Современное общество предъявляет к личности всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции необходимо уметь творчески применять свои знания и навыки. Задача современной школы – развитие творческих способностей, творческого мышления обучающихся; формирование полноценного, самостоятельно мыслящего, принимающего правильные решения человека и воспитание активной личности.
В младшем школьном возрасте у ребёнка происходит интенсивное развитие мышления. Это приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Ребёнок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Развитию теоретического мышления предшествует развитие способности к абстрагированию, обобщению. К моменту перехода в среднюю школу дети должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить общее и частное, устанавливать закономерности. Поэтому при подготовке детей к жизни в современном информированном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление и творческие способности.
В последние годы среди детей младшего школьного возраста отмечается увеличение количества детей с низкими потенциальными возможностями, с недостаточным уровнем подготовленности к школе, слабо развитыми творческими началами. Развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, и эпизодическое использование творческих задач не принесёт желаемого результата. Поэтому познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать потребность в творческой деятельности и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
В теории и практике обучения широко рассматриваются вопросы учёта познавательных способностей, но недостаточно раскрываются как предмет развития в учебном процессе.
Программа «Логика для начинающих » разработана для учащихся начальной школы и направлена на решение проблем формирования интеллектуальных способностей ребенка, носит комплексный характер; способствует расширению мировоззренческих представлений обучающихся; ориентирована на подготовку обучающегося начальной школы к переходу в среднее звено.
Цель программы: планомерное развитие интеллектуальных способностей, формирование у школьников устойчивого интереса и положительной мотивации к обучению.
Задачи:
- Формировать умения и навыки выполнения логических и творческих заданий различной направленности, навыки самостоятельной деятельности: определения цели, планирования этапов работы, самоконтроля, самоанализа, самооценки.
- Развивать мыслительные процессы и индивидуальные способности учащихся, культуру устной и письменной речи, самостоятельность творческого мышления учащихся в исследовательской деятельности и умение использовать полученные знания на практике.
- Воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к своим товарищам, терпимость к чужому мнению.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).Состав группы занимающихся постоянный, набор детей в группу – по результатам тестирования. Количество занимающихся – 25 ч., возраст – 8-9 лет.
Данная адаптированная программа для младших школьников носит обучающий и развивающий характер и реализуется через систему занятий по усовершенствованию внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти и мышления. Программа основывается на изучении научных трудов по общей психологии, психологии способностей и одаренности (Л.Б. Ермолаевой – Томиной, Э. Ландау, А. З. Зака,Ф. Гэлтон, Г. Айзенк, Н.В. Талызиной), в умении планировать учебно-познавательную деятельность в соответствии с функциональными системами и сензитивными (оптимальными) периодами развития ребенка, изучении и использовании в деятельности современных достижений педагогической и психологической науки и практики. Программа предусматривает использование системы упражнений, разработанной Н.К.Винокуровой.
Развивающий курс « Логика для начинающих » является актуальным в рамках общеобразовательной школы, так как решение проблемы формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности имеет практическую значимость: формируемые оценки, приемы и навыки необходимы для детей данной возрастной группы и востребованы в их повседневной жизни. Поэтому при подготовке детей к переходу в среднюю школу необходимо развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка. Успех интеллектуального развития школьника достигается за счет применения технологии проблемного обучения. Предпочтение отдается методам и приемам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы, способствующие самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на их творчество. Методика преподавания развивающего курса «Логика для начинающих» является способом системного обучения, приводящего к интенсивному общему развитию детей.
При реализации программы используется экзистенциальный (личностный) подход к формированию умения решать логические, нестандартные, творческо-поисковые, словесно-дидактические, пространственно-комбинаторные и другие познавательные задачи. Цель экзистенциального развития в конечном счете – помогать ребенку стать тем, чем он может быть.
Технология деятельности строится по этапам:
- Диагностика исходного уровня развития познавательных процессов и контроль за их развитием.
- Ознакомление учащихся с результатами начальной диагностики и последующих контрольных работ (тестов) для того, чтобы ребенок знал особенности своего восприятия, памяти, мышления и получил от учителя рекомендации по компенсации недостатков.
- Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество, с учетом различной успеваемости учащихся по разным предметам, т. к. каждый предмет требует неодинаковых качеств восприятия, памяти, мышления.
- Построение междисциплинарной (интегральной) основы обучения по развивающему курсу.
- Постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объема работы, повышение уровня самостоятельности учащихся.
- Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельной аргументации выбора.
- Интеграция знаний и способов познавательной деятельности, овладение ее обобщенными приемами.
- Оценка результатов развивающего курса по разработанным критериям, в которую должен быть включен и ученик (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).
Оценка эффективности реализации программы проводится при помощи:
- Тестирования обучающихся.
- Представления коллективных, командных творческих работ с самостоятельно созданными логическими заданиями.
- Проведения конкурсов эрудитов.
Кроме этого, каждое занятие и работа ученика на занятии оцениваются школьниками при помощи метода цветописи – закрашивания флажков, где дети могут выразить свое отношение к пройденной на занятии теме, предложить свои идеи и решения. Отсутствие традиционных отметок на занятиях способствует созданию положительной психологической атмосферы и формируют оценочную самостоятельность младших школьников.
Для достижения поставленных задач необходимо использовать следующие методы обучения:
- Словесные: беседа, дискуссия, рассказ, объяснение, работа с книгой.
- Наглядные: таблица, демонстрация, рисунки, технические и интерактивные средства обучения, интернет-ресурсы.
- Практические: упражнения, индивидуальная самостоятельная работа по заданиям, метод программированного обучения.
- Индуктивный и дедуктивный методы.
- Частично-поисковый или эвристический метод.
- Исследовательский метод.
- Контроль: устный индивидуальный и фронтальный, взаимоконтроль, тесты, выполнение творческих заданий, конкурсы эрудитов, стендовые презентации творческих работ с логическими заданиями, созданными детьми в командах.
Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме:
- Индивидуальная самостоятельная работа учащихся.
- Работа в парах.
- Групповые формы работы.
- Дифференцированная.
- Фронтальная проверка и контроль.
- Самооценка выполненной работы.
- Дидактическая игра.
- Соревнование.
- Конкурсы.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
Дата |
|||
теория |
практика |
всего |
по плану |
по факту |
||
1. | Выявление уровня познавательных процессов у детей Тестирование. Рекомендации от учителя по компенсации недостатков. Знакомство с содержанием занятий курса. | 0 |
1 |
1 |
|
|
2. | Мышление и логика. Способы развития логического мышления. | 2 |
8 |
10 |
|
|
3. | Тренируем мышление. Словесно-дидактические игры и задания. | 1 |
6 |
7 |
|
|
4. | Классификация, группировка предметов, сравнение групп предметов. Поиск закономерностей. | 1 |
5 |
6 |
|
|
5. | Тренируем мышление. Задачи на сообразительность. | 2 |
6 |
8 |
|
|
6. | Конкурс эрудитов. Стендовое представление коллективных творческих работ. | 0 |
1 |
1 |
|
|
7. | Выявление уровня познавательных способностей учащихся. | 0 |
1 |
1 |
|
|
Всего: | 6 |
28 |
34 |
|
|
Содержание программы
1. Выявление уровня познавательных процессов у детей (1 час)
Проверка уровня развития познавательных
качеств детей: внимания, воображения, восприятия,
памяти, мышления. Тестирование. Ознакомление
учащихся с результатами начальной диагностики.
Рекомендации от учителя по компенсации
недостатков. Знакомство
с содержанием занятий курса.
2. Развитие логического мышления (10 часов)
Определение мышления. Виды мышления, свойства и
особенности. Способы развития логического
мышления.
Знакомство с логическими и
логически-поисковыми задачами, пути их
решения.
Решение логических, логически-поисковых задач и
заданий. Магические квадраты. Математические
фокусы. Задания со спичками. Работа над развитием
зрительной памяти, воображения, внимания,
быстроты реакции.
Тестирование. Творческая работа.
Самостоятельное придумывание логических
заданий.
3. Тренируем мышление. Словесно-дидактические игры и задания (7 часов)
Понятие «словесно-дидактическая игра».
Особенности и свойства этих заданий. Виды и
названия словесно-дидактических игр (анаграммы,
друдлы, пентагоны, тригоны, превращения,
путаницы, зашифрованное число, пословицы,
антонимы и синонимы, слоговица, лабиринты)
Работа над словесно-дидактическими заданиями и
играми. Развитие памяти, восприятия, быстроты
реакции.
Тестирование. Творческая работа.
Самостоятельное придумывание
словесно-дидактических заданий.
4. Классификация, группировка предметов, сравнение групп предметов. Поиск закономерностей (6 часов)
Группы предметов. Особенности, свойства групп
предметов. Их классификация. Сравнение,
выделение общего и частного.
Понятие закономерности. Примеры
закономерностей. Числовые закономерности,
словесные закономерности, нахождение
недостающего элемента, цифровые строчки, пустые
клетки, логические весы, определение
последовательности.
Выполнение заданий по классификации,
группировке, сравнению предметов, по поиску
закономерностей. Работа по развитию памяти,
внимания, воображения, восприятия.
Тестирование. Творческая работа учащихся по
придумыванию собственных заданий.
5. Тренируем мышление. Задачи на сообразительность (8 часов)
Знакомство с комбинаторными и
пространственно-комбинаторн.ыми задачами.
Примеры комбинаторных и
пространственно-комбинаторных задач. Способы
решения таких задач.
Решение задач данного вида.
Тест-контроль. Творческая работа учащихся по
составлению и решению собственных задач.
Знакомство с алгоритмическими задачами.
Составление программы действий (шагов) при
решении задач данного вида. Виды алгоритмов:
линейные и разветвлённые. Схемы алгоритмов.
Решение алгоритмических задач.
Тест-контроль по решению данного вида задач.
Творческая работа учащихся по составлению и
решению таких задач.
6. Конкурс эрудитов. Стендовое представление коллективных творческих работ (1 час)
Конкурсная программа между группами учащихся. Выступления со стендовой презентацией групп по созданным логическим заданиям и играм.
7. Выявление уровня познавательных способностей учащихся (1 час)
Определение результативности работы за год.
Проверка уровня развития познавательных качеств
детей: внимания, воображения, восприятия, памяти,
мышления. Тестирование. Анализ тестов.
Ознакомление учащихся с результатами
диагностики. Рекомендации от учителя.
При реализации программы
осуществляются межпредметная интеграция с
такими предметами, как математика, русский язык,
окружающий мир, литературное чтение,
информатика.
Тематическое планирование по курсу «Логика для начинающих» (см. Приложение 1).
Учащиеся должны знать:
- принципы построения закономерностей, свойства чисел, предметов, явлений, слов;
- принципы строения анаграмм, слоговиц, друдлов, шарад, тригонов, пентагонов;
- принципы строения ребусов, изографов, кроссвордов, чайнвордов, лабиринтов;
- антонимы и синонимы;
- названия геометрических фигур и их свойства;
- принцип программирования и составления алгоритма действий.
Учащиеся должны уметь:
- определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
- путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно-дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;
- решать комбинаторные и алгоритмические задачи;
- быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;
- выполнять задания на тренировку внимания, используя только один определённый канал восприятия;
- выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;
- уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.
Литература для учителя:
- Айзенк Г. Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. – М.: АЙ КЬЮ, 2006.
- Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. – М.: РОСМЭН, 2003.
- Галеева Р.А. Тренируем мышление. Задачи на сообразительность. – Ростов н / Д.: Феникс, 2005.
- Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М. Просвещение, 2003.
- Зак.А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет. – М.: Новая школа, 2007.
- Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. – М.: ЭКСМО, 2004.
- Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3 классе. – М.: Илекса, 2002.
- Логическая математика для младших школьников.– М.: ПОМАТУР, 2006.
- Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления.–М,: Дрофа, 2002.
- Ландау Э. Одаренность требует мужества. – М.: АСАДЕМА, 2002.
- Матюшкин А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей.– М.–Воронеж: МПСИ, НПО МОДЭК, 2003.
- Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 2006.
- Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М.: АСАДЕМА, 2003.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1998.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1998.
- Холодова О. Юным умникам и умницам. Задания по развитию творческих способностей. Методическое пособие. – М.: РОСТкнига, 2008.
Литература для обучающихся:
- Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. – М.: РОСМЭН, 2003.
- Галеева Р.А. Тренируем мышление. Задачи на сообразительность. – Ростов н / Д.: Феникс, 2005.
- Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3 классе. – М.: Илекса, 2002.
- Логическая математика для младших школьников.– М.: ПОМАТУР, 2006.
- Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 2006.
- Холодова О. Юным умникам и умницам. Задания по развитию творческих способностей. Рабочая тетрадь. – М.: РОСТкнига, 2008.