Цели урока:
- формирование навыков решения задач на составление разветвляющихся алгоритмов с использованием блок-схем;
- формирование навыков сопоставления блок-схемы и программы, а также написания программы по блок-схеме;
- закрепление навыков формального исполнения алгоритма, набора и отладки программы, нахождения и исправления ошибок в программе.
Задачи урока:
- Образовательная: рассмотреть понятие алгоритма ветвления, виды его конструкций и соответствующие им команды на языке программирования
- Развивающая: развивать способность учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать алгоритмическое мышление.
- Воспитательная: воспитывать личные качества ученика: внимание, память, самостоятельность в работе.
Наглядные средства обучения: Презентация «Ветвления в языке Бейсик» (Приложение), подготовленная в PowerPoint; компьютеры, проектор.
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Преподаватель проверяет готовность группы к занятию, уточняет отсутствующих, сообщает тему и цели урока (Приложение, слайд 1).
Обратите внимание! На каждом рабочем месте находится Карточка учета работы на уроке. Впишите в нее свою фамилию. За каждый этап работы вы начисляете себе баллы, критерии оценки указаны ниже.
2. Повторение изученного материала
На предыдущих уроках мы изучили операторы, с помощью которых научились составлять программы и решать задачи с использованием линейных алгоритмов. Давайте вспомним основные понятия и перейдем к изучению новой темы.
Для того, чтобы активизировать учащихся, вначале им предлагается отгадать, какое фундаментальное понятие информатики зашифровано в ребусе (Приложение, слайд 2).
АЛГОРИТМ
Повторяем определения алгоритма, основные его свойства, способы записи, основные алгоритмические конструкции (Приложение, слайд 3).
Каждому блоку в блок-схеме соответствует оператор языка Бейсик. Учащиеся называют блок, его назначение и команду ему соответствующую (Приложение, слайд 4).
Например: внутри блока Процесс записывают вычислительное действие, например, операцию присваивания: a = 10*b + c. Этому блоку соответствует команда LET.
3. Изучение нового материала
А теперь вспомните, пожалуйста, картину
В.Васнецова «Витязь на распутье» (Приложение,
слайд 5). Давайте опишем эту картину. Скажите, с
точки зрения алгоритмизации, что написано на
камне? (Это ветвление в полной форме: если
витязь пойдет направо, то останется жив, иначе
погибнет)
В жизни часто приходится принимать решения в
зависимости от сложившейся ситуации.
Форма организации действий, при которой в
зависимости от выполнения некоторого условия
совершается одна или другая последовательность
действий, называется ВЕТВЛЕНИЕМ (Приложение,
слайд 6).
Учащиеся работают с тетрадью, зарисовывают блок-схему и ее реализацию на языке Бейсик (Приложение, слайд 7).
Преподаватель обращает внимание, что при записи ветвлений необходим указатель конца ветвления, отделяющий ветвление от остальной части алгоритма.
Для первичного закрепления новых понятий предлагается устно выполнить задание (Приложение, слайд 8):
Далее учащимся предлагается познакомиться с организацией неполного ветвления и назначением команды GOTO N (Приложение, слайд 10).
4. Закрепление изученного материала
Разбираем задачи устно:
Какое значение напечатает ЭВМ, выполнив
эту программу при x=5? (Приложение,
слайд 11).
|
Даны два числа X и Y. Что получится после
выполнения программы? (Приложение,
слайд 12)
|
Оформляем в тетради:
За одну смену первый маляр покрасил a (м2) поверхности, а второй b (м2), причем b< a. Если разность a - b<=c, то оба маляра заканчивают работу, иначе второй маляр должен продолжать работу до тех пор, пока площадь окрашенной им поверхности не станет такой же, как у первого маляра, т.е. a (м2) . Составить алгоритм для расчета площади поверхности, окрашенной двумя малярами (Приложение, слайд 13).
(Приложение, слайд 14)
Преподаватель контролирует последовательность этапов решения задачи, при возникновении затруднений у учащихся в процессе отладки программы, назначаются консультанты (те, кто уже выполнил этот этап работы)
Обобщаем полученные знания с помощью компьютерного теста.
5. Итоги урока. Домашнее задание (разноуровневое)
Карточка учета работы на уроке
Фамилия___________________________
№ | Этапы работы на уроке | Балл |
1 | Устный опрос (+ 1 балл за каждый правильный ответ) | |
2 | Составление блок-схемы (1 балл) | |
3 | Отладка программы (+2 балла – самостоятельно, – 1 балл – помощь консультанта) |
|
4 | Оформление таблицы результатов (1 балл) | |
5 | Компьютерный тест (+ 1 балл за каждый правильный ответ) | |
ИТОГО: | ||
ОЦЕНКА: | ||
Критерии оценки: «5» – 14 и выше
баллов |