“Восхождение доступно каждому и преступление перед самим собой и другими всю жизнь протоптаться на месте”.
Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин, авторы жизненной стратегии творческой личности
Сущность современного личностно-ориентированного процесса дошкольного образования состоит в процессе накопления ребенком такого конкретного субъектного опыта, который содержит средства и способы взаимодействия с миром и благодаря этому расширяет возможности ребенка активно и творчески участвовать в этом взаимодействии и, к тому же, побуждает его к приобретению собственного опыта.
Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта.
Результат творческой деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для науки, культуры или производства. Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка. В чем же специфические особенности детского творчества? В педагогике и психологии говорят о детском творчестве и выделяют следующие его специфические особенности:
- Творчество детей заключается в том, что новизна их открытий и продукта субъективна.
- Процесс создания продукта, как правило, доставляет ребенку даже большее удовольствие, чем удовольствие от получения результата, и, как правило, оказывается для него важнее, чем результат. Этим творчество детей может существенно отличаться от творчества взрослых, для которых процесс может быть связан с мучительным поиском.
- Осмысленным действиям с материалом предшествует ориентировочная деятельность, спонтанное экспериментирование, порой кажущееся бессмысленным, но увлекающее ребенка и часто приводящее к положительным результатам.
Основа любого творчества – воображение. Дошкольный возраст ребенка характеризуется активизацией функций воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности творческого мышления.
Однако фантазия должна способствовать лучшему познанию мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.
Отечественные психологи выделили показатели, с помощью которых “распознается” детское творчество. Это:
– новизна продукта (субъективная);
– оригинальность;
– вариативность решений;
– интеллектуальная активность;
– эмоциональные проявления в процессе деятельности и возникновение
“интеллектуальных эмоций” в результате преодоления интеллектуальных затруднений.
От чего зависит новизна творческих решений?
Новизне творческих решений способствует широкая ориентировка в материале до предъявления каких-либо задач, организованная взрослым как самостоятельное детское экспериментирование, приобретающее познавательный характер, и формирование обобщенных способов деятельности побуждает детей “встраивать” присвоенные ранее способы в новые смысловые контексты. А это, в свою очередь, ведет к порождению, как новых способов, так и новых образов и новых смыслов, основанных на познавательно – эмоциональном переживании.
Чему же способствует творческая деятельность детей?
Она способствует формированию универсальной способности к построению любой значимой для ребенка деятельности, будь то изобразительная, речевая, игровая и др., как созданию целостности (рисунка, текста, сюжета) из разных единиц, но одними и теми же приемами.
Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствование развитию самостоятельности и творческой инициативы.
Работа строится поэтапно, где каждый этап условно соответствует возрастному периоду, начиная со средней группы. Внутри этапов работа ведется циклично: “Работа с бумагой”, “Работа с природным материалом”, “Работа с нитками и тканью”. Освоенное содержание одного цикла интегрируется в другие циклы.
При планировании материала соблюдается принцип концентричности, т.е. на каждом этапе содержание увеличивается и усложняется.
Например: если в среднем возрасте при работе с природным материалом (камни) дети лишь рассматривают и раскрашивают их в разные цвета, то в старшей группе они уже украшают камушки, а в подготовительной группе оживляют их с помощью деталей.
“Новая” жизнь старых вещей.
Задачи: совершенствовать умение детей замысливать свою работу, подбирать необходимые материалы и использовать известные способы их крепления; развивать творческую инициативу, активность; совершенствовать умение использовать в работе различные нетрадиционные материалы (опил, песок и др.); воспитывать трудолюбие, бережное отношение к плодам своего труда и труда других; формировать умение давать оценку своей работы.
Оборудование: сундук, 2 рамочки от фото, часы, 2 зеркала, шкатулка, аудиозапись инструментальной музыки, магнитофон; одноразовые тарелочки под раздаточный материал, тарелочки под клей, тряпочки, ватные палочки, опил (в т.ч. окрашенный), сухоцветы, перья, песок, ракушки, семена; детали картины двух цветов для рефлексии; выставочный стол, мольберт.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня мы вновь собрались с вами в нашей творческой мастерской. К нам пришли сегодня гости. Поприветствуйте их каждый по-своему.
При затруднениях воспитатель может начать первым. Например, поприветствуем друг друга, как эскимосы: потеревшись кончиками носа с участниками нашей творческой мастерской и т.д. В этом ритуале могут участвовать не все дети. Можно попросить поприветствовать гостей творческой мастерской только одного участника по желанию.
2. В нашей мастерской сегодня появился необычный предмет (показ сундука). Как вы думаете, волшебный это сундук или нет? Как узнать? (Варианты ответов детей). Действительно, нужно приоткрыть крышку и тогда все станет ясно.
Воспитатель приоткрывает крышку сундучка и оттуда раздается голос: “Внутри меня находятся предметы, которые когда-то были дороги людям. Со временем предметы стали старыми, потертыми, но людям было жалко расставаться с ними и они положили их на хранение в сундук. Предметы очень скучают без человека и ждут, когда отыщется тот, кому они пригодятся снова”.
– Давайте посмотрим, что за предметы лежат в сундучке (воспитатель достает из сундучка 2 зеркала, шкатулку, 2 рамки и часы, дети при этом называют предметы и их назначение).
– Как вы думаете, можно ли сделать так, чтобы захотелось пользоваться этими предметами снова и снова? (Ответы детей). Мы постараемся сделать предметы снова красивыми, т.е. подарим им “вторую жизнь”. А сделать снова красивыми эти предметы могут только настоящие мастера. Вой и мы с вами сейчас превратимся в настоящих мастеров. Я буду говорить волшебные слова, а вы три раза повернитесь вокруг себя: “1, 2, 3, повернись, в мастеров превратись”.
– Давайте перейдем за столы, только по пути каждый из вас возьмет тот предмет, которому хотел бы подарить “вторую жизнь”.
Дети проходят за столы, взяв при этом предмет, наиболее его заинтересовавший.
3. Мы с вами настоящие мастера своего дела. Для работы нам понадобятся необходимые инструменты и материалы, которые вы можете найти на своих столах. Не забывайте о правилах их использования. Сначала нужно подумать, как мы хотим украсить нашу вещь. Затем выбрать необходимые материалы и приступать к работе.
4. Самостоятельная деятельность детей.
Звучит аудиозапись инструментальной музыки. Дети работают индивидуально за столом, а воспитатель в случае затруднения помогает детям определиться с замыслом или материалом.
Дети, закончившие работу быстрее, выкладывают ее на специально поставленный стол.
В случае неравномерного окончания работы детям, которые закончат быстрее, предлагается работа с разными конструкторами, приготовленными на отдельном столе.
5. Подведение итогов работы в творческой мастерской.
– Ребята, подойдите все к столу с работами. Посмотрите, какое разнообразие старых предметов на новый лад.
– Что вы изобразили в своей работе?
– Каким предметом вам захотелось снова пользоваться?
6. Итог.
– Сегодня вы были настоящими мастерами своего дела. Но пора возвращаться в группу. Давайте превратимся обратно в ребят.
Воспитатель говорит слова, а дети кружатся на месте: “1, 2, 3 повернись, в ребяток снова превратись”.
7. Рефлексия.
– Ребята, подойдите к мольберту. Сейчас здесь мы составим картину.
– Если вам в творческой мастерской было работать легко, интересно – выберите светлый цвет деталей картины, а если вы испытывали затруднения, у вас что-то не получалось – темные детали картины. Составьте из выбранных деталей картину на мольберте.
Воспитатель благодарит детей за работу и провожает в группу. Из работ оформляется выставка в группе.