Большая буква в именах собственных

Разделы: Начальная школа


Цели: отработать навык написания собственных имён (большая буква); развивать устную речь, обогащать словарный запас, учить работать в малых группах; воспитывать взаимопомощь.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель:

А теперь проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?

– Из уроков обучения грамоте вы уже знаете, как пишутся имена людей. Давайте повторим это правило.

Ученики: Имена людей пишутся с заглавной буквы.

Учитель: Послушайте стихотворение Е.Измайлова о заглавной букве.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:

Буква обычная выросла вдруг.
Выросла выше букв – подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело…
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметнее быть и виднее.
Буква большая совсем не пустяк.
В букве большой – уважения знак.

Учитель: Ребята, улыбнитесь, пожалуйста, друг другу. Хорошее настроение поможет нам сегодня на уроке преодолеть все трудности.

2. Словарная работа

Работа в парах.

На каждой парте лежат словарики. Учитель читает загадку, а дети вписывают отгадку. (Работают по памятке «Работа со словарными словами»).

1) Растут на грядке зелёные ветки,
А на них – красные детки. (Помидор)
2)   Работа со словарём (запись словарного слова «помидор»)
3)   Работа в парах со звуковыми схемами слова (деление на слоги «по-ми-дор», выделение ударного слога)
4)   Упражнение на образование однокоренных слов: «помидорчик», «помидорка», «помидорный» и т.п.
5)   В произведении Дж. Родари «Чипполино», герои – овощи (познакомить с книгой и порекомендовать её для прочтения)

3. Повторение изученного

Работа в тетрадях

1) Минутка чистописания

2) Составить предложения с данными словами:

По стенам кабинета развешаны карточки разного цвета. Ученики должны собрать карточки определённого цвета и составить из них предложение.

1 ряд. У (К,к)оровы (Н,н)очки (Т,т)ёлочка (З,з)орька.
2 ряд. У (С,с)обачки (Б,б)елки (Щ,щ)енок (Д,д)ружок.
3 ряд. У (К,к)урицы (Х,х)охлатки (Ц,ц)ыплёнок (Ж,ж)елтыш.

– Что интересного вы заметили?
– Почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?

Комментированное письмо второго предложения. Выделение всех известных орфограмм.

У  собачки Белки щенок Дружок.

3) Игра «Наборщики» (класс разделён на две команды)

На доске записаны слоги: ва, зи, лю, ми, пе, ро, та, то; мА, ля, на, ня, Ра, ся, тя, ша.

1-я команда составляет из слогов имена мальчиков, а 2-я команда – имена девочек.
Затем письмо по цепочке и запись на доске по три имени от каждой команды.

Учитель: Прочитайте получившиеся слова. На какой вопрос они отвечают?

Ученики: Слова отвечают на вопрос КТО?

Учитель: Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос КТО?

Ученики: Эти слова обозначают предметы.

Учитель: А почему они написаны с заглавной буквы?

Ученики: Это имена собственные.

4. Физминутка

«Сели – Встали»

Учитель называет слова. Если слово пишется с маленькой буквы – дети садятся на корточки. Если пишется с большой буквы – то встают и поднимают руки вверх.
Слова: котёнок, Барсик, Мальвина, мальчик, щука, Иван Щукин, луг, город Луганск, море, озеро Байкал, собачка Шарик.

5. Презентация творческой работы «Тайна моего имени»

Несколько подготовленных детей выступают по ранее сделанным проектам. Рассказывают о происхождении своих имён. Представляют свои проекты.

6. Работа в тетрадях

Учитель:Назовите фамилии писателей, произведения которых вы читали.

Ученики: Пушкин, Крылов, Пришвин, Осеева, Бианки и др.

(Учитель просит обратить внимание на выставку детских книг, организованную в классе)

– Давайте запишем несколько фамилий писателей в тетрадь. Как будем записывать фамилии? Подчеркните заглавную букву.

Учитель:Как пишутся имена и фамилии людей? Как называются эти слова?

Ученики: Имена и фамилии людей пишутся с большой буквы. Это имена собственные.

7. Игра «Чей ряд быстрее?»

На доске написаны слова. Каждый ученик по очереди выходит к доске и записывает имя или географическое название. Побеждает команда, которая первой правильно выполнит задание.

Город… (Серов, Москва)
Река… (Волга, Турья)
Улица… (Дружбы, Лесная)
Озеро … (Байкал, Светлое) и т.д.

8. Итог урока

Учитель задаёт три вопроса развивающего обучения: Что делали? Как выполняли задания? Зачем надо знать правила правописания имён собственных?