Детский самиздат

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребёнка к чтению? Как научить «добывать» самостоятельно из книг необходимую информацию?

Многие посчитают, что в наш век – век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. Так много сейчас образовательных программ, сайтов…

Однако всё же восхищаемся знаниями и эрудицией знатоков клуба «Что? Где? Когда?», выпускников школ, ведущих интеллектуальные бои в программе Ю.П.Вяземского «Умницы и умники». К тому же, по мнению Л.С. Выготского, именно чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей. Кроме того, общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка, на развитие речи.

Эта проблема не нова. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры чтения, культуры речи указывали и педагоги (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, В.А. Сухомлинский), и психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев), и лингвисты (А.М. Шахнорович, Л.И. Айдаров).

Эту проблему помогает нам решить детский самиздат. Детский самиздат – это не только книжки-самоделки. С детьми можно изготавливать рукописные альманахи, праздничные и информационные газеты, различного рода «Молнии», оперативно реагирующие на происходящие события в детском саду или группе.

Однако мы расскажем лишь о методике работы по изготовлению рукописных книг.

Детей-дошкольников необходимо вовлечь в сам процесс создания книги, и тогда они становятся «сами себе» художниками, писателями, поэтами и даже иллюстраторами своих рукописных книг. Они сочиняют сказки, рассказы, различные истории, стихи, придумывают загадки.

Однако «рождению» рукописной книги предшествует большая подготовительная работа. Дети должны знать, что книга – это труд многих людей разных профессий (изготовлена дидактическая игра «Как рождаются книги»).

 Знакомство детей с книгой начинается с выразительного чтения. Характер и содержание последующей работы и задачи обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей уровнем их развития.

Цель такой работы – развитие устойчивого интереса к книге как произведению искусства, создание условий для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности.

Подготовительный период по созданию рукописной книги можно разделить на несколько этапов.

Задачи, которые мы ставим, приобщая детей к книге и развивая их словесное творчество.

Младший дошкольный возраст:

  1. Способствовать формированию интереса к книгам.
  2. Воспитывать умение слушать и понимать художественные произведения разных жанров.
  3. Учить находить средства выражения образа в рисунках и движениях, сознательно применять сенсорный опыт в решении практических задач.
  4. Побуждать активно действовать в совместной со взрослым и другими детьми деятельности.
  5.  Воспитывать навык бережного отношения к книге.

Трёх-четырёхлетних детей знакомим с творчеством детских писателей и поэтов, предлагаем рассмотреть их портреты. В результате такой работы дети лучше запоминают автора, воспринимают новое произведение не само по себе, а как стоящее в ряду других, созданных писателем. Громкое выразительное чтение способствует эмоциональному восприятию прочитанного и созданию у ребёнка образных представлений о героях произведения. Затем предлагаем детям нарисовать то, что им особенно понравилось, запомнилось из прочитанного. Так после чтения стихотворений А.Л.Барто «Игрушки», дети с увлечением рисовали свои любимые игрушки. (Приложение 1)

Средний дошкольный возраст:

  1. Поддерживать стремление детей к знакомству с новыми литературными произведениями.
  2. Развивать первые представления об особенностях литературных жанров (небылицы, сказки, рассказы, стихи, загадки).
  3. Формировать интерес к оформлению книги. Учить по иллюстрациям воспроизводить текст.
  4. Поощрять детей к использованию литературных образов в игре и изобразительной деятельности.
  5. Формировать навыки и умения собственной творческой речевой деятельности.
  6. Развивать творческие устремления детей по оформлению книжного уголка в группе.
  7. Формировать предпосылки исследовательской деятельности.

С детьми средней группы можно вести своеобразный читательский дневник в виде забавной «умной гусеницы» или «весёлого паровоза». Каждый ребёнок на листах бумаги круглой формы или формы вагончика рисует иллюстрацию к прочитанной книге, которые соединяются в хронологической последовательности.

На этом возрастном этапе рассматриваем иллюстрации в книгах, которые помогают детям легче представить персонажей произведений. Дети сочиняют рассказы по мотивам прочитанного, порой становясь участниками описываемых событий. (Приложение 2)

Старший дошкольный возраст:

  1. Совершенствовать и обогащать опыт общения детей с книгой.
  2. Продолжать знакомство с книгами разного жанра, тематики и содержания. Развивать умение анализировать художественное произведение.
  3. Поощрять творческие проявления детей в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах деятельности.
  4. Развивать литературное творчество дошкольников.
  5. Познакомить детей с историей создания книги, работой книжных издательств и библиотеки.
  6. Создать атмосферу творчества, эмоционального отношения к процессу создания рукописной книги.
  7. Формировать проектно-исследовательские умения и навыки при создании книжного уголка: выявлять проблему, самостоятельно искать нужное решение и анализировать полученные результаты.

На третьем этапе проводим целевые прогулки, выясняем представления детей о различных явлениях, происходящих в жизни человека, в природе, о различных предметах быта. Дети рассказывают о профессиях своих родителей, передают свои впечатления о красоте осенних деревьев… (Приложение 3)

На последнем завершающем этапе дети становятся не только сочинителями и художниками-иллюстраторами своих литературных «шедевров», но и участвуют в редакторской работе по созданию рукописной книги. Наши воспитанники высказывают своим мнения по оформлению обложки, страниц рукописного издания. (Приложение 4)

Такая работа способствует не только воспитанию любви к чтению у детей, развитию литературного вкуса, но и творческих способностей, фантазии, воображения. Приобретая литературный опыт, дети активно его используют в своей творческой речевой деятельности при создании собственных сказок, стихов, рассказов, загадок. Как правило, дети-дошкольники обнаруживают страсть к сочинительству. Мы активно поддерживаем их в этом начинании. Книжки-самоделки дают возможность развивать у детей эмоциональную сферу, образное мышление, формируют основы мировоззрения и нравственные представления, расширяют кругозор.

Рукописные книги детей могут иметь различную форму. Это могут быть книжки-игрушки, книжки-картинки для малышей, книжки-вырубки (книжки об осени или деревьях могут иметь форму кленового или осинового листочка; рецепты любимых блюд – форму кастрюли или поварского колпака), книжки-панорамы. Какой формы и какого содержания будет ваше рукописное творение, зависит от вашей фантазии и фантазии ваших воспитанников.

Все формы работы по созданию рукописных изданий, по нашему мнению, будут интересны педагогам, которые активно в своей педагогической практике используют проектный метод. (Приложение 5) В качестве итога работы по теме проекта можно «выпустить» с детьми рукописный журнал, альманах или книгу. Всё зависит от темы, проблемы, задач, возраста и возможностей участников проекта.

Ребёнку-дошкольнику в познании и творчестве необходима помощь педагогов и родителей. Наша задача как педагогов – показать родителям, как читать и обсуждать с ребёнком художественное произведение, дать представление о некоторых приёмах и способах подобной работы. Да и проектная модель, ориентируясь на совместную деятельность детей и взрослых, предполагает в ней участие родителей. Необходимость взаимодействия педагога с семьёй традиционно признаётся важнейшим условием эффективности воспитательно-образовательного процесса. (Приложение 6)

«Самиздатовские» книги наших детей посвящены природе родного края, различным предметам быта, героям сказок А.С. Пушкина, К.И. Чуковского, любимым игрушкам, праздникам.

Наши воспитанники – постоянные участники конкурса детской рукописной книги, который ежегодно проходит в нашем городе. Неоднократно мы становились и победителями Международного детского конкурса в Мурманске. (Приложение 7)