Через красивое к человечному – такова закономерность воспитания.
В. А. Сухомлинский
В ХХI веке давление человека на окружающую среду заметно усиливается. Усложнение среды обитания, ее повышенная техническая и информационная насыщенность влияют на антропологические данные человека и связанный с ним мир живого. Сложившееся на Земле положение учёные определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Поэтому воспитание подрастающего поколения в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы.
Одним из перспективных в этом смысле представляется такое направление как экологическая эстетика, вычленяющаяся в настоящее время в отдельную ветвь эстетической науки и исследующая глобальную проблему взаимосвязей человека и природы в контексте культуры. Экологическая эстетика начала формироваться в середине двадцатого века. Идеи взгляда на природу с эстетической точки зрения раскрыты как в трудах зарубежных ученых – Й. Бейуса, Т. Бруниуса, Д. Дики и др., так и отечественных – Н. Артановского, Н.И. Киященко, Л.П. Печко и др. Возникшая на синтезе экологии как специальной научной дисциплины и эстетики, она обретает свой статус как эстетика окружающей среды, подлинным предметом которой является эстетическое освоение природы и ее бытия, развитие эколого-эстетического сознания, воспитания эстетических отношений человека к миру, природе, другому человеку.
В процессе эколого-эстетического воспитания огромную роль играет школа. Исследования психологов (В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.С. Мухиной, С.Д. Дерябо и др.) доказали возможность формирования именно у младших школьников значительно более высокого уровня психического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном окружении. Начальная школа – это первая ступень в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей природной среде и собственному здоровью. Здесь закладывается осознанный взгляд на эстетику природы, на ее уникальное значение для жизни и здоровья человека и общества.
Изучение современного состояния школьного эстетического и экологического воспитания привело нас к мысли о необходимости его преобразования. Мы считаем, что в дополнение к учебной программе для младших школьников необходимо введение факультативных занятий по экологической эстетике. Этот курс может быть назван «За страницами учебника «Окружающий мир».
В качестве примера приводим тематическое планирование кружковой работы в 3 классе «Экологический месяцеслов» (Приложение 1), в котором определены календарные сроки проведения того или иного занятия, а также направления деятельности младших школьников, работающие на их воспитание и развитие, и разработку одного занятия «Творю руками образ Солнца» (Приложение 2). Занятия кружка приурочены к природоохранным датам и праздникам. Материал факультативного курса не пересекается с материалом учебника и далеко выходит за его рамки. Он дополнен экологическими сведениями, которые спроецированы на жизнь общества, планеты и отдельных людей; в каждой теме прослеживается связь природных объектов и явлений с тем или иным видом искусства: изобразительным, музыкой, скульптурой, архитектурой, поэзией, мифологией, что осуществляет выход на эстетику.
4 октября – Всемирный день защиты животных | 2 февраля – День сурка (США) | 21 марта – Международный день леса |
19 февраля – Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита) | 22 апреля – Всемирный день Земли | 11 января – Всемирный день заповедников
|
Каждый раз необходимо учитывать, что в классе обучаются дети с разными способностями и различными личностными характеристиками. Поэтому методы и содержание работы стоят на позициях личностно-ориентированной и деятельной педагогики. Предусматриваются задания – игры, соревнование или конкурс друзей природы, практикуются мини-выступления, дискуссионный клуб при групповом объединении, создание своих проектов. Также предполагается проведение экологических конкурсов, сказок, викторин и задач, праздников, театрализованных представлений, использование видео и аудиозаписей, электронной презентации, экскурсий, бесед, диспутов, практической работы на местности, встреч с интересными людьми (врачами, лесниками, агрономами, студентами).
На наш взгляд, реализуя полноценное эколого-эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Литература:
- Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, – 2003.
- Щедрина Г.К. Экологическая эстетика и универсализация эстетического. Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. Материалы научной конференции 10 октября 2001 г. Серия “Symposium”, выпуск 16. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.82-84.
- Гухман Г., Демина Л., Юрьева Т. Солнце – наша звезда. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа», №8. 1999 г. С. 51.