Цели урока:
- Обучающие: Формирование представлений у учащихся о различных видах соединений древесных материалов и их свойствах, применение данных соединений в проектно-технологической документации.
- Развивающие: Развивать умение:
- анализировать информацию;
- сравнивать, делать выводы;
- пользоваться справочным материалом;
- самостоятельной проектно-технологической культуры школьников.
- Воспитывающие: Воспитать культуру умственного и физического труда, убеждённость в возможности познания природы, технологических процессов, в необходимости разумного использования достижений науки и техники для дальнейшего развития человеческого общества.
Метод обучения: проблемный.
Тип урока: комбинированный.
Организационные формы: беседа, самостоятельная работа, практическая работа, поисково-проектная работа.
Средства обучения: плакаты, макеты, готовые изделия, справочная литература, компьютер.
Демонстрационное оборудование: заготовки для сборки угловых соединений, контрольно-измерительный и разметочный инструмент, образцы угловых соединений, столярный инструмент, компьютер.
Оборудование на столах учащихся: две заготовки для углового соединения, контрольно-измерительный инструмент, разметочный инструмент.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Орг. момент |
Приветствие учеников. Учёт присутствующих. У каждого из вас на столах лежат заготовки и инструменты. Будьте осторожны и бережны при обращении с инструментом. |
Приветствуют учителя. |
2. Мотивация. Актуализация знаний.
|
Сегодняшний урок мы начнём с воспоминаний видов соединений древесных материалов. Разберём требования к соединениям отдельных изделий в зависимости от их применения. |
Учащиеся называют соединения, которые применялись на уроках «Технологии», а так же и другие соединения, приводят примеры, где они применяются. Рассказывают о требованиях к соединениям названных изделий. |
3. Целеполагание (постановка проблемы). |
Вы назвали множество соединений, частично их охарактеризовали. Возникает вопрос: что влияет на выбор определённого вида соединения в отдельных изделиях? Условия применения, нагрузка на изделие, климатические условия, вот основные параметры, по которым определяют вид соединения. |
Учащиеся записывают тему урока, записывают воздействие основных параметров на выбор соединения: нагрузка, климатические условия, условия использования изделия. |
4. Изучение нового материала.
|
С древних времён люди для производства деревянных изделий применяли различные виды соединений: сращивание заготовок, соединения в полдерева, шиповые соединения. Для увеличения прочности соединения заматывались нитками, склеивались клеями. В чисто столярных изделиях не должно быть инородных тел даже в виде крепёжных деталей: гвоздей, шурупов, заклёпок, скоб. Мастера-краснодеревщики при производстве мебели полностью исключали применение металлов в соединениях. Настало время познакомиться с этими соединениями. Первое, самое простое соединение, называется угловое или серединное в полдерева. Задаётся вопрос: Где они применяются? Второе соединение в полдерева с помощью шкантов. Это соединение уже более прочное. Чем ещё можно скрепить соединение? Где применяются? Третье соединение шиповое. Открытым сквозным шипом. Это соединение прочнее соединения в полдерева. Где применяется?
Познакомимся с элементами этого соединения. Рисунок на доске с элементами шипового соединения. Новые понятия: шип, проушина, щёчки, заплечики. В столярном деле применяются и другие соединения. Познакомимся с ними – смотрим на компьютер. Ближе с ними познакомимся в 7 классе. Охарактеризуйте соединение в ласточкин хвост. Мы познакомились с вами с одной из самых важных тем в столярном деле. Качественное соединение в изделии – залог его долговечности. Для выполнения соединений нужно применить все знания и умения, полученные ранее. |
Разглядывают различные изделия, определяют виды соединений.
Юрий Ошмаров показывает соединения на компьютере. Называют изделия с применением данных соединений. Юрий показывает изображение на компьютере. Гвоздями, шурупами, заклёпками, болтами, с помощью клея. Называют изделия с этими соединениями. Юрий показывает изображение.
Называют изделия с применением этого соединения. Смотрят на изображение на компьютере. Зарисовывают в тетрадь соединение с доски. Записывают новые понятия по теме урока.
Смотрят на компьютер, изучают соединения.
Называют достоинства этого соединения. |
5. Практическая работа. |
Приступая к практической работе постарайтесь внимательно изучить чертёж. Затем как можно точнее произведите разметку. Карандаш при этом должен быть остро заточен. При запиливании шипов и проушин соблюдайте черту. Качественно выполненная работа – это прочное и надёжное изделие. Вы видите как сложно изготовить различные соединения в мебели. Постарайтесь бережно относиться к любой мебели: не качайтесь на стульях, не двигайте столы, не подняв их. Грубое обращение с мебелью приводит к расшатыванию соединений, а затем и к поломке её. При пилении соблюдайте меры безопасности, особенно в начале запиливания. Не допускайте перекоса ножовки, сильно не давите на неё. Надёжно закрепляйте заготовку в зажиме. Соблюдая эти меры труд становится безопасным и приятным. При долблении проушин проверьте исправность долбёжного инструмента: состояние ручки, наличие на ней колец. Под заготовку подложите подложку, воизбежании порчи верстака. Берегите своё рабочее место, бережно обращайтесь с инструментом Критерии оценки изделия:
|
Производят разметку заготовок углового соединения в полдерева. Запиливают и скалывают излишки древесины под черту. Зачищают заготовку напильником, производят сборку изделия. Зачищают соединение. Оценивают качество изделия. Производят разметку углового шипового соединения. Запиливают шипы и проушины. Долбят проушины, зачищают соединение. Производят сборку изделия. Зачищают соединение. Оценивают качество изделия.
Сдают изделия для проверки. Обсуждают качество изделий, оценивают работу. |
6. Закрепление |
Вернёмся к теме урока. Какую проблему мы ставили перед собой? Перечислите изученные виды соединений. Назовите достоинства этих соединений. |
Изучить технологию изготовления соединений древесных материалов. Перечисляют виды соединений, называют их достоинства. |
7. Итог урока. |
И так мы рассмотрели важную тему соединения древесных материалов. Вы познакомились с видами соединений, научились производить разметку и изготовление этих соединений. Пригодится ли это вам? Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся. Благодарю вас за участие в работе урока. Тема нами изучена. В жизни она будет иметь большую значимость, особенно для любителей мастерить, для создания творческих проектов, для самоутверждения в жизни. |
Наводят порядок на рабочих местах, прибирают инструмент, приводят себя в порядок.
|