Сценарий праздника "Наши пернатые друзья"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  1. Обобщать и расширять знания детей о птицах.
  2. Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности.
  3. Воспитывать любовь, бережное отношение к птицам.

Предварительная подготовка:

  1. Конкурс рисунков “Наши пернатые друзья” (в течении марта месяца).
  2. Экскурсия в Визит – центр Витимского заповедника. Конкурсно-игровая программа “Чудо в перьях” (26 апреля).
  3. Поиск фотографий птиц с интересным названием (Приложение 1).

Звучит музыка "в мире животных". Под ее звуки дети в костюмах птиц входят в класс.

Приложение 2

Ведущий: Сегодня в нашем классе праздник. Разгадав ребус, вы узнаете, о чем и о ком пойдет речь.

Ребус.

Кого мы называем вестниками весны? Почему без птиц нам не обойтись? Птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов, огородов. Птицы дороги нам как часть чудесного мира.

Песня “Кто такие птицы”.

Ведущий: А где мы с вами можем увидеть и услышать птиц?
Вот сегодня мы с вами и совершим прогулку в лес. Но, чтобы отправиться в лес нам необходимо знать правила поведения в лесу.

Игра “Согласен – не согласен” (знаки – правила поведения).

Молодцы! А теперь закрываем глаза.

Звучит мелодия “Голоса леса”. Открывается лесная поляна. Дети надевают коронки – птички.

Посмотрите ребята на какую лесную полянку мы попали. Но что – то здесь тихо. Кто же спрятался в веточках листвы.

(Дети читают стихи о птицах, ведущий после каждого стихотворения вывешивает птичку.)

Снегирь.

Морозец легкий, всюду иней.
На фоне снежной чистоты,
На веточках в лазури синей
Необычайной красоты
Висят фонарики горящие,
Взгляни, ведь это настоящие –
Не лампочки, не фонари –
Живые птахи – снегири!

Свиристель.

Свири-ри, свири-ри – что за чудеса?
Серебристо-нежно льются птичьи голоса.
В красненьком беретике, с рыжим хохолком,
В оперенье праздничном вслед за ветерком
С севера далекого птахи прилетели,
Лакомиться ягодами на рябину сели.
Песенки волшебные в воздухе звенят,
Птицы распевают, словно говорят,
Что пройдут морозы, отшумят метели.
О весне уж близкой свищут свиристели.

Синица.

Прилетела робко птичка –
Желтогрудая синичка,
В клювик семечко взяла
И проворно унесла.

Сорока.

Длиннохвоста, белобока
Говорливая сорока.
На верхушке дерева высоко сидит,
Об опасности в лесу всех предупредит!

Дятел.

Продолбил себе дупло,
В нем и сухо, и тепло.
Для семьи построил дом,
Детки будут в доме том.
А хозяин – дятел пестрый:
Клюв надежный, прочный, острый,–
Всех козявок под корой
Сыщет летнею порой.

Сова.

В лесах живут совы –
Глазасты, большеголовы,
Остры когти, клюв крючком,
Видят ночью, как и днем.
Каждый шорох совы слышат
И охотятся на мышек.
Нет какой-нибудь полевки –
Так лягушку схватят ловко.

Ведущий: Зачеркнув повторяющиеся буквы, вы сможете узнать, кто же еще спрятался на нашей лесной полянке.

“Ну-ка, прочитай” (индивидуальные карточки с самопроверкой).

ЗДЕДЛДЕДНДУДШДКДА
ЩВЕВГВОВЛ
КАЛАЕАСАТ
ЗЕЛЕНУШКА
ЩЕГОЛ
КЛЕСТ
ЗДЕДЛДЕДНДУДШДКДА
ЩВЕВГВОВЛ
КАЛАЕАСАТ
МЕУЕХЕОЕЛЕОЕВЕКЕА
ИСВСОСЛСГСА
ЗЕЛЕНУШКА
ЩЕГОЛ
КЛЕСТ
МУХОЛОВКА
ИВОЛГА

Ведущий: Ребята, что бы хотели узнать об этих птицах? Для чего нужны нам эти знания?

План работы:

  1. Почему их так называют.
  2. Какую пользу приносят птицы.
  3. Наша помощь.

1. Рассказ о птичке зеленушке.

Ведущий: На земле обитает более восьми тысяч видов птиц. Они встречаются в любом уголке природы и всегда обращают на себя внимание и громким мелодичным пением, и яркой окраской оперения, и интересным поведением, и причудливостью клюва, и своим питанием, и многими другими признаками.

Работа в группах: Расставив цифры в порядке возрастания, прочитаете название.

12 5 7 10 6 11 8 13 9
К З Л У Е Ш Е А Н
 34 28 30 27 35 32 29 31 33
К Е Е З А У Л Н Ш

 Ведущий: А как вы думаете, почему эту птичку так назвали?

(Магнитофонная запись.)

Да, зовут меня люди Зеленушкой. Я маленькая птичка, ростом с воробья. А перышки то у меня зеленоватые – как первые свежие листики на дереве. За это меня так и прозвали. А как люблю я петь, потому что моя красивая песенка похожа на звон колокольчиков. Поэтому и пою у всех на виду. Зато гнездышко строю в густой кроне дерева, поближе к стволу. Это для того, чтобы никто не видел и не трогал его, когда появятся птенцы.

2. Рассказ о щегле.

(Магнитофонная запись.)

Красивая, красивая. Да я тоже не хуже. Перышки на щеках белые, на лбу красные, на затылке черные. Спинка коричневая, крылья черно – желто – белые. Даже когти и клюв разноцветные. Словом, щеголеватый, то есть пестрый, яркий, нарядный. Отсюда и название.

Ведущий: Ребята, как же зовут эту птичку с пестрым, ярким оперением.

– Сосчитайте сколько здесь разных птиц (работа в группах).

щегол воробей ворона дятел дятел
дятел щегол ворона щегол индюк
щегол воробей щегол воробей ворона
воробей щегол щегол ворона щегол

(Самопроверка с доски.)

Щегол – 8
Воробей – 4
Ворона – 4
Дятел – 3
Индюк – 1

– Какая птица лишняя? Почему?

3. Рассказ о мухоловке.

Некоторые птицы получили свое название в соответствии с тем, чем они питаются. А чем питаются птички?

(Работа в парах.)

Подчеркнув лишнее слово, вы выберите то, чем питаются птицы. Свой выбор обоснуйте в паре.

НАСЕКОМЫЕ
КОНФЕТЫ
ШОКОЛАДКА

НАСЕКОМЫЕ
ГОРЯЧАЯ КАША
КАРТОФЕЛЬ

НАСЕКОМЫЕ
КУСОЧКИ МЯСА
СОЛЕНОЕ САЛО

 МУХОЛОВКА

 

 МУХОЛОВКА

 

 МУХОЛОВКА

 

Ведущий: Если вы выбрали правильный ответ, то развернув карточку вы узнаете о какай птичке сейчас пойдет речь.

Как вы думаете, почему люди так интересно назвали эту птичку – мухоловка?

Мухоловка – птичка небольшая, но аппетит у нее отличный. Да еще птенцы. Их у мухоловки бывает от 6 до 10 штук. Поэтому во время выкармливания прилетают родители к гнезду до 500 раз в день. Мала птаха, а пользу нашей природе приносит великую.

4. Рассказ об иволге.

Ведущий: Скажите, может ли послужить основой для названия птицы место, где они живут? Имя следующей птички вы сможете узнать, вспомнив название великой русской речи.

(Работа в группах – работа с атласом.)

Иволга – одна из самых красивых птиц и лучших певуний наших лесов. Поедая множество вредных насекомых, иволга приносит природе большую пользу. Слово “иволга” в переводе на русский язык означает “неясный характер”. Из-за своего “неясного характера” она может издавать и красивые и неприятные звуки. Недаром иволгу зовут “лесной флейтой” и “лесной кошкой”

5. Рассказ о клесте.

Ведущий: Есть еще очень интересная птица, которую в народе иногда зовут “святой” или “христовой”. А вот что это за птица вы узнаете, выполнив задание в группе.

  1. ТСЕЛК
  2. сложи картинку
  3. Кто там прыгает, шуршит?
    Клювом шишки потрошит?
    Голоском речистым, чистым
    Кле! Кле! Кле! – поет со свистом.
  4. Найди лишнее слово: КЛЕСТ, КЛУБОК, НИТКИ, ПРЯЖА
  5. По первым буквам прочитай слово (картинки)

Ведущий: Что это за птица?

Название птицы “клест” произошло от старого русского слова “клестить”, что значит “сжимать, сдавливать, стискивать”. Клюв у этой птицы загнут крест на крест, он как будто сжат, сдавлен. За то, что клюв у них крестообразный, что птенцы выводятся зимой, в народе их называют “святыми птицами”. Самая примечательная особенность внешнего вида клеста – его клюв, кончики которого перекрещиваются. Старинная легенда гласит, что когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки тернового венца. Пытались вытащить и гвозди, которыми руки и ноги Христа были прибиты к кресту. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью, стали красными. За это в некоторых странах клестов зовут “христовыми птицами”.

Клест.

Полюбуйтесь-ка клестами –
Клювы сложены крестами.
Щеголи – на загляденье:
В ярко-красном оперенье!
В теплом гнездышке уютном
Вывелись зимой птенцы,
Им мороз не страшен лютый,
Вот какие молодцы!

Игра на внимание.

Условия игры: называются птицы, когда называются не птицы, дети хлопают в ладоши.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны. (Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи... (Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, куницы... (Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки. (Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки –
Вот спасибо шутке!

Птицы – актеры.

Ворона.

Серая ворона с черной головой,
Краски ей природа не нашла иной.
Голос хриплый, резкий, только "кар" да "кар",
Но она в округе лучший санитар.

Басня И. Крылова "Ворона и лисица".

Воробей.

Есть во дворе у нас друзья,
Встают они чуть свет
И в чужедальние края
Не улетают – нет!
Повеет ветер с темных нив,
Поникнут ветви ив,
Один другого спросит: "Жив?"
Другой ответит: "Жив".

Под песню "Летят перелетные птицы" входят автор, ученик 1 (скворец), ученик 2 (воробей), ученик 3 держит в руках скворечник.

Автор:

Этот случай был в апреле.
С юга птицы прилетели.
Тает снег, а воробья
Выгоняют из жилья.

Скворец: Убирайся вон, задира!

Автор: Просвистел ему скворец.

Воробей:

Ни за что! Моя квартира!
Я не временный жилец!
Я тут вьюги и мороз
Терпеливо перенес.
А сейчас под этой кровлей
Для семьи гнездо готовлю
И не тронусь,
Хоть убей!

Автор: Прочирикал воробей.

Скворец:

Не упрямься!
Мне в наследство
Этот дом остался с детства,
Вылетай! Мой клюв остер.
А не то...

Автор:

Но тут во двор
Со скворечней Миша вышел,
Быстро с нею влез на крышу,
Крепко-крепко привязал
И приветливо сказал:

Миша:

Я, друзья, сердечно рад.
Охраняйте вместе сад.

Автор:

Только Миша слез долой,
Воробьишко удалой
В новый дом переселился
И с соседом помирился.

Уходят. Входят два ученика.

Ученики 1:

Прилетели скворцы –
Молодой весны гонцы,
Червяков они клюют
И поют, поют, поют!

Ученик 2: Прилетев домой, скворцы садятся на ветки около своих домиков – скворечников – и радостно, звонко поют, приветствуя родные леса, луга и поля. Чтобы скворцы не выселяли из домиков воробьев, необходимо сделать скворечники и "подарить" нашим пернатым друзьям!

Ведущий: Посмотрите, нам птицы в своих клювиках принесли телеграмму.

БЕРЕГИТЕ НАШИХ ПТИЦ.

Почему мы, люди, должны беречь и охранять птиц?

Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней и соловья в роще. Дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь. А что еще может случиться, если исчезнут птицы?

Изучение, охраной птиц занимаются люди по профессии – ОРНИТОЛОГИ.

А какую помощь мы с вами можем оказать птицам?

Птиц нужно любить и беречь не только потому, что они приносят пользу человеку, но и потому, что они веселы, красивы, украшают и оживляют природу. Прекрасно поют и приводят человека в хорошее, радостное настроение.

Ученик 1:

Ты гнезда разорять не смей!
Не трогай птичьих гнезд!

Ученик 2:

Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.

Ученик 3:

Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.

Ведущий: Давайте же ребята для наших птичек – гостей позовем друзей, что бы стало еще лучше, веселее.

Для этого раскрасим птичек в яркие цвета.

(Дети раскрашивают трафаретки птичек. Звучит музыка леса. Раскрашенные птички прикрепляются на доску.)

Ведущий: Какая веселая, красивая у нас получилась полянка. Что ребята нового и интересного узнали из жизни птиц. Наши пернатые друзья благодарят вас и награждают всех памятными медалями.