Новые времена – новые профессии

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Цель: формирование представлений о новых профессиях в сфере информационных технологий.

Задачи:

- предоставить информацию о популярных профессиях в сфере информационных технологий;

- проверить готовность школьников к профессиональной деятельности следующих профессий: программист, технический дизайнер, секретарь-референт, учитель;

- развивать познавательный интерес к современным компьютерным технологиях через проекты практического ознакомления с доступными функциями профессиональной деятельности некоторых профессий сферы информационных технологий.

Приложение 1

Ход занятия

I. Вступительное слово учителя

Сегодня трудно представить себе профессию, хоть как то не связанную с вычислительной техникой: компьютер помогает ученому – генетику, расшифровывающему коды ДНК; завскладом составляет ежедневные и квартальные отчеты; учителю, готовящемуся к уроку; модельеру, создающему новые фасоны одежды. Без преувеличения можно сказать, что в разряд “информационных” входят почти все существующие профессии.

До середины XX века на невидимом фронте трудились технические “гении” от энергетиков, отвечающих за тепловой режим и потребление электроэнергии, до девушек – перфораторщиц, переносившие строчки единиц и нулей на прямоугольные карточки. Существовала и незаменимая должность – начальник ЭВМ.

По мере развития информационных технологий все яснее обозначились три основные категории специалистов: по программному обеспечению, по аппаратному обеспечению и по эксплуатации (того и другого).

Большие изменения произошли в профессиональном секторе по обслуживанию компьютерного парка. Раньше по всем вопросам нужно было обращаться к любителям, умевшим за умеренную плату “реанимировать” любой компьютер, не взирая на его устройство и установленное программное обеспечение. На смену этим “мастерам на все руки” пришли предприятия по ремонту, наладке и исполнению гарантийных обязательств, укомплектованные специалистами широкого и узкого профиля.

Функции начальника ЭВМ перешли к системному администратору, который теперь “начальствует” над десятками персональных компьютеров и регулирует взаимоотношения между пользователями локальной сети, расширяя и урезая их право доступа к деловой информации, программам и Интернету. Сама всемирная сеть породила множество новых, не вполне еще оформившихся специальностей, связанных с представлением мультимедийной информации, доступом к ней, борьбой с хакерами, Интернет-торговлей и многим другим.

Все уже становится специализация и среди профессионалов аппаратного обеспечения. Кто-то идет в микроэлектронику, разрабатывая новые микросхемы на пределе физических законов, другие – в растущую торговую сеть предприятий по продаже компьютеров и периферии, третьи – в производственные цеха по выпуску новых компьютеров.

Не могли не коснуться изменения и стана программистов. В России большинство из них занимаются созданием специализированного программного обеспечения для банков и предприятий. В одной команде с экономистами, менеджерами они решают непростые задачи корпоративного клиента.

Наконец, появился цех так называемых хелп-райтеров – создателей детальных технических описаний устройств или программ для пользователя с нулевой подготовкой, авторов научно-технической и научно-популярной литературы.

Какие же профессии сферы информационных технологий наиболее популярны в настоящее время? Для этого обратимся к презентации “Самые популярные профессии информационных технологий” (Приложение 2).

II. Тестирование учащихся: Опросник “Будь готов!” (автор Н.С.Пряжников)

Инструкция:

Сейчас вам будут предложен для рассмотрения перечень трудовых действий. Вы должны оценить, можете ли вы выполнить каждое их этих действий на данном этапе своего развития, используя для самооценки шкалу от 0 до 10 баллов. Если действие для вас представляется трудным, то ставится невысокий балл. Если вы считаете, что легко справитесь, то можете поставить высокий балл. Обращаем особое внимание, что речь идет не о желаниях, а только о вашей самооценке. Все баллы проставляются справа от номера вопросов через дефис.

Основные этапы тестирования:

- Педагог зачитывает перечень трудовых действий, а учащиеся в своих бланках ответов оценивают, насколько готовы они к их выполнению.

- Школьники сравнивают свои ответы с “Примерными нормами”.

Если в норму уложился, то ставят рядом “0”, “-” ставят, если поставил меньше нормы, “+” - больше нормы.

- Далее каждый ученик подчитывает алгебраическую сумму полученных знаков (+, - ,0) и записывает ее в бланке ответов внизу.

Перечень основных трудовых действий к опроснику “Будь готов!”:

1. Следить за показателями приборов, за информацией на экране (дисплее).

2. Работать с текстом (много читать, изучать что-либо).

3. Выполнять расчеты (на ПК, микрокалькуляторе, в уме).

4. Много чертить, рисовать.

5. Вести записи, печатать на машинке, работать на клавиатуре.

6. Много говорить, выступать перед аудиторией, беседовать с людьми.

7. Быть услужливым, уметь нравиться и угождать клиентам.

8. Соблюдать дисциплину труда и субординацию (правила подчинения).

9. Управлять техникой (машинами, станками, агрегатами).

10. Обрабатывать что-либо в ручную или с помощью простых приспособлений.

11. Работать на открытом воздухе, на природе (и в любую погоду).

12. Много запоминать на ходу.

13. Часто разъезжать (командировки, экспедиции).

14. Быстро реагировать на меняющуюся ситуацию, уметь переключать внимание.

15. Проверять, контролировать, оценивать что-либо и кого-либо, ставить диагноз.

16. Быть осторожным и предусмотрительным, соблюдать правила безопасности (рисковать, но с умом).

17. Выполнять грязную работу (с неприятным запахом, пылью, сыростью, шумом).

18. Переносить однообразную монотонную работу.

19. Переносить моральные нагрузки (насмешки, моральные нагрузки, насмешки, грубость).

20. Переносить длительные физические нагрузки (много ходить, выполнять разнообразные движения, давления, вибрацию, перепады температуры).

21. Уметь организовывать дело, руководить людьми.

22. Владеть иностранным языком.

23. Уметь постоять за себя, с честью выходить из конфликтных ситуаций.

24. Не обманывать других и самого себя (говорят, это не каждому дано).

25. Уметь не принимать все близко к сердцу (не волноваться, что от вашей работы кому-то будет плохо).

26. Часто работать по вечерам и без выходных.

27. Уметь самостоятельно принимать важные решения (и отвечать за них тоже самостоятельно).

28. Уметь взаимодействовать с коллегами, работать в коллективе (без скандалов и склок).

29. Уметь тихо и спокойно размышлять, мечтать на работе и так зарабатывать себе на хлеб насущный).

30. Постоянно следить за собой, тренироваться, репетировать, быть в хорошей, работоспособной форме.

31. Свято верить во что-то (в великую идею, в Бога, в обожаемого человека, в начальника).

32. Постоянно придумывать на работе что-то новое, необычное.

33. Создавать красоту, уметь ценить прекрасное.

34. Быть проворным, уметь работать быстро.

НОРМА от - 5 до 6 баллов (алгебраические знаки).

Если эта норма занижена, то процентная сумма умножается на 1,3 завышена - умножается на 0,7. При условии, если алгебраическая сумма попала в норму, то никакие действия не производятся.

Таблица. Примерные нормы

Номер вопроса Для девушек Для юношей
1 4 – 8 4 – 8
2 3 – 7 3 – 7
3 2 – 6 4 – 7
4 2 – 7 5 – 8
5 6 – 9 5 – 9
6 5 – 8 2 – 6
7 6 – 9 4 – 7
8 3 – 8 2 – 8
9 5 – 8 6 – 9
10 3 – 7 4 – 8
11 5 – 8 6 – 9
12 3 – 6 3 – 7
13 5 – 9 4 – 8
14 5 – 8 5 – 7
15 4 – 8 3 – 6
16 6 – 9 4 – 8
17 1 – 6 1 – 5
18 1 – 6 2 – 6
19 2 – 5 2 – 6
20 3 – 7 4 – 8
21 4 – 7 3 – 6
22 6 – 9 2 – 6
23 6 – 9 5 – 7
24 3 – 6 2 – 6
25 3 – 7 3 – 6
26 2 – 5 3 – 7
27 4 – 7 4 – 8
28 6 – 9 4 – 8
29 6 – 9 6 – 8
30 5 – 8 6 – 8
31 6 – 9 4 – 8
32 5 – 8 4 – 8
33 6 – 9 4 – 7
34 4 – 8 5 – 8
     

Нас интересует ваша готовность к профессиям из сферы информационных технологий, а именно:

Разберем пример подсчета готовности к профессиональной деятельности программиста:

Сумма произведений по всем действиям профессии “программист” = 47%

Если по всем действиям самооценка занижена (например, знаков “-” десять), то умножается на 1,3; завышена (например, знаков “+” семь) - умножается на 0,7 (см. таблицу “Пример подсчета готовности”)

Учащиеся подсчитывают готовность по вышеуказанным профессиям, подводится итог, насколько они готовы к профессиональной деятельности из сферы информационных технологий в большей или меньшей степени.

Таблица. Пример подсчета готовности

Номер действий (вопросы) Название действий Значимость действий Самооценка готовности к действиям Вероятность готовности к действиям
1

3

18

28

32

Следить за приборами

Выполнять расчеты

Переносить монотонную работу

Уметь работать в коллективе

Придумывать новое

ИТОГО

2

4

2

1

1

7

5

3

2

5

14

20

6

2

5

47% при условии, если алгебраическая сумма знаков + и – попала в норму

III. Определение направлений практической работы учащихся

В презентации “Некоторые профессии информационных технологий” (Приложение 3) мы познакомимся не только с профессиями сферы информационных технологий, но и узнаете где можно в нашем городе получить профессию, связанную с информационными технологиями. Затем наметим планы дальнейшей работы по курсу “Карьера в информационных технологиях” через проектную деятельность по предложенным профессиям.

IV. Итог занятия

Актуален ли был материал занятия? Что нового для себя сегодня узнали?