Проверяемые и непроверяемые безударные гласные

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать умение подбирать проверочные слова и обосновывать написание;
  • развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах;
  • воспитывать в детях доброжелательность

Наглядность и оборудование: карточки, учебники, демонстрационная таблица.

Ход урока

I. Орг. Момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

II. Минутка каллиграфического письма.

Не гусь, не галка
Буква Г,
А цапля на одной ноге

- Сегодня на уроке потренируемся в написании буквы Г.

- Какие звуки обозначает буква г?

Г г

- Прочитайте. Спишите.

Голубь галстук повязал,
На гитаре заиграл.

III. Сообщение темы и целей урока.

На доске записаны слова:

М.роз, в.лна, м.дведь, п.суда, сн.жок, л.сник.

-Вставьте пропущенные буквы.

Разделите слова на две группы

- По какому признаку разделили слова?

(в первом столбике слова с непроверяемым безударным гласным, а во втором - с проверяемым)

мороз волна
медведь снежок
посуда лесник

Тема нашего урока "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные"

VI. Работа по теме урока.

1. Индивидуальная работа

Вставьте пропущенные буквы. Рядом в скобках напишите проверочные слова.

В ст . пи ( : ) пасутся ст . да ( : ). В с . дах ( : ) зреют пл . ды ( : ). Льют д . жди ( : ) на п . ля ( : ) и с . ды ( : ).

2. Коллективная работа

- Запишите слова - отгадки в два столбика.

- По какому признаку разделим слова?

(в первом столбике слова с непроверяемым безударным гласным, а во втором - с проверяемым)

- Подчеркните безударные гласные в словах. Что можно сказать про слова первого столбика? Можно объяснить, почему так пишется слово?

- К этим словам нельзя подобрать проверочные слова. Эти словарные слова с непроверяемыми безударными гласными)

- Подберите проверочные слова к словам второго столбика.

- Как подобрать проверочное слово?

- Изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным

Лето целое старалась -
Одевалась, одевалась:
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок.
(Капуста)

Развернули дети
Голубые сети,
Но за партой,
А не в речке,
Не на рыб,
А на словечки
(Тетрадь)

Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила
(Гроза)

На резиновом ходу
Все дороги обойду.
Я на стройке пригожусь,
Я работы не боюсь.
Мне открыты все пути.
Вам со мной не по пути?
(Машина)

В землю теплую уйду,
К солнцу колоском взойду,
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья
(Зерно)

Есть в реке работники,
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину -
Хоть пиши картину.
(Бобры)

капуста гроза
тетрадь зерно
машина бобры

3. Выполнение упр. 196

Рассмотрите рисунок. Кто изображен на рисунке? Чем занимаются ребята?

- Прочитайте предложения. Что вы заметили?

- Предложения расположены не по порядку)

- Какое предложение должно быть первым?

-Таня первый раз встала на коньки.

Обратите внимание на выделенное слово коньки. Коньки раньше делали из дерева. Внизу прикрепляли стальные полозья (узкая скользящая полоса), которые в передней части по форме напоминали голову коня. От слова конь и получили свое название коньки.

Это слово из орфографического словаря. Написание этого слова вы должны запомнить.

- А вторым и третьим?

- Ей трудно устоять на льду! Рядом катались Алеша и Юля.

- Какое предложение будет последним?

- Они стали помогать Тане.

- Как бы вы поступили на месте этих ребят?

- Какие добрые поступки вы совершаете?

Подберите заголовок к рассказу. Напишите предложения по порядку.

V. Итог урока.

- Как проверить безударный гласный в слове?

- Нужно подобрать проверочное слово, чтобы безударный гласный стал ударным.

VI. Д/з написать 3 предложения о зиме.