Форма урока: обобщающий урок по теме.
Цели урока:
Образовательная:
- Обобщить знания учащихся по изученной теме;
- Формирование вычислительных навыков по теме и умений их применять в различных ситуациях.
Развивающая:
- Расширить кругозор, формировать абстрактное мышление, творческие способности учащихся;
- Развитие индивидуальных способностей;
Воспитательная:
- воспитание на уроке воли и упорства для достижения конечных результатов.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку (Приложение).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
На доске надпись-объявление:
Внимание!
В 11 «А» классе 28 января состоится обобщающий урок
по теме «Производная и её применение».
II. Актуализация ЗУН учащихся.
Учитель: Ребята! Сегодня бенефис производной!
А.Н. Крылова как-то сказал, что теория без практики мертва или бесплодна, практика без теории невозможна или пагубна, Для теории нужны знания, для практики сверх всего того, и умение.
Так давайте же свои знания, умения применим на практике! Желаю озаренья!
Учитель: Для чего мы изучали понятие производной? Где можем её применить?
Учащиеся дают свои ответы.
III. Активизация ЗУН учащихся. (Фронтальный опрос)
Что мы знаем о производной?
Учащиеся сами раскрывают тему, поправляя друг друга при допущении ошибок, работая устно по графику производной функции. (слайд 1)
Функция y=f(x) определена на промежутке [-5;7).
f'(x)>0 при х
f'(x) <0 при х
- Назовите стационарные точки функции y=f(x) и объясните. (ответ: -3; 1; 5)
- Укажите критические точки функции y=f(x) и объясните. (ответ: -3; 1; 5; 7)
- Каковы точки экстремума? Почему? (ответ: хmax=1 ; xmin=-3 ; хmin=5)
- Назовите промежутки возрастания и убывания функции y=f(x) с полным объяснением. (ответ: [-3; 1];[5; 7] – промежутки возрастания функции y=f(x), а [-5; -3]; [1; 5] -убывания )
- Определите количество касательных к графику функции y=f(x), укажите абсциссы точек касания. (ответ: 3. х0=-3; х0=1; х0=5) Объясните почему?
А сейчас попробуйте построить эскиз графика непрерывной функции y=f(x),обладающего всеми перечисленными выше свойствами и с учётом того, что
D(f)=[-5;7]
'f(-1)=0
f(3)=0
f(5)=-5
f(1)=3,5
f(-3)=-3
Учащиеся у доски строят эскиз графика функции y=f(x),
Учитель: Ребята, вернемся к графику производной (слайд 1)
-
Представьте, что к графику функции y=f(x) провели касательные во всех точках, абсциссы которых – целые числа. Укажите количество точек графика функции y=f(x), в которых проведённые касательные имеют положительные угловые коэффициенты.
Учащиеся отвечая на вопрос вспоминают, что tgα=f'(x0), где х0 – абсциссы точек касания. (Ответ: 3 числа) -
По графику производной функции y=f(x) укажите абсциссы точек, в которых касательные к графику функции y=f(x) имеют наибольший и наименьший угловые коэффициенты.
Учащиеся объясняют свои ответы. (Ответ: наибольший при х0=6,5; наименьший при х0=-4,5) -
Объясните, как можно определить количество касательных к графику функции y=f(x) ,которые составляют угол 120° и 45° с положительным направлением оси абсцисс?
Учащиеся по графику производной (слайд 1) объясняют решение задачи. (Ответ:3 точки касания в обоих случаях)
IV. Практическая часть.
1. Самостоятельная работа на 8 мин. с последующей проверкой. (слайд 2)
1a. Постройте эскиз графика непрерывной функции y=f(x) ,обладающего следующими свойствами:
- D(f)=[-2; 2)
- f'(x)>0 , xU (1; 2)
- f'(x)<0 , x
- f'(1)=0, F'(-1)=0, хmin=1
- Наибольшее значение функция принимает равное 4 .
- Наименьшее значение – (-2).
Например, один из вариантов
1б. Ответьте по вашему эскизу на вопросы.
Учащиеся фиксируют свои ответы в тетрадях.
Вопросы
- Назовите D(у) и Е(у) (ответ: [-2; 2); [-2; 4])
- Укажите стационарные точки функции y=f(x) (ответ: -1; 1)
- Определите экстремумы функции y=f(x). (ответ: хmax=-1; хmin=1)
- Что можно сказать о точке х0=0 (ответ: это не точка экстремума, т.к. функция y=f(x) на промежутке [-1; 1] убывающая)
- Найдите промежутки возрастания и убывания функции y=f(x). (ответ: [-2; -1]; [1; 2) – возрастания; [-1; 1] – убывания)
- Касательные к графику функции y=f(x) в точках касания имеют абсциссы равные…? (ответ: -1; 1)
Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют ответы друг у друга, ставя «+» или «-». Спорные вопросы помогает разрешить учитель.
1в. Известно, что прямая пересекает ось ординат при у=1, касается графика функции y=f(x) в точке А(-4; 7).Найдите f'(-4). Ответ: -1, 5.
Это задание проверяют учащиеся вместе с учителем, ставя «+» или «-» сами себе.
По итогам самостоятельной работы можно выставить оценки
2. Решение текстовых задач.
2a. Материальная точка движется по прямой согласно закону s(t)=12t22/3·t3,где S(t) – путь в м, t – время в с. В какой момент времени из промежутка [4; 10] скорость движения точки будет наибольшей и какова величина этой скорости? Ответ: 6 с, 72 м/с.
Учащиеся делают вывод о физическом смысле производной.
2б. Кусок проволоки длиной 48 м сгибают так, чтобы образовался прямоугольник. Какую длину должны иметь стороны прямоугольника, чтобы его площадь была наибольшей? Ответ:12 м, 12 м.
Учащиеся делают вывод о практическом применении понятия производной в жизненных ситуациях.
Учитель:
– А ещё ребята, с помощью производной в математике можно решить некоторые задачи:
А) Доказать, что уравнение 1-х3-х5=0 имеет только один действительный корень. Причём этот корень – в промежутке(0;1).
Б) Доказать, что при х≥0 имеет место неравенство х2-х3<1/6 (можно графически)
– Кто заинтересовался, попробуйте найти решение сами, если не получится, то на групповом занятии мы вместе рассмотрим решения этих задач.
V. Итог урока.
Учитель: Итак, что же мы с вами ребята, сделали на уроке?
Учащиеся:
Сегодня мы провели урок- обобщения ЗУН по теме «Производная и её применение»;
- Вспомнили геометрический и физический смысл производной.
- Обсудили вопросы, связанные с исследованием графика производной и самой функции.
- При выполнении практических заданий ещё раз отметили значимость производной.
VI. Домашнее задание.
- Творческое задание. Из листа бумаги со стороной 10 см сделайте короб, чтобы он имел наибольший объём.
- Индивидуальные карточки. Например:
а) Найти экстремумы функции f(x)=0,5х4-х2.
б) Определите количество касательных к графику функции f(x) тангенс угла наклона которых к положительному направлению оси ОХ равен 1