Разработка программы "Создание успеха на уроке"

Разделы: Администрирование школы


Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.
В.А.Сухомлинский

Цель: Содействовать формированию у педагогов потребности использовать в своей работе принцип «Успех рождает успех».

Задачи:

  1. Обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях «успеха учения».
  2. Разработать структурную схему программы «Создание успеха на уроке».
  3. Используя практический опыт учителей, познакомить с приемами формирования мотивационной сферы учения

Посещая уроки, оценивая их, как правило, выделяются положительные моменты и вместе с тем есть и негативные моменты. Негативные моменты ставят проблему, которую необходимо решить педагогическим коллективом.

В данном случае рассматривается вопрос успешности учения, об его зависимости от того смысла, который имеет для ребенка изучаемое им.

В течение месяца работа направлена на создание программы «Создание успеха на уроке»:

проходят открытые уроки,

краткие теоретические выступления педагога-психолога на совещаниях (Приложение 1, Приложение 2), определена работа по группам:

  • Группа 1. «Мотив учения».
  • Группа 2. «Личность учителя».
  • Группа 3. «Выбор действий учителя».
  • Группа 4. «Стиль общения».
  • Группа 5. «Двадцать способов сказать кадету…».

Макет программы «Создание успеха на уроке» можно рассмотреть на круглом столе (Приложение 3 – презентация).

Слайд 1 «Капли росы на листьях травы незаметны и невзрачны, пока на них не упадет луч солнца. Вот так и дети, не обласканные вниманием педагогов и родителей, остаются «бесцветными» и незаметными, но стоит лишь попасть благосклонному лучу интереса педагога к ребенку, его внутреннему миру, как открываются его, казалось бы, невероятные способности и самые неожиданные дары, вдруг превращающие обычного школьника в яркую талантливую личность».

Выступление

Стремление к достижению успеха – это устойчивая потребность, но приобретаемая. Сегодня мы должны попытаться ответить на вопросы:

Слайд 2

Только тот, кто может увидеть эту проблему и найти её пути решения, может прийти к успешному решению. Это завтрашний день нашей школы.

Слайд 3

По словарю:

  • Мотивация – совокупность побуждений к деятельности.
  • Мотив (латин.) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определенные.

Никто не желает потратить ни секунды своего времени на освоение предмета, от изучения которого он не ожидает ни какой пользы.

Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не сможем этого сделать, то «все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у учеников не появится желание учиться».

  • Как формировать мотивацию учащихся? Слайд 4

Группа 1. «Мотив учения»

выступление педагога-психолога, кандидата психологических наук Пепелева В.В.
(анализ мотивов 9 класса и 10 класса). (Приложение 4)

Слайд 5

Выступление (целесообразно анализировать посещенные уроки).

Слайд 7

Мотивационная сфера обучения школьников определяется понятиями: смысл обучения, мотив, постановка целей, эмоции, интересы.

И так мы видим, что необходимо развитие личности учителя.

И судьба учащихся зависит от слаженной работы учителей, которые должны сформировать у них готовность к восприятию своего предмета, не отбить охоту к его изучению.

Группа 2. «Личность учителя»

Анализ анкетирования кадетов и учителей (определение личностных качеств учителя для создания ситуаций успеха на уроке).

Слайд 8

Личностные критерии:

  1. Эмоциональность.
  2. Выразительность речи
    правило «трех О».
    • общение с хорошей литературой, искусством, природой;
    • общение с интересными людьми, любовь, дружба;
    • общение с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.
  3. Творческое начало личности
    «Я и творить, и натворить умею…».
  4. Организаторские способности
    «Я горы вмиг с ребятами сверну. Планировать могу, могу и делать».
  5. Чувство юмора
    «Мне юмор в детстве подмешали в молоко»
  6. Настойчивость, дисциплинированность
    «Свои ошибки детям я прощаю».

Выступление

В настоящее время отмечается важнейшая тенденция: современная школа должна стать «антропоцентрической», т.е. центром всех учебно-воспитательных воздействий должен стать конкретный ученик. Соответственно все способы и формы организации школьной жизни должны быть подчинены цели его всестороннего личностного развития, что требует разработки новых подходов к обеспечению образовательного процесса (целесообразно анализировать посещенные уроки).

Слайд 10

  • Предлагаю на основе личного опыта выбрать те установки и действия учителя, которые будут способствовать формированию успеха на уроке.

Группа 3. «Выбор действий учителя»

Выступление учителя русского языка и литературы первой категории Шаяхметовой И.А. (выбор действий учителя для создания ситуаций успеха на уроке)

Слайды 11-14

Выступление

Педагог – тот редкостный человек, который может «сотворить чудо своими руками»: превратить малую «росинку» в яркую звезду (целесообразно анализировать посещенные уроки).

Слайд 17

Группа 4. «Стиль общения»

ответ учителя математики первой категории Горяйновой Г.М. (стиль общения для создания ситуаций успеха на уроке).

Слайд 18

Выступление (целесообразно анализировать посещенные уроки).

Слайд 20

  • Как сделать так, чтобы ребенку хотелось учиться?

Группа 5. «Двадцать способов сказать кадету…»

Выступление учителя математики первой категории Хлебниковой О.В.

Раздать каждому учителю листы «Принципы действия по успешному взаимодействию с кадетами»

  • Помни! Дети больше похоже на время, чем на родителей.
  • Разумная система взысканий и положительное стимулирование – путь к успеху.
  • Не следовать правилу – плохая оценка – плохой ученик.
  • Верить в творческие силы ребенка.
  • Вся деятельность в интересах ребенка.
  • Поддерживайте и отмечайте успехи.
  • Не забывать о чувстве юморе.
  • От каждого по способностям – каждому по труду.

Предлагаем взять за основу в практической деятельности каждого учителя выработанную схему формирования ситуации успеха на уроке и предложенные рекомендации.

Слайд 22

Информационные источники

Литература:

  1. Советова Е.В. Тематические педсоветы. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  2. Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008.
  3. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.; «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352 с.
  4. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с.
  5. Рогов Е.И. настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 529 с.
  6. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов учеб. Заведений. М.: Издат. Центр «Академия», 2001. – 480 с.
  7. Сухомлинский В.А. О воспитании. Изд. Полит. Литература. М.: 1973. – 272 с.
  8. Журнал «Управление современной школой. Завуч», 2009, №1.

Ресурсы Internet:

  1. Материалы Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» сайта urok.1sept.ru