ЦЕЛИ:
образовательные
– закрепить учащимися
представление о том, что такое речь, виды речи
– закрепить знания: предложение состоит из
слов, связанных по смыслу
– научить определять количество слов в
предложении, составлять схему предложения
воспитательные – воспитывать любовь и бережное отношение к труду, отзывчивость
развивающие – развивать речь, память, внимание, мышление, творческие способности
Ход урока
У: Здравствуйте! Садитесь!
У: Ребята, скажите, пожалуйста, кто – нибудь из вас бывал в театре?
У: А мы с вами сегодня побываем в необычном театре – в нашем классном театре, где артистами будут ученики первого класса.
Чтобы нам с вами побывать в театре, необходимо получить билетики. Для этого нужно вспомнить:
– Что такое речь?
– Какие виды речи вы знаете? Примеры.
– Из чего состоит речь? Примеры.
(Ответы детей)
У: А сегодня мы закрепим, из чего же состоит предложение. А поможет нам в этом Русская Народная сказка. Название сказки вы должны отгадать:
Кругла, а не шар,
С хвостом, а не мышь.
Желта, как мед,
А вкус не тот.
(Репка)
У: Верно, сказка называется репка. Иллюстрации к этой сказки мы найдем в Русской Азбуке на стр.9
ФИЗМИНУТКА (для глаз)
- Рисуем глазками шар – репка, овал – листья (в обратную сторону)
- Репка близко – далеко
- Восьмерка
У: Ребята, вспомните, пожалуйста, начало сказки.
(Ответы детей)
У: Сколько слов вы услышали в этом предложении?
– Какое слово первое?
– Второе?
– Третье?
– Из чего состоит предложение?
(Ответы детей)
Вывод: предложение состоит из слов, связанных по смыслу.
У: Предложение можно записать в виде схемы:
– А по схеме можно узнать, сколько слов в предложении.
– Почему первое слово в предложении обознается с вертикальной черточкой?
– Как можно узнать, что предложение закончено?
(Ответы детей)
ФИЗМИНУТКА (для осанки)
Встали рано утром. ПОТЯНУЛИСЬ. Сделали зарядку. Умылись. Оделись. Вышли в сад. Выкопали ямку. Посадили зерно. Поливаем. Пропалываем сорняки. Репка растет.
У: Ребята, посмотрите на 2 иллюстрацию.
– Составьте предложение. Сколько слов в предложение? Назовите слова.
– Составьте схему 2 предложения.
(Ответы детей)
У: Посмотрим на 3 иллюстрацию.
– Составьте предложение. Сколько слов в предложение? Назовите слова.
– Составьте схему 3 предложения.
(Ответы детей)
У: Дети, что изображено на 4 иллюстрации?
– Составьте предложение. Сколько слов в предложение? Назовите слова.
– Составьте схему 4 предложения.
(Ответы детей)
У: Ребята, посмотрите на последнюю иллюстрацию.
– Составьте предложение. Сколько слов в предложение? Назовите слова.
(Ответы детей)
У: Дети, посмотрите, пожалуйста, на последнюю схему предложения. Она отличается от других схем. Чем?
(Ответы детей)
У: А еще отличается знаком в конце предложения. Предложение произносится радостно, взволнованно, с повышением голоса. Этот знак называется восклицательный.
У: Итак, из чего состоит предложение?
– Какую сказку мы с вами сегодня вспоминали?
– Приходилось ли тебе есть репу?
– Что же такое репа?
– Вкусная ли она была?
– А какого размера была репа?
– Смог ли дед сам вытянуть репку? Почему?
– Что помогло деду собрать урожай?
(Ответы детей)
ФИЗМИНУТКА (для дыхания)
Вдох – тянем репку.
Выдох – отдыхаем.
У: Мы с вами хорошо потрудились и получили билетики в театр.
– Что можно увидеть в театре? (спектакль)
У: Мы с вами увидим спектакль, который называется “Репка”. В главных ролях:
Репка
Дед
Бабка
Жучка
Внучка
Кошка
Мышка
АВТОР
РЕФЛЕКСИЯ
У: Наш урок заканчивается. – Что мы с вами закрепили на уроке?
– Какие знания помогли нам?
– Кому было интересно, кто доволен тем как работал на уроке, на билетике раскрасьте репку желтым цветом.
– У кого возникли затруднения, раскрасьте репку зеленым цветом.
– Чтобы вы хотели еще узнать?