Цели:
- формирование установок толерантного сознания
- познакомить учащихся с основными чертами толерантной личности
- развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей
- показать, что, не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружная атмосфера
- воспитание чувства коллективизма, сплоченности
- способствовать развитию уважительного отношения меду учащимися
- развивать внимание, память, творческое мышление
Оборудование: доска, модель дерева (зерно, корешки, ствол с ветками, конверты с листьями – качествами), эмблемы, клей, цветная бумага
Ход занятия
В: – Ребята, тема нашей встречи – ТОЛЕРАНТНОСТЬ. (на доске записано слово «ТОЛЕРАНТНОСТЬ», дети читают вслух)
– Что же такое «Толерантность», какая ЛИЧНОСТЬ считается толерантной, мы с вами узнаем. (запись темы на доске)
В: – Может кто-то из вас не слышал и не знает, что это за слово такое «толерантность». Чтобы узнать значение этого слова, изобразим толерантность в виде модели дерева.
В: – Как все мы знаем, все в мире живое рождается, растет, живет и умирает. Так и наше дерево должно вырасти. Чтобы выросло растение, что для этого нужно сделать?
Д: – Необходимо посадить зерно.
1. (Появляется на доске «зерно» со словом ТАЛЕЙРАН )
В: – Так зерном в нашем дереве явилось имя французского князя – Талейран Перигор. Он был министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей.
В: – Ребята, что развивается у растения из семени?
Д: – Корешок.
В: – Корень нашего дерева, состоит из нескольких корешков. А корешками нашего дерева будут различные значения слова толерантности.
– Сейчас вы должны разделиться на группы по рисункам на эмблеме. Один из вас подойдет и возьмет карточку с заданием. Вам нужно будет прочитать и затем озвучить – как слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ понимают в разных странах.
(Класс делится на 5 групп)
1 группа: – в Англии
(выходит один ученик и зачитывает, на доске появляется первый корешок)
2 группа: в Испании – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения
(другой ученик – второй корешок)
3 группа: в Китае – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным
(на доске появляется третий корешок)
4 группа: в Арабских странах – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность к терпению, терпение, расположенность к другим.
(четвертый корешок)
5 группа: в России – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-то, кого-либо), т.е. допускать принимать существование чего-либо, кого-либо, считаться с мнениями других, быть снисходительным к кому-либо, чему-либо.
(Дети озвучивают вслух.)
В: – Ребята, посмотрите на значения слова толерантность. Что общего у этих значений слова толерантность?
Д: – У них общее понятие – терпение, принятие другого человека таким, какой он есть.
В: – Ребята, посмотрите на наше дерево. Оно растет, но каждое дерево имеет разветвления – ветки. А на этих веточках листочки необыкновенные – это качества толерантной личности И чтобы распустились листочки на дереве толерантности – вам предстоит задание в группах. Объединитесь в группы по цвету вашей эмблемы.
В: – Ребята, на столах лежат конверты с различными листиками – качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.
В каждом конверте по 10-12 слов.
Конверт №1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.
Конверт №2: Доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.
Конверт №3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.
Конверт №4: поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.
Конверт №5: бессердечность, уважение, милосердие, конфликт, зазнайство, миролюбие, эгоизм, бестактность, великодушие, ложь, cострадание.
(Дети в виде листиков прикрепляют слова – качества на веточки дерева)
В: – Человек, обладающий толерантным отношением, должен обладать такими качествами как …
Д: (Называют те качества, которые чаще всего встречаются у ребят):
- Уважение
- Милосердие
- Миролюбие
- Великодушие
- Сострадание
В: – Этими качествами и обладает толерантная личность. Является ли каждый из вас толерантной личностью? Мы и узнаем: сейчас вашей задачей будет создание модели цветка толерантности. У каждого из вас конверт с лепестками цветов. На каждом лепестке написаны качества толерантной личности. Соберите цветок из 3 лепестков, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены, 3 лепестка – которые, менее выражены.
В: – Каждый из вас пусть прикрепит свой цветок на наше дерево толерантности.
– Ребята, посмотрите на цветы. Какие они?
Д: – Они все разные.
В: – Верно. Все мы чем-то отличаемся: по-разному думаем, разговариваем, выглядим, кого-то знаем, а кого и нет. Но при этом мы должны помнить, что нам всем необходимо относится к другим с …
Д: – С терпением, принимать других, такими, какие они есть, уметь прощать …
В: – Все названные качества личности, замените одним словом, то есть быть …. быть толерантными к другим и к себе .
В: – Ребята, как вы думаете, что же не хватает на дереве?
Д: – Каждое дерево приносит плоды.
В: – Сейчас вам, предстоит творческая работа: создать плод нашего дерева. Объединитесь в группы по размеру листьев.
(Затем дети озвучивают и показывают свои плоды, объясняя свой выбор)
В: – С каким словом ознакомились?
– Кто положил начало появлению этого слова? С чем связано?
– Что включает в себя понятие «толерантность»?
– Какими качествами должна обладать толерантная личность?
– Считаете ли вы себя толерантной личностью?