Основные цели урока:
1) развивать умение планировать учебное действие при выполнении заданий;
2) развивать речь, мышление, творческие способности в процессе открытия нового знания;
3) развивать умение сравнивать, обобщать, систематизировать знания при решении задач;
4) развивать практические навыки при использовании оборудования;
5) развивать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение;
6) продолжить работу по формированию ОУУН.
7) закрепить термины, связанные с давлением твердых тел;
8) сформулировать закон Паскаля;
9) выявить зависимость давления жидкости от глубины и плотности;
10) вывести формулу для давления жидкости;
11) воспитывать уважение, толерантность, взаимопомощь при выполнении совместных видов деятельности;
12) воспитывать уважение к себе в результате достижения целей, поставленных на уроке.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран,
- прибор для определения давления внутри жидкости, шар Паскаля, пакет сока, трубочки.
Раздаточный материал:
1) таблицы для рефлексии деятельности учащихся;
2) карточки с текстом:
зеленый цвет - понял, могу объяснить другим,
желтый цвет – понял, но нужен тренинг,
красный цвет – нужна консультация.
На доске:
- написана и закрыта тема урока;
- написан девиз: “Я слушаю и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю”. Мати Ван Мейтс
3) таблица, в которой слово “Жидкости ” закрыто.
Твердые тела | Жидкости | |
Формула | ||
Единица измерения | ||
Как передается давление? |
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Слайды 2, 3
Цель этапа:
1) мотивировать учащихся к УД;
2) определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе 1.
Фронтальная форма работы.
- Мы с вами продолжаем изучать очень интересную тему. Какую?
- Давление.
- Почему так важна эта тема?
- Потому что мы часто применяем это понятие в повседневной жизни.
- Вы хотите узнать еще что-то интересное о давлении?
- Хотим.
- Как вы будете узнавать новое?
- Мы сначала поймем, что мы не знаем, а затем сами будем открывать новое.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цель этапа:
1) актуализировать знания и умения учащихся по определению давления твердых тел;
2) зафиксировать формулу для расчета давления твердых тел;
3) зафиксировать индивидуальное затруднение на личностно значимом уровне.
Организация учебного процесса на этапе 2.
Фронтальная и индивидуальная формы работы.
По ходу повторения учащиеся заполняют столбик таблицы “Твердые тела” на доске и в тетрадях.
Слайд 4
- С чего вы начнете работу?
- Каковы причины давления твердого тела?
- Как называется единица измерения?
- Запишите формулу для расчета давления.
Слайд 5
Задача 1.
Какое давление оказывает колонна m=5000 кг, если площадь ее основания 2 кв. м.
Время выполнения задания 2 мин.
Р = mg/S = 25000 Па
Задачу решают самостоятельно, затем ответ записываем на доске, дети делают отметку в личной карточке (задание №1).
- Чем вы воспользовались при решении задачи?
- Формулой расчета давления твердых тел.
- Какое следующее задание я вам предложу?
- Задание с затруднением, пробное задание.
- С какой целью я предложу пробное задание?
- Выполняя пробное задание мы поймем, что мы не знаем, что нового будет сегодня на уроке.
Задача 2.
Какое давление оказывает вода на глубине 2 м?
Время выполнения задания 2 мин.
- У кого нет ответа?
- Что вы не смогли сделать?
- Мы не смогли найти давление воды на глубине 2 метра.
- У кого есть ответ? (Р = 5000 Па)
- Ответ получили неверный. Что вы не смогли сделать?
- Мы не смогли правильно найти давление воды на глубине 2 метра.
- Что будете делать дальше?
- Нужно остановиться и подумать.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
2) согласовать тему и цель урока.
Организация учебного процесса на этапе 3.
Фронтальная форма работы.
- Какое задание вы должны были выполнить?
- Надо было найти давление воды на глубине 2 метра.
- Чем это задание отличается от предыдущего?
- В первой задаче надо было найти давление твердого тела, а во второй – давление жидкости.
- Как вы решали задачу?
- Почему не справились с заданием?
- У нас нет способа определения давления жидкости.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) сформулировать цель деятельности;
3) согласовать тему урока.
Организация учебного процесса на этапе 4.
- Итак, какова цель вашей дальнейшей деятельности.
- Построить формулу для расчета давления жидкости.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- “Давление в жидкостях и газах”.
Слайд 6
Название темы фиксируется на доске.
- Запишите тему в тетрадь.
- Как вы можете достигнуть поставленной цели?
- Использовать текст учебника.
- Воспользоваться показаниями приборов.
- Использовать проектор и учебный диск.
5. Реализация построенного проекта.
Цель этапа:
1) реализовать построенный проект, то есть вывести формулу для расчета давления жидкости и объяснить передачу давления в жидкостях и газах.
Организация учебного процесса на этапе 5.
Индивидуальная форма работы с учебником и фронтальная форма работы со слайдами презентации, заполнение таблицы на доске и в тетрадях.
Начнем нашу работу с опыта. (Опыт по определению зависимости давления внутри жидкости от глубины погружения, проводят ученики)
- Что происходит с давлением по мере погружения?
- Давление увеличивается.
- Почему давление увеличивается?
- Потому что верхние слои давят на нижние.
Слайды 7, 8
- Как вы думаете, от чего зависит давление внутри жидкости?
- Работаем по слайдам 9, 10
- От высоты столба и плотности жидкости.
- А зависит ли оно от формы сосуда?
Слайд 11
- Не зависит
- Можете ли вы вывести формулу для расчета давления жидкости?
Слайд 12
Формулу составляют ученики. Р=рgh
Формулу записываем на доске и в тетради, проговариваем.
- А сейчас вернемся к пробному заданию.
- Сможете вы решить предложенную задачу?
Слайд 13
- Решаем. Какую формулу вы использовали?
Р = рgh, Р = 1000кг/куб.м*10н/кг*2м = 20000Па
Сделайте отметку в личной карточке. (Задание 2)
- Как вы думаете, а зачем нужно уметь рассчитывать давление в жидкости? Где это учитывается?
Слайд 14
- Как жидкости и газы передают давление?
- Попробуем в этом разобраться.
Опыт с шаром Паскаля. (Проводит ученик)
Слайд 15
Слайд 16, 17
Закон Паскаля – давление, производимое на жидкость или газ передается без изменения в каждую точку жидкости или газа.
- Итак, вы справились с поставленной задачей, то есть реализовали проект?
-Да. Мы вывели формулу для расчета давления жидкости и объяснили передачу давления в жидкости и газе.
Обобщаем материал, подводим итоги по заполнению таблицы.
Формулы записываем на доске в таблице и в тетради, проговариваем.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель этапа:
1) зафиксировать новое содержание – формулу для расчета давления жидкости и объяснение передачи давления.
Организация учебного процесса на этапе 6.
Слайд 18 – задачи на слайде, работаем в парах, проговариваем полученный результат, проверяем.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель этапа:
1) организовать самостоятельное выполнение задания на новый способ действия с самопроверкой;
2) организовать самооценку учащимися правильности выполнения задания с необходимой коррекцией ошибок.
Организация учебного процесса на этапе 7.
Слайд 19
Решить задачу по слайду, сравнить с эталоном.
Эталон решения записан с обратной стороны доски.
Сравнить свое решение с эталоном, сделать отметку в карточке по рефлексии (задание №3).
Обсуждение решения с выявлением причин ошибок.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) применить новые знания при решении качественных задач и объяснении опытов.
Организация учебного процесса на этапе 8.
Слайды 20, 21
Используя новые знания ответить на вопросы теста по вариантам.
Слайд 22 - тест по вариантам с последующей проверкой.
(Сделать отметку в карточке по рефлексии, задание № 4)
Занимательный опыт: как вылить сок из пакета не переворачивая его.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое знание о давлении в жидкостях и газах, оценить собственную деятельность на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 9.
- Какую тему мы сегодня разобрали на уроке?
- Какова была наша цель?
- Вы достигли своей цели?
- Как рассчитывается давление в жидкости?
- Как передается давление в жидкости и газе?
- Как вы оцениваете свою работу?
- Поднимите сигнальные карточки с оценкой своей работы.
Выставление оценок за урок с учетом результатов самоанализа, отмеченных в карточках для рефлексии.
- Не все карточки зеленые, значит еще есть над чем поработать.
- Запишите домашнее задание.
Домашнее задание: стр. 65-66 учебника, тетрадь стр.50.
Постановка проблемы на следующий урок:
Как судну переправиться через шлюз?
Показать интерактивную анимацию. www.somit.ru “Шлюзование судов”.
Используемая литература и сайты:
1. Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева, С.Е.Мазурина “Что значит “уметь учиться”.
2. www.class-fizika.narod.ru
3. www.college.ru