детей,
- слова-помощники: белый, прозрачный, рыхлый, непрозрачный, хрупкий, бесцветный, тают, вода.
Музыкальное приложение