Тип урока: Урок – семинар.
Вид урока: Урок формирования умений и навыков, применения теоремы косинусов, ее следствий при решении задач и доказательства теорем.
Цели урока:
- Образовательные:
1. Совершенствовать навыки решения задач с использованием теоремы косинусов и ее следствий.
2. Вывести формулу о медиане треугольника и показать применение этой формулы при решении задач.
3. Ознакомить учащихся с методом дополнительных построений при выводе формул и при решении задач. - Развивающая:
1. Формирование и совершенствование умений обобщать путем сравнения, постановка и решение проблем, рассуждение по аналогии, оперирование уже знакомыми геометрическими понятиями и фактами.
2. Развивать психологические характеристики личности учащихся: выдвижению гипотез, формированию проблем.
3. Развивать психические свойства: память, воображение. - Воспитательные:
1. Отрабатывать навыки устной речи.
2. Воспитывать умение слушать друг друга и учителя.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Приветствие.
- Сегодня мы с вами продолжим работу по теме : “Теорема косинусов и ее следствия”. Используя метод дополнительного построения, выведем формулы для вычисления медиан треугольника и применим ее при решении задач.
2. Проверка домашнего задания.
- Устно формулируем теорему косинусов, ее следствия.
- Анализируем ответы и этапы решения домашних задач.
№ 1.
Определите вид треугольника заданного своими сторонами 17, 8,15.
Решение:
Наибольший угол лежит против стороны, равной 17, то по следствию из теоремы косинусов:
Треугольник прямоугольный.
Ответ: треугольник прямоугольный.
№ 2.
Найдите сторону АВ в треугольнике АВС,
№3
Найдите сторону АС равнобедренного треугольника АВС , если АВ=ВС=4 и медиана АД равна 3.
3. Вывод формулы для вычисления медианы треугольника, если известны все стороны треугольника.
Найдите медиану треугольника АВС с известными сторонами а,в,с.
Отложим отрезок ДК на продолжении медианы ВД, равный ВД. Соединим точки А, К и С,К. Получившийся четырехугольник параллелограмм по признаку( диагонали четырехугольника пересекаются и точкой пересечения делятся пополам).
Применим следствие из теоремы косинусов для параллелограмма:
ВК2 + АС2 = 2АВ2 + 2ВС2
Значит, (2mв)2 + в2 = 2с2 + 2а2 или 4mв2 = 2с2 + 2а2 – в2
Запишем аналогичные формулы, для медиан проведенные к другим сторонам:
Решим домашнюю задачу с использованием этой формулы.
Делаем вывод о том, какое решение рациональней.
4. Вопрос: Можно ли найти сторону треугольника, если известны все ее медианы? Выведем формулу для вычисления стороны треугольника по ее медианам. Для этого воспользуемся опять дополнительным построением.
Учащийся у доски выводит формулу.
– Какое дополнительное построение будем проводить?
– Какую фигуру получили и почему?
– Какую теорему будем применять?
– Вывод?
Применим следствие из теоремы косинусов для параллелограмма АОСО1:
Аналогично для других сторон :
Зная метод вывода формулы, всегда можно ее получить.
Применим эту формулу для решения задач. Учащиеся самостоятельно решают, затем
проверка на доске.
№ 1 В треугольнике АВС сторона АС равна 20, а медианы , проведенные к другим сторонам равны 18 и 24 соответственно. Найдите третью медиану треугольника.
Метод дополнительного построения используется и при решении задач.
№ 2 Найдите площадь остроугольного треугольника АВС,
5. Подведение итогов урока:
- Какие новые формулы изучили на уроке?
- Какой метод применяли для доказательства теорем и решения задач?
6. Домашнее задание:
1. Найдите площадь треугольника, если две стороны его соответственно равны 27 и 29, а медиана проведенная к третьей стороне равна 26.
2. Найдите площадь остроугольного треугольника АВС,
Бертран РёссельМатематика, правильно понятая, обладает не только истинной, но так же величайшей красотой.