Город на Неве. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока:

  • проверить знания детей по теме: “Путешествие по Москве, Московский Кремль”;
  • познакомить учеников с достопримечательностями Санкт-Петербурга;
  • воспитание познавательного интереса

Оборудование:

  1. Фотографии, рисунки о Санкт-Петербурге.
  2. Слайды Санкт-Петербурга.
  3. Фильм “Россия” из серии “Золотой глобус” на DVD, эпизод “Санкт-Петербург”.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Уважаемые гости!

Мы рады приветствовать Вас на борту нашего корабля. Воздушный лайнер “2А” совершит путешествие в северную столицу России. Мы познакомимся с городом на Неве, его достопримечательностями. Наш полет будет проходить на уровне 1 этажа. Пристегивать ремни не обязательно. В полете Вам будут предложены леденцы и прохладительные напитки. Командир корабля и экипаж желают Вам приятного полета.

– Аким Ледовский произносит эту же речь на английском языке.

II. Проверка домашнего задания.

– Перед отправлением решите небольшую математическую задачу.

Учитель: Если ехать поездом в Санкт-Петербург, надо потратить 41 час. А если лететь самолетом, то на дорогу затратим на 38 часов меньше. Сколько часов летит самолет из Краснодара в Санкт-Петербург?

41 – 38 = 3 (ч)

Ответ: 3 часа летит самолет из Краснодара в Санкт – Петербург.

– Время в полете пролетит быстро, если мы чем-нибудь будем заняты.
– Как скоротать время?
– Чем можно занять себя в самолете? (Слушать музыку; читать книги, газеты, журналы; спать; разгадывать кроссворды и т.д.)
– Какую музыку вы слушаете?
– Книги каких авторов вы любите читать?
– Как разгадывать кроссворды?

1. Отгадывание кроссворда.

– В нашем полете, чтобы скоротать время, мы будем разгадывать кроссворд.

Называется он “Путешествие по Москве”.

По горизонтали:

4. Как называют воина, изображенного на гербе нашей столицы?
8. Самая главная, самая красивая площадь Москвы.
9. Они были построены вместе со стенами Кремля. На территории Московского Кремля их 20 штук и каждая из них имеет свое название. Что это?
10. Город, стоящий на берегах …– реки, основанный более 850 лет назад, столица нашей Родины.
14. Храм, в восстановлении которого принимали участие миллионы россиян, внося пожертвования.

Ответы:

По горизонтали:

4. Всадник
8. Красная площадь
9. Башни.
10. Москва.
14. Храм Христа Спасителя.

По вертикали:

1. Сердце Москвы.
2. Из кирпича какого цвета сложены стены Московского Кремля?
3. Там находится телевизионный центр.
5. Самая популярная улица города. Она – пешеходная.
6. Как называются часы, по которым сверяет свое время вся страна?
7. Культурное учреждение, которое прославилось на весь мир своими оперными и балетными постановками.
10. Усыпальница В.И.Ленина, построенная из красного мрамора, находится на Красной площади.
11. Он находится на цветном бульваре.
12. Князь Юрий Долгорукий – … города.
13. Музей картин великих художников – Третьяковская …

Ответы:

1. Московский Кремль.
2. Красного.
3. Останкино.
5. Арбат.
6. Куранты.
7. Большой театр.
10. Мавзолей.
11. Цирк.
12. Основатель.
13. Галерея.

2. Рассказ учащихся о достопримечательностях Московского Кремля.

а) 1-й ученик

Московский Кремль – символ нашей Родины. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится Россия. Одна из этих достопримечательностей занесена даже в книгу рекордов Гиннеса. Это – Царь-колокол.

Царь-колокол – это огромный колокол. Масса его около 200 тонн. Вылит русскими мастерами в 1733–1735 годах на Пушечном дворе по указу императрицы Анны Иоанновны. Является памятником литейного искусства 18 века.

Колокол был отлит 25 ноября 1735 года, после полутора лет подготовительных работ. Плавка металла продолжалась 36 часов, а отливка прошла всего за 1 час 12 минут.

После остывания колокола начались чеканные работы, но во время Троицкого пожара в мае 1737 года загорелись окружающие его деревянные конструкции. При тушении пожара на раскаленный колокол попала вода и, от него откололся значительный кусок весом 11,5 тонн. Колокол был оставлен в литейной яме , где и находился около 100 лет.

В 1836 году Царь-колокол был поднят из литейной ямы и установлен в Московском Кремле на постамент.

Царь-пушка.

Это средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитое из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чеховым на Пушечном дворе во времена правления царя Федора Ивановича.

Длина пушки – 5 м 34 см, диаметр ствола – 120 см. Название Царь-пушки связывают со значительными размерами орудия. Задумана она была для обороны Кремля. Однако в боевых действиях не участвовала. В 18 веке пушку переместили в Московский Кремль: сначала во двор здания Арсенала, а затем к его главным воротам. Царь-пушка занесена в Книгу рекордов Гиннеса как крупнейшая гаубица из всех когда-либо созданных.

Из царь-пушки стреляли , как минимум, один раз.

Учитель: Вот какие интересные факты из истории подобрали дома наши ученики.

Физкультминутка.

III. Работа по теме урока.

– Время в полете пролетело быстро, и мы в “Пулково”. Так называется аэропорт города Санкт-Петербурга, расположенный в 15 км от него. Сюда прилетают самолеты из многих стран мира.

По итогам 2008 года аэропорт “Пулково” занимает 4 место среди аэропортов России, уступая аэропортам Московского авиационного узла – Шереметьево, Домодедово, Внуково. За год аэропорт принимает 7 070 000 пассажиров.

1. Путешествие по Санкт-Петербургу.

Пора отправиться в путешествие по Санкт-Петербургу и насладиться красотами города.

(Показ слайдов с видами и достопримечательностями города. Приложение.)

Слово учителя.

1. Фотография Петропавловской крепости.

Санкт-Петербург – один из немногих городов мира с точной датой рождения: 27 мая 1703 года в дельте Невы на Заячьем острове заложили крепость, получившую название Санкт – Питер – Бурх (Город Святого Петра.) Сооружение ее было закончено в небывало короткий срок – всего за четыре месяца.

Уже через год появились все шесть бастионов (выступающие из крепостной стены укрепления). Специальным указом 1714 года в России запрещалось сооружение зданий из камня, а всех мастеров-каменщиков в приказном порядке направляли на невские берега. Петр установил своеобразную “каменную” пошлину: каждому кораблю, каждому обозу, прибывающему в город, следовало привозить определенное количество строительного материала. К 1787 году крепость оделась в гранит.

Это было рождение Петропавловской крепости.

2. Фотография Петропавловского собора.

Главным сооружением крепости является Петропавловский собор. На колокольне Петропавловского собора были впервые установлены куранты, приобретенные Петром I в Амстердаме.

Собор Петропавловской крепости – усыпальница всех российских императоров.

3. Фотография памятника Петру I.

В 1992 году на площадке перед зданием гауптвахты была установлена статуя Петра I работы русского художника и скульптора Михаила Шемякина. Этот образ далек от привычного представления о царе-созидателе.

4. Фотография Кунсткамеры.

На Стрелке Васильевского острова находится здание Кунсткамеры – первого общественного музея. В его основу легли личные коллекции Петра I, включавшие редкие камни, чучела диковинных зверей, буддийские божества, анатомические препараты.

Васильевский остров – морская гавань Санкт-Петербурга. Здесь швартуются сухогрузы и танкеры класса “река-море”, туристские лайнеры из дальних стран.

5. Фотография Адмиралтейства.

С 1704 года на Адмиралтейском острове, находящемся на левом берегу Невы, развернулось строительство верфи – Адмиралтейства – по чертежу самого Петра.

6. Фотография памятника Петру I (Медный всадник).

В 1782 году на площади Декабристов (Сенатской площади) был воздвигнут памятник Петру I – первая конная статуя в Петербурге.

7. Фотография Исаакиевского собора.

8. Памятник императору Николаю I.

Две площади – Декабристов и Исаакиевскую – связывает Исаакиевский собор. Исаакиевский собор, четвертый по счету с таким названием, строился 40 лет. Он замышлялся как главный храм Российской империи. Храм поражает роскошью позолоты, разнообразием цветного мрамора, обилием живописи и мозаики.

9. Фотография Зимнего дворца. Эрмитаж.

Свое название Дворцовая площадь получила в середине XVIII века, когда на берегу Невы возник Зимний дворец – резиденция российских императоров. Ныне он входит в комплекс Государственного Эрмитажа, состоящий из пяти зданий. Для хранения быстро разраставшихся богатейших коллекций Екатерина II повелела возвести новое здание. К Зимнему дворцу был присоединен павильон, получивший название “Малый Эрмитаж”. Сейчас в Эрмитаже около трех миллионов экспонатов.

10. Фотография Дворцовой площади.

Дворцовая площадь – архитектурная корона Северной столицы России.

11. Фотография Невского проспекта.

Невский проспект – главная улица Санкт – Петербурга. Все здания здесь имеют одинаковую высоту, хотя имеют различные сроки постройки. После возведения Зимнего дворца вышел указ 1762 года о том, что все строящиеся каменные здания не должны быть выше дворца.

12. Фотография Казанского собора.

На Невском проспекте находится Казанский собор, ставший памятником победы русского оружия над наполеоновской Францией. Несколько десятилетий здание занимал Музей религии и атеизма. Сейчас храм возвращен в лоно церкви. В соборе хранится одна из святынь русского православия – Казанская икона Божьей Матери. Она была с Кутузовым в походах и на полях сражений, ею благословляли воинов перед Бородинской битвой.

13. Фотография Государственного Русского музея.

Открытие Русского музея состоялось 19 марта 1898 года. Государственный Русский музей располагает значительной коллекцией древнерусского искусства.

14. Фотография памятника Екатерине II.

В 1873 году в центре сквера площадей Островского и Ломоносова был установлен памятник Екатерине II. У ног императрицы изображены ее сподвижники: вельможи, военачальники, деятели науки и культуры.

15. Фотография Храма Воскресения Христова (Спас на Крови).

Архитектор А.А.Парланд использовал формы и приемы, характерные для московского храма Василия Блаженного. Общая площадь храма 1642 кв.м, а высота – 81 метр. Стены храма почти сплошь покрыты мозаичными изображениями. Изготовлением мозаик занимались отечественные и заграничные фирмы.

16. Фотография мостов Петербурга.

Петербург имеет самое большое количество мостов среди городов мира, значительно больше, чем в Венеции, Амстердаме и Стокгольме. Северную Пальмиру можно назвать своеобразным музеем мостов. Сейчас их свыше пятисот, и они соединяют сто с лишним петербургских островов, играя огромную роль в формировании облика города.

Во время царствования Петра мостов через Неву не было. Император хотел, чтобы петербуржцы для передвижения использовали речные суда. Только после его смерти появились три наплавных моста, которые убирали во время ледохода весной и ледостава – поздней осенью. Постоянные мосты начали сооружать лишь в середине XIX века.

17. Фотография белых ночей и разводных мостов.

Белые ночи – время, когда “одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса”, когда от заката до рассвета так светло, что можно читать без лампы. Белые ночи начинаются в мае и заканчиваются в июле. На улицах почти столько же народа, сколько и днем. Люди любуются разводными мостами. Ночью, когда разводятся мосты, в город входят большие корабли. В пять часов утра все мосты сводятся и становятся продолжением улиц.

18. Фотографии Петергофа.

Северную столицу, подобно драгоценному ожерелью, окружают пригороды, где расположены бывшие царские резиденции. В первую очередь стоит сказать о Петергофе, чей архитектурно-парковый ансамбль XVIII – XIX веков , украшен более чем сотней фонтанов. На его территории – площадью свыше 1000 гектаров – построено около тридцати зданий и павильонов. Петр I лично указал место для устройства дворца, начертил планы разбивки парка, расположения зданий, размещения фонтанов. Заслуженную славу приобрели петергофские фонтаны – уникальные гидротехнические сооружения.

19. Царское село. Екатерининский дворец.

IV. Физкультминутка.

V. Закрепление пройденного материала.

Работа с учебником.

– На странице 106 прочитайте, что рассказали о своем городе Павлик и Наташа. (Чтение учеником статьи из учебника.)

VI. Работа в тетради.

– А теперь, пользуясь полученными знаниями, самостоятельно выполните в тетради задание № 1 на стр.49.
– Проверим, как вы справились с заданием.
– Каждый город имеет свой герб. Найдите его в тетради на странице 50.

Раскрасьте квадратик около города Санкт-Петербурга цветным карандашом.

VII. Итог урока.

– Мы совершили увлекательное путешествие в Северную столицу, побывали в городе Петра Великого. На площади Декабристов – бывшей Сенатской – любовались памятником Петру I (Медный всадник).

VIII. Домашнее задание.

– Дома я предлагаю вам узнать “Историю знаменитого памятника” на страницах учебника 110–111.