Классный час "Толерантность и Я"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:          

  • формирование установок толерантного сознания
  • познакомить учащихся с основными чертами толерантной личности
  • развивать способности адекватно и полно познавать себя и других  людей
  • показать, что, не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружная атмосфера
  • воспитание чувства коллективизма, сплоченности
  • способствовать развитию уважительного отношения меду учащимися
  • развивать внимание, память, творческое мышление

Оборудование: доска, модель дерева (зерно, корешки, ствол с ветками,  конверты с листьями – качествами), эмблемы, клей, цветная бумага

Ход занятия

В: – Ребята, тема нашей встречи – ТОЛЕРАНТНОСТЬ. (на доске записано слово «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»,  дети читают вслух)

– Что же такое «Толерантность», какая ЛИЧНОСТЬ считается  толерантной,  мы с вами узнаем. (запись темы на доске)

В: – Может кто-то из вас не слышал и не знает, что это за слово такое  «толерантность». Чтобы узнать значение этого слова, изобразим толерантность в виде модели дерева.  

В: – Как все мы знаем, все в мире живое рождается, растет, живет и умирает. Так и наше дерево должно вырасти. Чтобы выросло растение, что для этого нужно сделать?

Д:  – Необходимо посадить зерно.

рис.1

1. (Появляется на доске «зерно» со словом ТАЛЕЙРАН )     

В: – Так зерном в нашем дереве явилось имя французского князя – Талейран Перигор. Он был министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей.

В: – Ребята, что развивается у растения из семени?

Д: – Корешок.

В: – Корень нашего дерева, состоит из нескольких корешков. А корешками нашего дерева будут различные значения слова толерантности.

– Сейчас вы должны разделиться на группы по рисункам на эмблеме. Один из вас подойдет и возьмет карточку  с заданием. Вам нужно будет прочитать  и затем озвучить – как слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ понимают  в разных странах.

(Класс делится на 5 групп)

1 группа: – в Англии

(выходит один ученик и зачитывает, на доске появляется первый корешок)

рис.2

2 группа: в Испании – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения

(другой ученик – второй корешок)

3 группа: в Китае – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным

(на доске появляется третий корешок)

4 группа: в Арабских странах – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность к терпению, терпение, расположенность к другим.

(четвертый корешок)

5 группа: в России – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-то, кого-либо), т.е. допускать принимать существование чего-либо, кого-либо, считаться с мнениями других, быть снисходительным к кому-либо, чему-либо.

рис.3

(Дети озвучивают вслух.)

В:  – Ребята, посмотрите на  значения слова толерантность. Что общего у этих значений слова толерантность? 

Д: – У них общее понятие – терпение, принятие другого человека таким,  какой он есть.

В:  – Ребята, посмотрите на наше дерево. Оно растет, но каждое дерево имеет разветвления – ветки. А на этих веточках листочки необыкновенные – это качества толерантной личности И чтобы распустились листочки на дереве толерантности – вам предстоит задание в группах. Объединитесь в группы по цвету вашей эмблемы.

В: – Ребята, на столах лежат конверты с различными листиками – качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

В каждом конверте по 10-12 слов.

Конверт №1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.

Конверт №2: Доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.

Конверт №3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.

Конверт №4: поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.

Конверт  №5: бессердечность, уважение, милосердие, конфликт, зазнайство,  миролюбие, эгоизм, бестактность,  великодушие, ложь,   cострадание.

(Дети в виде листиков прикрепляют слова – качества на веточки дерева)

В: – Человек, обладающий толерантным отношением, должен обладать такими качествами как …

Д: (Называют те качества, которые чаще всего встречаются у ребят):

  • Уважение
  • Милосердие
  • Миролюбие
  • Великодушие
  • Сострадание

В: – Этими качествами и обладает толерантная личность. Является ли каждый из вас толерантной личностью? Мы и узнаем: сейчас вашей задачей будет создание модели цветка толерантности. У каждого из вас конверт с лепестками  цветов. На каждом лепестке написаны качества толерантной личности. Соберите цветок из 3 лепестков, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены, 3 лепестка – которые, менее выражены.

В:  – Каждый из вас пусть прикрепит свой цветок на наше дерево толерантности.

– Ребята, посмотрите на цветы. Какие они?

Д: – Они все разные.

В: – Верно. Все мы чем-то отличаемся: по-разному думаем, разговариваем, выглядим, кого-то знаем, а кого и нет. Но при этом мы должны помнить, что нам всем необходимо относится к другим с

Д: – С терпением, принимать других, такими, какие они есть, уметь прощать

В: – Все названные качества личности,  замените одним словом, то есть быть …. быть толерантными к другим и к себе .

В: – Ребята, как вы думаете, что же не хватает на дереве?

Д: – Каждое дерево приносит плоды.

В: – Сейчас вам, предстоит творческая работа: создать плод нашего дерева. Объединитесь в группы по размеру листьев.

(Затем дети озвучивают  и показывают свои плоды, объясняя свой выбор)

В: – С каким словом ознакомились?

– Кто положил начало появлению этого слова? С чем связано?

– Что включает в себя понятие «толерантность»?

– Какими качествами должна обладать толерантная личность?

– Считаете ли вы себя толерантной личностью?