Отличительной особенностью педагогических подходов последних лет становится направленность на конкретного ребенка, на создание необходимых условий для его активной творческой самореализации. Творцом, так же как интеллектуалом, не рождаются, все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени, в той или иной форме присущ каждому из нас.
О гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, использовании здоровьесберегающих технологий, о создании в школе атмосферы психологического комфорта в настоящее время говорят и пишут ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики. Это декларируется в законе “Об образовании”. В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28 гласит: “Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией”. В Концепции общего среднего образования, других документах Министерства образования РФ и РТ фиксируются соответствующие цитаты о формировании личности ребенка в новой парадигме образования. Именно в условиях такого психологического пространства может сформироваться личность, которая легко социализируется в новых условиях.
Программа воспитательной работы «Через игру – в жизнь» рассчитана на 4 года. Ее особенность обусловлена содержанием директивных документов, включающих в себя концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя:
– Закон Российской Федерации « Об образовании»
№ 3266-1 от 10.07.92 г. в редакции, вступающей в силу с 1
января 2005 года;
– Республиканская программа «Развитие
образования в Республике Татарстан до 2010 года»;
– приказ МО РТ от 31.05. 2000 г. Об итогах НПУ
«Образовательное учреждение и семья»;
– ИМП от 22.07.2002 г. № 30-51-547/16 «Об организации
родительского всеобуча в общеобразовательных
учреждениях;
– ИМП № 90-30-16 от 31.01.2001 г. «О взаимодействии
общеобразовательного учреждения с семьей»;
– школьная программа организации и развития
воспитательно-образовательного процесса,
годовой план школы (раздел «Организация
воспитательной работы»), Устав школы;
– психолого-педагогическая и методическая
литература по вопросам воспитания.
В процессе работы по данной программе осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку, который основан на принципах педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. План работы включает в себя все виды деятельности, интегрированное взаимодействие учителей и родителей, использование запланированного, ситуативного и косвенного методов общения с детьми. Прослеживая позитивную динамику во взаимодействии педагогов с семьей в воспитании детей, можно выделить такие наиболее эффективные формы работы, как семейные клубы, тематические выставки "Руками детей и их родителей", совместные праздники и развлечения.
Для создания благоприятного климата в коллективе задача педагога заключается в том, чтобы помочь детям осознать свои ценности и установить свои приоритеты, стать более терпимыми и внимательными, испытывать меньше страхов стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Научить простым принципам: избегай лжи и тайн, не трать больше, чем у тебя есть, научись отдыхать, доводить начатое до конца.
Чтобы в классе сложился благоприятный климат, необходимо научить детей сотрудничать. В этом помогут интерактивные игры, а также психологические игры из цикла: «Как научить детей сотрудничать?» Клауса Фопеля. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни.
С развитием технического прогресса процесс получения информации изменился. В свою очередь это вызывает необходимость широкого применения современных средств обучения, среди которых важное место занимают технические средства обучения, которые будут использованы для реализации своей программы.
Одним из основных направлений деятельности нашей школы является работа по формированию здорового образа жизни учащихся, активное поддержание физического и психологического здоровья школьников. Бесспорно, успешность обучения в школе, а также психологическое состояние ученика зависит от состояния здоровья. Поэтому одним из аспектов данной программы является формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации; помощь в осознанном выборе здорового стиля жизни.
Цель программы – развитие навыков позитивного социального взаимодействия и нравственного поведения школьников через использование интерактивных технологий.
Задачи программы:
- Последовательная гуманизация и демократизация образовательного пространства класса и школы, его психологизация.
- Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся, улучшение психологического климата в начальной школе.
- Изучение личностных качеств учащихся, складывающихся отношений в классном коллективе; содействие формированию дружного классного коллектива и создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды;
- Помощь детям в изучении своих индивидуальных особенностей, развивающихся в соответствии с возрастом под влиянием социального окружения.
- Обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка.
- Создание условий для сотворчества. Развитие творческих способностей учащихся.
Участники программы.
– Учащиеся 1Б класса – 25 человек
– Учителя
– Педагоги дополнительного образования из ЦДТ,
ДК, дворового клуба «Дружба»
– Родители.
– Администрация школы
– Школьный психолог.
Методы диагностики и анализ их результатов перед внедрением программы
1. Методы опроса:
а) анкетирование родителей на
выявление особенностей развития ученика;
б) беседас детьми, с родителями об
интеллектуальной и личностной сфере ребенка, его
индивидуальных особенностях и творческих
возможностях, о нравственном воспитании, о его
поведении и мотивах совершаемых им поступков.
2. Тестирование:
Диагностика адаптации учащихся в школе (методика «Школа зверей»). «ЁЖИК»– методика, направленная на изучение агрессии младших школьников погружения в сказку. Диагностика темперамента у детей младшего школьного возраста.
3. Педагогическое наблюдение в целях выявления потенциала творческих возможностей в развитии ученика; составление общего впечатление об ученике, его физических особенностях, чистоте, аккуратности, внешнем виде, об общей подвижности, о темпе речи, дикции, его социальных навыках и вежливости (с использованием карты Скотта).
Формы проведения мероприятий:
- беседа
- классный час
- интерактивные игры
- психологические игры
- викторины
- праздники
- конкурсы рисунков, стихов, сочинений
- фотовыставки
- конкурсы рисунков
- экскурсии
- спортивные праздники
- конкурсы для всей семьи
- КВН
- театрализованное представление
- исследовательская деятельность
- диагностические исследования
- семейные викторины
Программа воспитательной работы строится на следующих принципах:
1. Принцип открытости
2. Принцип привлекательности будущего дела.
3. Принцип деятельности.
4. Принцип свободы участия.
5. Принцип обратной связи.
6. Принцип сотворчества.
7. Принцип успешности.
Предполагаемые результаты
Первый шаг – 1 класс
1. Становление самосознания, положительного
отношения к себе, к одноклассникам.
2. Формирование собственного поведения в
коллективе, характера.
3. Проявление внутренней позиции ученика.
4. Выявление потенциальных возможностей
школьников.
Второй шаг – 2 класс
1. Стремление к установлению новых
взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
2. Проявление внутренней позиции.
3. Формирование навыков внутренней позиции.
4. Формирование нравственных понятий.
Третий шаг – 3 класс
1. Формирование нравственных понятий.
2. Понимание важнейших общечеловеческих
ценностей, таких как дружба, умение ценить и
дорожить дружбой.
3. Накопление опыта нравственного поведения.
4. Осознание важности в жизни человека
нравственных качеств, как честность,
порядочность, взаимоуважение.
Четвертый шаг – 4 класс
1. Формирование и развитие положительных
общечеловеческих качеств личности.
2. Формирование у детей ответственности за свое
здоровье.
3. Накопление и обогащение опыта нравственного
поведения детей путем организации их
практической деятельности.
4. Снижение агрессивности в поведении учащихся.
5. Формирование навыков и привычек нравственного
поведения.
6. Обогащение эмоционального мира детей и
формирование у них нравственных качеств и
чувств.
Используемая литература:
- Арсенина Е.Н. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе.э – М.: Глобус, 2001
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания. – М.: Вербум, 2001.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – М.: Вако, 2003.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Пути к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.– СПб., 1998.
- Классный руководитель. № 1, 2003.
- Карпова Е.В.Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997.
- Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2006.
- Маханова М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями – целый мир (социально-эмоциональное развитие детей) – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96с.
- Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.,1993.
- Нечаев М.П. Практика управления воспитанием в школе. – М., 2003,
- Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы. – М.: Глобус, 2007. (классное руководство).
- Степанов Н.Е. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Титова Е.В. Если знать, как действовать. – М.: 1993.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М., Генезис, 2000.
- Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. М.,1994.
- Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
- Щуркова Н.Е., В.Ю.Питюков, А.П.Савченко, Е.А.Осипова Новые технологии воспитательгого процесса. – М.: 1993.
- Юнг К.Г. Понятие коллективного бессознательного. Анатомическая психология: прошлое и настоящее. – М.: 1995.
- Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия. – М.: Вако, 2004.