Цель игры.
Игра проводится в конце III четверти с целью повторить и закрепить основные вопросы, изученные в 8 классе. На проведение игры отводится 1 урок.
Подготовка к игре.
Учащиеся делятся на команды по 5-6 человек. Каждая команда придумывает свое название и девиз, а также выбирает капитана. Учитель выдает путевые листы с указанием маршрутов следования. Команды последовательно путешествуют по указанным пунктам – “физическим” городам, при этом в одно и то же время в каждом городе находится только одна команда. Учащимся предлагается посетить следующие города:
- город Эрудитов;
- город Мыслителей;
- город Неразгаданных тайн;
- законоград;
- прибороград;
- ЦРУ;
- остров Смекалистых.
На пути следования команды зарабатывают очки. Максимальное количество очков в каждом городе – 5 баллов. По итогам игры заработанные баллы суммируются.
Игру помогают проводить учащиеся 10-11 классов, которые оценивают ответы команд в каждом городе.
План путешествий по “физическим” городам
Город Эрудитов
В этом городе команде предлагается узнать по портрету имя ученого и рассказать о его научных достижениях.
Для проведения данного конкурса необходимо сделать кубик, на каждой грани которого будет изображен портрет ученого-физика. Учащиеся рассказывают о трудах таких ученых, как Г. Ом, А. Вольта, А. Ампер и др.
Город Мыслителей
Каждому ученику выдается количественная задача. Оценка индивидуальная (за решенную правильно задачу максимум 2 балла). Очки, полученные каждым членом команды, суммируются.
Примеры задач, предлагаемых учащимся:
Задача 1. Напряжение на зажимах электрического утюга 220 В, сопротивление нагревательного элемента утюга 50 Ом. Чему равна сила тока в нагревательном элементе?
Задача 2. Сила тока в спирали электрической лампы 0,7 А, сопротивление лампы 310 Ом. Определите напряжение, под которым горит лампа.
Задача 3. Каким сопротивлением обладает вольтметр, рассчитанный на 150 В, если сила тока в нем не должна превышать 0,01 А?
Задача 4. В цепь с напряжением 127 В включена электрическая лампа, сила тока в которой 0,60 А. Найдите мощность тока в лампе.
Задача 5. Электроплитка рассчитана на напряжение 220 В и силу тока 3,0 А. Определите мощность тока в плитке.
Задача 6. Какое количество теплоты выделится за 30 мин проволочной спиралью сопротивлением 20 Ом при силе тока 5 А?
Город неразгаданных тайн
На этой станции команда решает кроссворд.
Пример кроссворда для решения представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Электрическое освещение
В каждую клетку, включая нумерованную, необходимо поставить букву так, чтобы слова по горизонтали означали:
1 и 2. Английский и русский ученые, установившие на опыте независимо друг от друга, от чего зависит количество теплоты, выделяемой при нагревании проводника электрическим током.
3. Часть электрической лампы накаливания, которая ввинчивается в патрон.
4. Русский ученый, открывший явление электрической дуги.
5. Металл, из которого изготовляют спираль лампы накаливания.
6. Изобретатель первой лампы накаливания, пригодной для практического использования.
7. Изобретатель дуговой лампы – электрической свечи.
8. Американский изобретатель, усовершенствовавший лампу накаливания и создавший для нее патрон.
9. Материал, из которого изготовляют баллон лампы накаливания.
10. Газ, применяемый для заполнения ламп накаливания.
Законоград или “Законы страны Физики”
От учащихся требуется вспомнить, записать и сформулировать известные им законы физики. Например:
- Закон Ома;
- Закон Джоуля-Ленца;
- Закон сохранения энергии;
- Закон сохранения электрического заряда;
- Закон равновесия рычага;
- Закон сообщающихся сосудов;
- Закон гидравлического пресса;
- “золотое правило” механики;
- Закон Архимеда.
Прибороград
В данном городе требуется совместить название прибора с условными обозначениями, а также начертить схему измерения мощности в лампе.
Рисунок 2. Совмести символы и названия элементов электрической цепи
ЦРУ “Электронус-1”
На данном этапе предлагается составить детективный рассказ с использованием предложенных слов:
- теплопередача;
- внутренняя энергия;
- сопротивление;
- цепь;
- напряжение;
- закон Ома;
- сила тока.
Остров смекалистых
Учащиеся слушают отрывок из стихотворений и отвечают на поставленные вопросы.
Отрывок 1.
“…На месте славного побега
Весной растопленного снега
Потоки мутные текли
И рыли влажну грудь земли…”.(А.С. Пушкин “Руслан и Людмила”)
Вопрос. О каком тепловом процессе идет речь в данном отрывке? При какой температуре тает снег? Как называется эта температура?
Ответ. Процесс превращения льда в мутные потоки называется плавлением, при нормальный условиях лед плавится при температуре 0 оС, эта температура называется температурой плавления льда.
Отрывок 2.
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это…
Вопрос. О чем идет речь в данном четверостишие?
Ответ. Электричество.
Вопрос. От какого слова произошло слово “Электричество”?
Ответ. От греческого слова “электрон”, что означает “янтарь”.
Подведение итогов
После прохождения командами всех этапов игра завершается. Проигравших нет. Каждая команда занимает призовое место в следующих номинациях:
- знатоки физики (команда, набравшая максимальное количество баллов);
- лучшие журналисты (команда, сочинившая самый интересный рассказ);
- лучший теоретик (команда – знатоки физических законов);
- лучший электрик (самые быстрые в сборке электрической цепи);
- самый смекалистый (ученик, решивший задачи за наименьшее время);
- лучший капитан;
- самая сплоченная команда.