Устное народное творчество

Разделы: Внеклассная работа


(Появляются ведущие в русских народных костюмах)

– Здравствуйте, гости, дорогие!

– Веселья Вам да радости.

– Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем.

– Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка.

– Удобно ли вам, гости дорогие? Всё ли слышно? Всем ли место хватило?

– Если все готовы – отправляемся в путешествие по стране «Устное народное творчество».

– Что означают слова «Устное народное творчество»? (Ответы детей.)

– Какие сказочные, волшебные средства передвижения вы знаете? (Ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, ступа и метла.)

– На чём ездил Емеля Дурачок? (На печи.)

– Мы тоже будем путешествовать на печи.

– Кто помнит заклинание? Чтобы добраться до первой станции, нам тоже надо произнести заклинание! (По щучьему веленью, по нашему хотенью, ступай печь на станцию «Загадки».)

I. Станция «Загадки»

Стоит весёлый светлый дом,
Ребят проворных много в нём,
Там пишут и считают,
Рисуют и играют! (Школа)

По чёрному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей –
Чиста страница. (Доска)

Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (Карандаш)

Хоть я и не прачка, друзья,
Стираю старательно я. (Ластик)

В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (Пенал)

Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (Портфель)

То я в клетку, то в линейку,
Написать во мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Что такое я? (Тетрадь)

Чёрные, кривые, от рождения немые
Встанут в ряд – все заговорят. (Буквы)

– Молодцы! Справились с заданием! Отправляемся на следующую станцию. Скажем заклинание. (По щучьему веленью, ... .)

II. Станция «Пословицы»

– О чём бывают пословицы? (О труде, о дружбе и т.д.)

– Какие пословицы о труде вы знаете? (Делу время, потехе – час. Терпение и труд всё перетрут. Семь раз примерь, один отрежь. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)

– А какие пословицы о дружбе? (Нет друга – ищи, а нашёл, береги. Все за одного, один за всех. Старый друг лучше новых двух.)

– К каждой пословице найдите концовку.

(Детям выдаются половинки открыток с началом пословиц.)

  • Лесом шёл, ... (а дров не видел.)
  • Под лежачий камень... (и вода не течёт.)
  • Мороз невелик, ... (а стоять не велит.)
  • Встать пораньше, ... (да шагнуть подальше.)

– Вспомните начала оставшихся концовок:

  • ... делаешь насмех. (Делаешь наспех)
  • ... щепки летят. (Лес рубят)

(После того, как участники читают свои пословицы, у детей выясняется, о чём та или иная пословица.)

III. Станция «Считалки»

– Какие считалки вы знаете?

– Давайте вместе выучим русскую считалку.

Начинается считалка:
На берегу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.

(Из рассказанных детьми считалок выбирается лучшая.)

IV. Станция «Игры»

(Тихо звучит запись с русскими народными песнями. Дети играют в игры «Кошки-мышки», «Ручеёк», «Третий лишний».)

V. Станция «Сказки»

1. «Назови сказку»

– По началу текста узнайте русскую народную сказку:

1) «В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь с царицею; у него было три сына – все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать...». («Царевна-лягушка».)

2) «Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками...». («Иван-царевич и Серый Волк».)

3) «В некотором царстве в давние времена жили-были в маленькой избушке дед да баба, да дочка, и была у неё кукла...». («Василиса Прекрасная».)

4) «Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе – любил в лес ходить по грибы, а дома всё больше на печи сидел. Пришло время старику умирать...». («Сивка-бурка».)

2. «Угадайка»

– Отгадай, о каких героях загадки и из каких сказок эти герои:

Парень слез с любимой печки,
За водой поплёлся к речке.
Щуку в проруби поймал
И с тех пор забот не знал.
(Емеля из сказки «По-щучьему велению».)

На кочке болотной
Невестушка ждёт,
Когда же за нею
Царевич придёт.
(Лягушка из сказки «Царевна-лягушка».)

Много серебра и злата
В сундуках своих он спрятал
В мрачном он дворце живёт
И чужих невест крадёт.
(Кощей Бессмертный из одноимённой сказки.)

То не золото сверкает,
То не солнышко сияет,
Это сказочная птица
В сад на яблоню садится.
(Жар-птица из сказки «Иван-царевич и Серый Волк».)

3. «Волшебные предметы»

– Посмотрите на волшебные предметы и скажите, как они связаны с героями сказок.

1) Волшебная игла. (На конце той иглы была смерть Кощея.)

2) Уздечка. (Волшебная уздечка, когда до неё дотрагивались, она издавала звук: трубы трубили, барабаны били, и сторожа от этого звука пробуждались.)

3) Серебряное блюдце. (Показывало города и поля, леса и моря, гор высоту и небес красоту,  всю Русь-матушку.)

4) Зёрнышко заветное. (Бросила его Марьюшка, и явился к ней её жених, Финист – Ясный сокол.)

VI. Станция «Скороговорки»

(Скороговорки написаны на лепестках ромашки. Дети отрывают лепесток и в течение 1 минуты, тренируются проговаривать скороговорку.)

– Проговорите каждую скороговорку 3 раза.

1) Кот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз.

2) У пеньков опять пять опят.

3) Ушёл косой козёл с козой.

4) Слышала старушка,
Как куковала кукушка.

5) Все покупки у прилавка, упакованы в кульки.

6) Нисколько нескользко,
Нескользко нисколько.

VII. Подведение итогов

(В течение путешествия за каждый правильный ответ детям давался жетон. Победил тот, кто набрал большее количество жетонов. Победители награждаются книжками.)