Устное народное творчество (обобщение)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. развивать творческие способности детей и навыки выразительного чтения;
  2. развивать умение определять жанры устного народного творчества;
  3. обогащать и расширять словарный запас детей;
  4. развивать образное мышление, наблюдательность, устную речь;
  5. воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс, Климанова Л.Ф; картинки к русским народным сказкам; картинки – улитка, петух, арбуз; звукозапись с пестушками и потешками.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

II. Актуализация знаний.

На доске: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

– прочитайте название урока.

– что это значит?

– что является устным народным творчеством?

III. Работа по учебнику.

– откройте учебник на странице 56. задание № 1

– кто может назвать все эти жанры устного народного творчества одним словом?

ФОЛЬКЛОР – в переводе с английского языка «народная мудрость, народное знание»

– все ли жанры вам известны?

– Сегодня мы познакомимся с новыми жанрами народного творчества.

Пестушки

Ритм пестушки, ее смысловое содержание подсказывали матери, в какой последовательности и с какой скоростью совершать необходимые движения. Так, распеленав малыша после сна, мать плавными движениями рук начинала поглаживать тельце младенца – сначала от шейки до ступней ног, затем от середины груди до кистей рук и т.д. – ласково приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Прослушивание записи одной пестушки.

Потешки

Слова, ритмика, игровые действия, сопровождающие исполнение потешки, направлены на одно: развеселить, позабавить, потешить ребенка; создать яркий, положительно окрашенный эмоциональный фон, необходимый для его активного включения в процесс двустороннего взаимодействия.

Познание мира начинается, прежде всего, с познания человеком самого себя. И поэтому недаром «объектом» игровых действий взрослого с малышом становились части его тела: ручки, ножки, пальчики.

Хорошо известные и сегодня потешки «Ладушки- ладушки» и «Сорока- ворона» также предназначались для развития навыков движения рук, в частности кистей и пальцев.

Прослушивание записи одной потешки.

Работа по учебнику.

– страница 56-57 вопрос №3.

– вопрос №5

– вопрос №7

IV. Физкультминутка

V. Отгадывание загадок.

Предложить в форме билетов, дети выбирают и читают загадку.

Карточки с загадками.

– Кто на себе дом носит? (Улитка – картинка)

– Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз – картинка)

– Не ездок, а со шпорами. Не сторож, а всех будит. (Петух – картинка)

VI. Работа по учебнику.

– Что такое сказка?

– Какие бывают сказки? Страница 61

По опорным словам определите, о какой сказке идет речь?

  • Солдат, старуха, топор. «Каша из топора»
  • Брат, сестра, река, печь, яблоня. «Гуси-лебеди»
  • Баба, внучка, мышка, курочка. «У страха глаза велики»
  • Кувшин, званый пир, тарелка. «Лиса и журавль»

Работа по учебнику.

Страница 54-55

«Колобок», «По щучьему веленью», «Снегурочка», «Маша и медведь», «Петушок – золотой гребешок», «Лиса и журавль»

VII. Развитие речи.

Игра «Угадай сказку»

Дается картинка к сказке, а ученик пробует рассказать сказку не называя персонажей, дети должны отгадать.

Цель игры – поиск синонимов.

Игра «Собери пословицу»

– Прочитайте пословицы. Что вы заметили?

  • Доброе слово – да навек ссора.
  • От одного слова и кошке приятно.
  • В гостях хорошо, а потехе час.
  • Делу время, а дома лучше.

(Перепутаны части пословиц)

– Составьте пословицы, найдите начало и конец пословиц.

(«Доброе слово и кошке приятно» – нужно не забывать о добрых словах.

«В гостях хорошо, а дома лучше» – так говорят, когда собираются домой откуда-либо, где хорошо провели время, или когда испытывают радость от возвращения домой.

«Делу время, а потехе час» – основное время отводим делам, а забавам и веселью – только досуг.

«От одного слова – да навек ссора» – прежде чем что-то сказать, надо хорошо подумать.)

Веселая физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.          

VIII. Обобщение.

Мы работали над темой «Устное народное творчество».

Выполните тест.

Тест по теме «Устное народное творчество» 2 класс

Фамилия, имя _____

  1. Определи жанр произведения:
    Ходит Сон у окон.
    Ходит к Дреме на поклон.
    Ты входи-ка, Дрема, в дом,
    Напусти нам угомон.
    а) частушка; б) колыбельная; в) скороговорка.

  2. Определи жанр произведения:
    Секи, Секи, дождь.
    На нашу рожь,
    На Бабину пшеницу,
    Не просо, чечевицу,
    На Дедов ячмень –
    Поливай целый день.
    а) закличка; б) колыбельная; в) загадка.

  3. Определи жанр произведения:
    Чики, чики, чикалочки!
    Едет гусь на палочке.
    Уточка на дудочке,
    Курочка на чурочке.
    Зайчик на тачке,
    Мальчик на собачке.
    а) пословица; б) небылица; в) скороговорка.

  4. Определи жанр произведения:
    Перепёлка перепелят прятала от ребят.
    а) пословица; б) скороговорка; в) загадка.

  5. Определи жанр произведения:
    В гостях хорошо, а дома лучше.
    а) скороговорка; б) пословица; в) поговорка.

  6. Найди героя сказки «Теремок»
    а) Гуси-лебеди; б) Петушок золотой гребешок; в) Мышка-норушка.

  7. Кто помогал девочке в сказке «Гуси-лебеди»?
    а) береза; б) яблоня; в) груша.

  8. Какая из этих сказок не является народной?
    а) Два Мороза; б) Лиса и журавль; в) Сказка о рыбаке и рыбке.

IX. Итоги урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Что было особенно интересно?

– Какие новые слова узнали?

X. Домашнее задание.

Выполнить задание №6 на странице 58-59.