Цели:
- формировать умение подбирать проверочные слова и обосновывать написание;
- развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах;
- воспитывать в детях доброжелательность
Наглядность и оборудование: карточки, учебники, демонстрационная таблица.
Ход урока
I. Орг. Момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
II. Минутка каллиграфического письма.
Не гусь, не галка
Буква Г,
А цапля на одной ноге
- Сегодня на уроке потренируемся в написании буквы Г.
- Какие звуки обозначает буква г?
Г г
- Прочитайте. Спишите.
Голубь галстук повязал,
На гитаре заиграл.
III. Сообщение темы и целей урока.
На доске записаны слова:
М.роз, в.лна, м.дведь, п.суда, сн.жок, л.сник.
-Вставьте пропущенные буквы.
Разделите слова на две группы
- По какому признаку разделили слова?
(в первом столбике слова с непроверяемым безударным гласным, а во втором - с проверяемым)
мороз | волна |
медведь | снежок |
посуда | лесник |
Тема нашего урока "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные"
VI. Работа по теме урока.
1. Индивидуальная работа
Вставьте пропущенные буквы. Рядом в скобках напишите проверочные слова.
В ст . пи ( : ) пасутся ст . да ( : ). В с . дах ( : ) зреют пл . ды ( : ). Льют д . жди ( : ) на п . ля ( : ) и с . ды ( : ).
2. Коллективная работа
- Запишите слова - отгадки в два столбика.
- По какому признаку разделим слова?
(в первом столбике слова с непроверяемым безударным гласным, а во втором - с проверяемым)
- Подчеркните безударные гласные в словах. Что можно сказать про слова первого столбика? Можно объяснить, почему так пишется слово?
- К этим словам нельзя подобрать проверочные слова. Эти словарные слова с непроверяемыми безударными гласными)
- Подберите проверочные слова к словам второго столбика.
- Как подобрать проверочное слово?
- Изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным
Лето целое старалась -
Одевалась, одевалась:
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок.
(Капуста)Развернули дети
Голубые сети,
Но за партой,
А не в речке,
Не на рыб,
А на словечки
(Тетрадь)Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила
(Гроза)На резиновом ходу
Все дороги обойду.
Я на стройке пригожусь,
Я работы не боюсь.
Мне открыты все пути.
Вам со мной не по пути?
(Машина)В землю теплую уйду,
К солнцу колоском взойду,
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья
(Зерно)Есть в реке работники,
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину -
Хоть пиши картину.
(Бобры)
капуста | гроза |
тетрадь | зерно |
машина | бобры |
3. Выполнение упр. 196
Рассмотрите рисунок. Кто изображен на рисунке? Чем занимаются ребята?
- Прочитайте предложения. Что вы заметили?
- Предложения расположены не по порядку)
- Какое предложение должно быть первым?
-Таня первый раз встала на коньки.
Обратите внимание на выделенное слово коньки. Коньки раньше делали из дерева. Внизу прикрепляли стальные полозья (узкая скользящая полоса), которые в передней части по форме напоминали голову коня. От слова конь и получили свое название коньки.
Это слово из орфографического словаря. Написание этого слова вы должны запомнить.
- А вторым и третьим?
- Ей трудно устоять на льду! Рядом катались Алеша и Юля.
- Какое предложение будет последним?
- Они стали помогать Тане.
- Как бы вы поступили на месте этих ребят?
- Какие добрые поступки вы совершаете?
Подберите заголовок к рассказу. Напишите предложения по порядку.
V. Итог урока.
- Как проверить безударный гласный в слове?
- Нужно подобрать проверочное слово, чтобы безударный гласный стал ударным.
VI. Д/з написать 3 предложения о зиме.