Программа профильного экологического лагеря

Разделы: Внеклассная работа


Изучение мира природы – одна из сторон деятельности человека. Ребенок еще в детстве должен понять сложность взаимоотношений природы и человеческого общества, чтобы в будущем грамотно строить свою деятельность по отношению к природе. Одной из форм экологического воспитания и образования является организация летних профильных экологических лагерей. Летний экологический лагерь для учащихся интересующихся биологией, экологией, географией организуется на базе школы. Итогом работы лагеря должно стать создание творческих исследовательских проектов детей.

В ходе полевой практики учащиеся активно приобщаются к исследовательской работе по изучению природной среды и экосистем родного края, происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Приобретенные знания и умения позволят учащимся лучше усвоить программу биологии, экологии и географии, а собранные материалы, принять участие в экологических конкурсах, олимпиадах, детских конференциях

Программа организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей вызвана:

  • повышением спроса родителей и детей на организационный летний отдых;
  • обеспечение преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
  • необходимостью использования богатого творческого потенциала педагогов и детей в реализации цели и задач программы.

Данная программа по своей направленности является комплексной, то есть включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления работы детей в условиях летнего профильного лагеря, может корректироваться в течение работы лагеря. Основной состав лагеря – это учащиеся 5, 6, 7, 8 классов. По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены. Работа в лагере строится в два этапа: 1-я половина дня - исследовательская работа, 2-я – культурная – подготовка отчета о проделанной работе, представление своих работ, выступление с результатами исследований на мини-конференции. Программа разработана с учётом законодательных нормативно – правовых документов:

  • Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Конституция РФ;
  • Закон РФ “Об образовании”;
  • Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации” от 24.07.98 г. №124-ФЗ;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 31.12.2001 г. №197-ФЗ;
  • Федеральный закон “О внесении изменений в кодекс РСФСР “Об административных нарушениях” от 09.01.96 г. №2-ФЗ;
  • Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. №2688;
  • Локальный акт по школе.

Цель: Знакомство с единством и взаимосвязями природных явлений, а так же ознакомление с исследовательскими методами и приемами изучения объектов.

Задачи:

  • познакомиться с основными фитоценозами, характерными для территории Кабожского сельского поселения;
  • познакомиться с флорой и фауной района практики;
  • ввыявить основные признаки растительного и животного сообществ и условий их обитания;
  • овладеть исследовательской методикой изучения объектов природы;
  • выявить роль хозяйственной деятельности человека в изменении флоры и фауны, и населения района практики;
  • научить оформлению документирования результатов исследований, наблюдений (заполнение бланков, описание пробных площадей, сбор гербария, зарисовки, записи в дневниках и т.д).

Срок реализации: 18 дней.

Принципы:

Программа летнего профильного лагеря с дневным пребывание детей опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в летнем профильном лагере является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

3. Принцип демократичности – участие всех детей в программе развития творческих способностей.

4. Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего профильного лагеря предполагает:

  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня;
  • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
  • активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

На исследовательских занятиях широко используются биологические методы:

  • Морфологический;
  • Комплексный (метод тройного параллелизма);
  • Биогеографический;
  • Аналитический метод;
  • Исследовательский метод;
  • Наблюдение с последующей регистрацией явлений;
  • Моделирование объектов и происходящих в природе процессов.

Основное содержание программы

Цель Задачи Мероприятия Ожидаемый результат

Организационно-педагогическая деятельность

Подготовка к летнему отдыху учащихся - изучить нормативно-правовую документацию

- организовать работу по подготовке к летнему отдыху детей

  • Комплектование штата лагеря кадрами.
  • Участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей, организованных комитетом образования Мошенского района и Центром дополнительного образования.
  • Совещание при директоре и по организации летнего отдыха учащихся.
  • Проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей.
  • Проведение родительских собраний “Занятость учащихся летом”
  • Сбор заявлений от родителей.
Оформление необходимой документации

Исследовательская работа

Развитие умения проводить исследование Познакомить с методиками исследования

Организовать полевые исследования

Научить первичной камеральной обработке результатов

  • методика таксационного описания;
  • методика исследования;
  • методика решения задач;
  • практические работы: закладка пробных площадей, маршрутный учёт следов лосей;
  • научное описание: энциклопедии, интернет, периодическая печать.
  • определение тематики исследований;
  • выбор темы исследования,
  • работа с литературой по выбранной теме,
  • подготовка оборудования,
  • планирование последовательности действий,
  • ожидаемый результат.
  • ведение полевых дневников;
  • протокол исследования
  • подготовка предварительных результатов своих работ.
Создание творческих исследовательских проектов

Работа по сплочению коллектива воспитанников

Развитие коммуникатив ных способностей учащихся Организовать систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива 1. КТД “Давайте познакомимся!”;

2. Оформление отрядного уголка.

3. Игры на сплочение коллектива;

4.Экологический марафон “Лес чудес”.

Гуманные взаимоотношения

Краеведческая работа

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к нормам коллективной жизни - раскрыть творческий потенциал детей на основе изучения своей “малой Родины”

- познакомить с историей своего государства, района, деревни

1. Двухдневный поход по родному краю.
2. Сбор материала для класса-музея.
3. Сбор материала для гербария, коллекции минералов.
4. Встречи с ветеранами труда.
Активизация интереса к изучению истории родного края

Кадровое обеспечение

В реализации программы участвуют: педагоги – 2 человека (учитель географии, учитель начальных классов ), образовательного учреждения, которые имеют курсовую подготовку “Система работы классного руководителя” (ОАОУ НИРО г. Великий Новгород), участвовали в районных семинарах, организованных на базе детского оздоровительного лагеря “Столбово”.

Материально-техническое обеспечение

При работе летнего лагеря труда и отдыха используется территория МОУ ООШ д.Кабожа, спортивная площадка, игровая площадка, а также:

- спортивный зал - 1;

- отрядная комната -1;

- видеосалон (кабинет биологии) - 1;

- раздевалка - 1;

- туалетные комнаты - 2.

Для успешной реализации программы используется следующий инвентарь.

Спортинвентарь:

- мячи резиновые и волейбольные - _2_ шт.;

- бадминтоны - _2_ шт.;

- настольный теннис - _1_ шт.;

- обручи-_12_шт.;

- дартсы детские - _1_ шт.;

- пазлы - 5 шт.;

- игры настольные - _6_ шт.;

Аудивидеоаппаратура:

- телевизор - _1_ шт.;

- видеомагнитофон - _1_ шт.;

- магнитофон - _2_ шт.;

- микрофон - _1_ шт.,

- компьютеры с выходом в Интернет 3 шт.;

Бытовые предметы: столы, стулья в необходимом количестве.

Учебно-методическое обеспечение

1. Ашихина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Издательство “Агар”, 1999;

2. Биологический эксперимент в школе. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990;

3. Визуальная энциклопедия животных. М.: ЭКСМО, 2004.

4. Истомина Э.Г. Голубое диво. Историко-географический справочник о реках, озёрах и болотах Новгородской области. Лениздат, 1989.

5. Кузнецов Б.А. Определитель позвоночных животных фауны СССР, ч. 2. М.: Просвещение, 1974.

6. Научно-популярное издание. Я познаю мир. Энциклопедия. История жизни на земле. АСТ “АСТРЕЛЬ”, 2004.

7. Научно-популярное издание. Журнал. Биология в школе.

8. Научно-популярное издание. Журнал. Биология для школьников.

9. Реймер ГН.Ф. Основные биологические понятия и термины. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.

10. Тайны живой природы под редакцией Голова А.М. М. “РОСМЭН”, 1997.

11. Таксационные материалы Кабожского участкового лесничества.

12. Шибанов А.А., Щербакова М.И., Устименко Г.В. Основы агротехники полевых культур. М.: Просвещение, 1990;

13. Энциклопедия для детей т.1. М.ЭКСМО. Э 1994;

14. Энциклопедия живой природы в 10 т. М.: ОЛМА-ПРЕСС, Экслибрис, 2006.

Ожидаемые результаты:

  • активное приобщение к исследовательской работе по изучению природной среды и экосистем родного края;
  • приобретение навыков научного эксперимента;
  • развитие наблюдательности, пробуждение интереса к изучению конкретных экологических вопросов;
  • лучшее усвоение программы биологии, экологии и географии;
  • принимать участие в экологических конкурсах, олимпиадах, детских конференция

План работы лагеря

День первый “Открытие лагеря”.

День второй Исследовательская работа в карьере деревни Лубенское.

День третий Гидрологические измерения на реке Кабожа.

День четвёртый День окружающей среды.

День пятый Исследовательская работа “Дубы России”.

День шестой Антропогенное воздействие на природу.

День седьмой Мониторинг сообщества “Луг”.

День восьмой Мониторинг почвы.

День девятый Мониторинг сообщества “Болото”.

День десятый Мониторинг лесного биогеоценоза.

День одиннадцатый- двенадцатый Экскурсионные дни.

День тринадцатый Оценка состояния древостоя смешанного леса.

День четырнадцатый День здоровья.

День пятнадцатый Исследовательская работа “Жизнь вокруг одного дерева”.

День шестнадцатый “Дендропарк”.

День семнадцатый Исследовательская работа в Орнибестов парке.

День восемнадцатый Закрытие смены.

Приложение 1

Приложение 2