Цели урока: знакомство с жизнью и творчеством И. Сурикова, со стихотворением “Детство”, работу над анализом стихотворения, отработка техники выразительного чтения, формирование умения составлять по картине текст-повествование, расширение словаря и кругозора учащихся, умение передавать свои впечатления о прочитанном.
Материалы к уроку: портрет И. Сурикова, картина “Зимние забавы”, учебник “Родная речь” 3-й класс.
Ход урока
1. Орг. момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Проверка домашнего задания
И.С.Никитин “Встреча зимы” – выразительное чтение (3 учащихся)
– Как вы понимаете слово “искони”?
– Как изменялась погода накануне утром? Днём?
– С чем поэт сравнивает снег?
– Как изменилось “настроение” леса?
– Как переносит “Наш степной мужичок” жару и мороз?
– Почему выросшие в этих краях люди обладают особой храбростью?
– Как растёт русский богатырь?
3.
Работа над новой темой(Портрет поэта)
Иван Захарович Суриков родился в крестьянской семье. Главная тема стихов поэта – жизнь бедного деревенского народа, красота природы, проникнутая грустью и сочувствием к тяготам и горестям крестьянской жизни. Стихотворение “Детство” было написано боллее100 лет назад. Ещё в 19 веке.
Послушайте его и ответьте на вопрос:
– Какие чувства возникли у вас при слушании этого стихотворения?
Чтение стихотворения учителем
Ответы учащихся на поставленный вопрос.
– От чьего имени ведётся повествование?
Что говорит автор о своём детстве?
4. Физминутка
5. Работа над стихотворением
Прочитайте стихотворение самостоятельно и найдите слова, которые вам непонятны.
Словарная работа (Слова записаны на доске)
Лапти – плетёная обувь из лыка
Светец – подставка для лучины
Прясть – скручивать, делать нити
Забава – игры, развлечения
Чтение стихотворения учащимися по цепочке
– Какую забаву вспоминает автор?
– Куда забирается герой, замёрзнув на улице?
– Кто находится рядом с ним на печи?
– О чём просит герой стихотворения свою бабушку?
– Что снится мальчику?
– От чего он пробуждается?
– С каким чувством вспоминает поэт свои детские годы?
Подготовка к выразительному чтению
Прочитайте стихотворение про себя, отмечая простым карандашом паузы и логическое ударение в словах.
Выберите темп чтения, постарайтесь голосом передать настроение автора.
Выразительное чтение стихотворения (2-3 человека)
– Как вы относитесь к зимним забавам детей?
Словесное рисование картины
Подумайте, какую картину вы нарисовали бы к этому стихотворению?
Каким вы изобразили бы небо, снег?
В какие игры могли бы играть дети?
(Выслушиваются ответы детей)
6. Подготовка к написанию сочинения
Анализ картины “Зимние забавы”
Рассмотрите картину (картина на доске)
– Что изобразил художник?
– Какова тема картины, как её лучше озаглавить?
– Какова главная мысль картины?
– Что хотел передать художник своим рисунком?
– Какого его отношение к тому, что он изобразил? (Ребятам весело зимой на улице.)
Сегодня мы будем писать сочинение по данной картине.
– Что такое сочинение?
Наше сочинение будет называться “Зимние забавы”
– Каким будет составленный нами текст? (текст – повествование)
– Чем отличается текст – повествование от других видов текста?
– Сколько частей будет в тексте? (Вводная часть, основная часть и заключение)
– Как пишется каждая часть сочинения? (с красной строки)
Определение структуры текста
– Как лучше начать писать текст? (составляются 2 -3 предложения)
– О чём пойдёт речь в основной части? (об играх детей, составление предложений)
– Как можно закончить текст? (1 -2 предложения)
– Какое чувство вызывает данная картина?
– Какое настроение создаёт?
Орфографическая подготовка
– Вспомните, как пишутся имена собственные?
– Как проверить написание безударной гласной в корне слова?
– Вспомните написание -ТСЯ и -ТЬСЯ на конце глаголов?
– Что надо сделать, чтобы избежать повторов слов? (подобрать слова близкие по значению)
На доске опорные слова
Зимний денёк, чудесная погода, липкий снег, весёлый снеговик, снежный ком, радостные голоса.
7. Устное составление рассказа
(2-3 ученика. Обратить внимание на правильность составления предложений и их последовательности)
8. Написание сочинения. Проверка
10. Итог урока
– С каким поэтом мы познакомились сегодня на уроке?
– Как называлось стихотворение над которым мы работали? Почему?
– Понравилось ли вам это стихотворение? Чем7
– Как вы относитесь к зимним забавам детей?
– Чтение 2 – 3 сочинений.
10. Домашнее задание. Понаблюдать и нарисовать свою картину “Зимние
забавы”, отрывок стр. 72 учить наизусть.