Цель:
- Обобщать и расширять знания детей о птицах.
- Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности.
- Воспитывать любовь, бережное отношение к птицам.
Предварительная подготовка:
- Конкурс рисунков “Наши пернатые друзья” (в течении марта месяца).
- Экскурсия в Визит – центр Витимского заповедника. Конкурсно-игровая программа “Чудо в перьях” (26 апреля).
- Поиск фотографий птиц с интересным названием (Приложение 1).
Звучит музыка "в мире животных". Под ее звуки дети в костюмах птиц входят в класс.
Ведущий: Сегодня в нашем классе праздник. Разгадав ребус, вы узнаете, о чем и о ком пойдет речь.
Ребус.
Кого мы называем вестниками весны? Почему без птиц нам не обойтись? Птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов, огородов. Птицы дороги нам как часть чудесного мира.
Песня “Кто такие птицы”.
Ведущий: А где мы с вами можем увидеть и услышать птиц?
Вот сегодня мы с вами и совершим прогулку в лес. Но, чтобы отправиться в лес нам
необходимо знать правила поведения в лесу.
Игра “Согласен – не согласен” (знаки – правила поведения).
Молодцы! А теперь закрываем глаза.
Звучит мелодия “Голоса леса”. Открывается лесная поляна. Дети надевают коронки – птички.
Посмотрите ребята на какую лесную полянку мы попали. Но что – то здесь тихо. Кто же спрятался в веточках листвы.
(Дети читают стихи о птицах, ведущий после каждого стихотворения вывешивает птичку.)
Снегирь.
Морозец легкий, всюду иней.
На фоне снежной чистоты,
На веточках в лазури синей
Необычайной красоты
Висят фонарики горящие,
Взгляни, ведь это настоящие –
Не лампочки, не фонари –
Живые птахи – снегири!Свиристель.
Свири-ри, свири-ри – что за чудеса?
Серебристо-нежно льются птичьи голоса.
В красненьком беретике, с рыжим хохолком,
В оперенье праздничном вслед за ветерком
С севера далекого птахи прилетели,
Лакомиться ягодами на рябину сели.
Песенки волшебные в воздухе звенят,
Птицы распевают, словно говорят,
Что пройдут морозы, отшумят метели.
О весне уж близкой свищут свиристели.Синица.
Прилетела робко птичка –
Желтогрудая синичка,
В клювик семечко взяла
И проворно унесла.Сорока.
Длиннохвоста, белобока
Говорливая сорока.
На верхушке дерева высоко сидит,
Об опасности в лесу всех предупредит!Дятел.
Продолбил себе дупло,
В нем и сухо, и тепло.
Для семьи построил дом,
Детки будут в доме том.
А хозяин – дятел пестрый:
Клюв надежный, прочный, острый,–
Всех козявок под корой
Сыщет летнею порой.Сова.
В лесах живут совы –
Глазасты, большеголовы,
Остры когти, клюв крючком,
Видят ночью, как и днем.
Каждый шорох совы слышат
И охотятся на мышек.
Нет какой-нибудь полевки –
Так лягушку схватят ловко.
Ведущий: Зачеркнув повторяющиеся буквы, вы сможете узнать, кто же еще спрятался на нашей лесной полянке.
“Ну-ка, прочитай” (индивидуальные карточки с самопроверкой).
ЗДЕДЛДЕДНДУДШДКДА ЩВЕВГВОВЛ КАЛАЕАСАТ |
ЗЕЛЕНУШКА ЩЕГОЛ КЛЕСТ |
ЗДЕДЛДЕДНДУДШДКДА ЩВЕВГВОВЛ КАЛАЕАСАТ МЕУЕХЕОЕЛЕОЕВЕКЕА ИСВСОСЛСГСА |
ЗЕЛЕНУШКА ЩЕГОЛ КЛЕСТ МУХОЛОВКА ИВОЛГА |
Ведущий: Ребята, что бы хотели узнать об этих птицах? Для чего нужны нам эти знания?
План работы:
- Почему их так называют.
- Какую пользу приносят птицы.
- Наша помощь.
1. Рассказ о птичке зеленушке.
Ведущий: На земле обитает более восьми тысяч видов птиц. Они встречаются в любом уголке природы и всегда обращают на себя внимание и громким мелодичным пением, и яркой окраской оперения, и интересным поведением, и причудливостью клюва, и своим питанием, и многими другими признаками.
Работа в группах: Расставив цифры в порядке возрастания, прочитаете название.
12 5 7 10 6 11 8 13 9 К З Л У Е Ш Е А Н |
34 28 30 27
35 32 29 31 33 К Е Е З А У Л Н Ш |
Ведущий: А как вы думаете, почему эту птичку так назвали?
(Магнитофонная запись.)
Да, зовут меня люди Зеленушкой. Я маленькая птичка, ростом с воробья. А перышки то у меня зеленоватые – как первые свежие листики на дереве. За это меня так и прозвали. А как люблю я петь, потому что моя красивая песенка похожа на звон колокольчиков. Поэтому и пою у всех на виду. Зато гнездышко строю в густой кроне дерева, поближе к стволу. Это для того, чтобы никто не видел и не трогал его, когда появятся птенцы.
2. Рассказ о щегле.
(Магнитофонная запись.)
Красивая, красивая. Да я тоже не хуже. Перышки на щеках белые, на лбу красные, на затылке черные. Спинка коричневая, крылья черно – желто – белые. Даже когти и клюв разноцветные. Словом, щеголеватый, то есть пестрый, яркий, нарядный. Отсюда и название.
Ведущий: Ребята, как же зовут эту птичку с пестрым, ярким оперением.
– Сосчитайте сколько здесь разных птиц (работа в группах).
щегол | воробей | ворона | дятел | дятел |
дятел | щегол | ворона | щегол | индюк |
щегол | воробей | щегол | воробей | ворона |
воробей | щегол | щегол | ворона | щегол |
(Самопроверка с доски.)
Щегол – 8
Воробей – 4
Ворона – 4
Дятел – 3
Индюк – 1
– Какая птица лишняя? Почему?
3. Рассказ о мухоловке.
Некоторые птицы получили свое название в соответствии с тем, чем они питаются. А чем питаются птички?
(Работа в парах.)
Подчеркнув лишнее слово, вы выберите то, чем питаются птицы. Свой выбор обоснуйте в паре.
НАСЕКОМЫЕ КОНФЕТЫ ШОКОЛАДКА НАСЕКОМЫЕ НАСЕКОМЫЕ |
МУХОЛОВКА
МУХОЛОВКА
МУХОЛОВКА
|
Ведущий: Если вы выбрали правильный ответ, то развернув карточку вы узнаете о какай птичке сейчас пойдет речь.
Как вы думаете, почему люди так интересно назвали эту птичку – мухоловка?
Мухоловка – птичка небольшая, но аппетит у нее отличный. Да еще птенцы. Их у мухоловки бывает от 6 до 10 штук. Поэтому во время выкармливания прилетают родители к гнезду до 500 раз в день. Мала птаха, а пользу нашей природе приносит великую.
4. Рассказ об иволге.
Ведущий: Скажите, может ли послужить основой для названия птицы место, где они живут? Имя следующей птички вы сможете узнать, вспомнив название великой русской речи.
(Работа в группах – работа с атласом.)
Иволга – одна из самых красивых птиц и лучших певуний наших лесов. Поедая множество вредных насекомых, иволга приносит природе большую пользу. Слово “иволга” в переводе на русский язык означает “неясный характер”. Из-за своего “неясного характера” она может издавать и красивые и неприятные звуки. Недаром иволгу зовут “лесной флейтой” и “лесной кошкой”
5. Рассказ о клесте.
Ведущий: Есть еще очень интересная птица, которую в народе иногда зовут “святой” или “христовой”. А вот что это за птица вы узнаете, выполнив задание в группе.
- ТСЕЛК
- сложи картинку
- Кто там прыгает, шуршит?
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
Кле! Кле! Кле! – поет со свистом. - Найди лишнее слово: КЛЕСТ, КЛУБОК, НИТКИ, ПРЯЖА
- По первым буквам прочитай слово (картинки)
Ведущий: Что это за птица?
Название птицы “клест” произошло от старого русского слова “клестить”, что значит “сжимать, сдавливать, стискивать”. Клюв у этой птицы загнут крест на крест, он как будто сжат, сдавлен. За то, что клюв у них крестообразный, что птенцы выводятся зимой, в народе их называют “святыми птицами”. Самая примечательная особенность внешнего вида клеста – его клюв, кончики которого перекрещиваются. Старинная легенда гласит, что когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки тернового венца. Пытались вытащить и гвозди, которыми руки и ноги Христа были прибиты к кресту. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью, стали красными. За это в некоторых странах клестов зовут “христовыми птицами”.
Клест.
Полюбуйтесь-ка клестами –
Клювы сложены крестами.
Щеголи – на загляденье:
В ярко-красном оперенье!
В теплом гнездышке уютном
Вывелись зимой птенцы,
Им мороз не страшен лютый,
Вот какие молодцы!Игра на внимание.
Условия игры: называются птицы, когда называются не птицы, дети хлопают в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны. (Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи... (Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, куницы... (Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки. (Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки –
Вот спасибо шутке!Птицы – актеры.
Ворона.
Серая ворона с черной головой,
Краски ей природа не нашла иной.
Голос хриплый, резкий, только "кар" да "кар",
Но она в округе лучший санитар.
Басня И. Крылова "Ворона и лисица".
Воробей.
Есть во дворе у нас друзья,
Встают они чуть свет
И в чужедальние края
Не улетают – нет!
Повеет ветер с темных нив,
Поникнут ветви ив,
Один другого спросит: "Жив?"
Другой ответит: "Жив".
Под песню "Летят перелетные птицы" входят автор, ученик 1 (скворец), ученик 2 (воробей), ученик 3 держит в руках скворечник.
Автор:
Этот случай был в апреле.
С юга птицы прилетели.
Тает снег, а воробья
Выгоняют из жилья.
Скворец: Убирайся вон, задира!
Автор: Просвистел ему скворец.
Воробей:
Ни за что! Моя квартира!
Я не временный жилец!
Я тут вьюги и мороз
Терпеливо перенес.
А сейчас под этой кровлей
Для семьи гнездо готовлю
И не тронусь,
Хоть убей!
Автор: Прочирикал воробей.
Скворец:
Не упрямься!
Мне в наследство
Этот дом остался с детства,
Вылетай! Мой клюв остер.
А не то...
Автор:
Но тут во двор
Со скворечней Миша вышел,
Быстро с нею влез на крышу,
Крепко-крепко привязал
И приветливо сказал:
Миша:
Я, друзья, сердечно рад.
Охраняйте вместе сад.
Автор:
Только Миша слез долой,
Воробьишко удалой
В новый дом переселился
И с соседом помирился.
Уходят. Входят два ученика.
Ученики 1:
Прилетели скворцы –
Молодой весны гонцы,
Червяков они клюют
И поют, поют, поют!
Ученик 2: Прилетев домой, скворцы садятся на ветки около своих домиков – скворечников – и радостно, звонко поют, приветствуя родные леса, луга и поля. Чтобы скворцы не выселяли из домиков воробьев, необходимо сделать скворечники и "подарить" нашим пернатым друзьям!
Ведущий: Посмотрите, нам птицы в своих клювиках принесли телеграмму.
БЕРЕГИТЕ НАШИХ ПТИЦ.
Почему мы, люди, должны беречь и охранять птиц?
Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней и соловья в роще. Дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь. А что еще может случиться, если исчезнут птицы?
Изучение, охраной птиц занимаются люди по профессии – ОРНИТОЛОГИ.
А какую помощь мы с вами можем оказать птицам?
Птиц нужно любить и беречь не только потому, что они приносят пользу человеку, но и потому, что они веселы, красивы, украшают и оживляют природу. Прекрасно поют и приводят человека в хорошее, радостное настроение.
Ученик 1:
Ты гнезда разорять не смей!
Не трогай птичьих гнезд!
Ученик 2:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Ученик 3:
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Ведущий: Давайте же ребята для наших птичек – гостей позовем друзей, что бы стало еще лучше, веселее.
Для этого раскрасим птичек в яркие цвета.
(Дети раскрашивают трафаретки птичек. Звучит музыка леса. Раскрашенные птички прикрепляются на доску.)
Ведущий: Какая веселая, красивая у нас получилась полянка. Что ребята нового и интересного узнали из жизни птиц. Наши пернатые друзья благодарят вас и награждают всех памятными медалями.