Цели:
- систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космос;
- способствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор детей;
- развивать память, внимание, стремление узнать новое.
Методы, применяемые на занятии:
- видеометод (на протяжении всего мероприятия);
- словесный;
- практический;
- проблемно-поисковый (сбор материала);
- самоконтроль и взаимоконтроль (закрепление изученного).
Формы работы:
- фронтальная;
- Индивидуальная.
Оборудование:
- Компьютер;
- Экран;
- Проектор;
- Доклады учащихся.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Работа по теме
12 апреля день авиации и космонавтики.
1-й ученик.
Опять звезда зажглась вдали.
Летит наш новый спутник рядом
С шероховатою громадой
Плывущей в космосе Земли.
И то, что он во мгле горит,
И шлет веселые сигналы,
О межпланетной, небывалой,
Грядущей эре говорит.
Открылся в будущее путь
И мы смогли за годы эти
Построить счастье на планете
И дальше в небеса шагнуть.
Учитель: Ребята, отгадайте загадку: “Рассыпался горох на тысячу дорог”. (Звёздное небо.)
Каждый раз, выходя на улицу вечером, мы устремляем свой взгляд на звёзды. Сколько интересного они хранят. Как хочется оторваться от земли и пуститься в путешествие к далёким планетам и да же может встретить обитателей других планет.
2-й ученик.
Вселенная.
- Вселенная – это необъятный мир за пределами Земли.
- Вселенная образовалась в результате так называемого Большого взрыва 15 млрд. лет назад.
- Из материи, которая понемногу охлаждалась, образовались планеты, звёзды, галактики, кометы и другие небесные тела.
3-й ученик.
Галактики.
- Галактики – это гигантские скопления звёзд, газа и пыли, удерживаемые вместе силой притяжения.
- Галактики вращаются вокруг центральной точки.
- Во вселенной миллиарды галактик и в каждой от одного до десятков миллиардов звёзд.
- Галактики располагаются группами, образуя скопления из сотен и тысяч галактик.
4-й ученик.
Звёзды.
- Звёзды, сияющие в ночном небе – тела из раскалённого газа.
- Звёзды изучают яркий свет, потому что их температура достигает 10 млн. градусов.
- Цвет звёзд зависит от их величины и температуры. Самые большие и горячие излучают голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми или красноватыми.
- Яркость звёзд зависит от удаленности её от Земли, чем ближе к нам звезда, тем ярче она кажется.
5-й ученик.
Кометы.
- Кометы – это небольшие космические тела, состоящие изо льда, пыли и камней.
- Они обращаются вокруг Солнца по сильно вытянутым эллиптическим орбитам.
- Проходя вблизи Солнца, комета теряет в сутки один см толщины своей оболочки.
- Любой комете со временем суждено исчезнуть.
6-й ученик.
Солнце.
- Солнце – это звезда, самая близкая к Земле.
- Солнце – это гигантский шар из раскалённых газов.
- Солнце это центр Солнечной системы, частью которой является и Земля.
- Солнце образовалось около 5 млрд. лет назад. И ещё столько же лет будет светить.
- Солнце вращается вокруг своей оси.
7-й ученик.
Планеты.
- Вокруг Солнца движутся 9 планет с 68 спутниками, миллиарды астероидов, метеоритов и комет, а также огромное количество пыли и газа.
- Вокруг Солнца движутся девять больших планет.
- Каждая планета движется по своему пути – орбите, вокруг Солнца.
- Солнце вместе с большими и маленькими планетами составляет Солнечную систему.
- Люди живут только на Земле, на других планетах нет живых существ.
- Космонавты на другие планеты не летали. Их изучение ведётся с помощью автоматических межпланетных станций.
8-й ученик.
Луна.
- Луна – не звезда и не планета, большой каменный шар, в несколько раз меньше Земли.
- Она спутник Земли, самое близкое к Земле небесное тело.
- На Луне нет ни воды, ни воздуха. На Луне нельзя жить.
- На поверхности Луны днём бывает – жара до 130 градусов, а ночью – мороз до 170 градусов.
- Луна движется вокруг Земли и обходит ее за месяц.
Интерес к космосу.
Учитель: После того как человек изобрел самолет и завоевал небо, людям захотелось подняться еще выше.
1-й ученик. Одним из первых о полете в космос задумался русский ученый Константин
Эдуардович Циолковский.
Судьба и жизнь Циолковского необычны и интересны. Первая половина детства у
Кости Циолковского была обычной, как у всех детей. Уже находясь в преклонном
возрасте, Константин Эдуардович вспоминал, как ему нравилось лазить по деревьям,
забираться на крыши домов, прыгать с большой высоты, чтобы испытать чувство
свободного падения. Второе детство началось, когда заболев скарлатиной, почти
полностью потерял слух. Глухота причиняла мальчику не только бытовые неудобства
и моральные страдания. Она грозила замедлить его физическое и умственное
развитие.
Он мечтает о космических путешествиях. Запоем читает книги по физике, химии,
астрономии, математике. Понимая, что его способного, но глухого сына не примут
ни в одно учебное заведение, отец решает отправить шестнадцатилетнего Костю в
Москву для самообразования. Костя в Москве снимает угол и с утра до вечера сидит
в бесплатных библиотеках. Отец ежемесячно присылает ему 15–20 рублей, Костя же,
питаясь черным хлебом и запивая его чаем, тратит в месяц на еду 90 копеек! На
остальные деньги покупает реторты, книги, реактивы. Последующие годы также были
нелегкими. Он много натерпелся от чиновничьего равнодушия к его трудам и
проектам. Болел, падал духом, но вновь собирался, производил расчеты, писал
книги.
Теперь мы уже знаем, что Константин Эдуардович Циолковский – гордость России,
один из отцов космонавтики, великий ученый. И с удивлением многие из нас узнают,
что великий ученый не учился в школе, не имел никаких научных степеней,
последние годы жил в Калуге в обыкновенном деревянном доме и уже ничего не
слыша, но во всем мире теперь признан гением тот, кто первым начертал для
человечества путь к иным мирам и звездам:
2-й ученик. Идеи Циолковского были развиты Фридрихом Артуровичем Цандером – советский ученый и изобретатель в области теории межпланетных полетов, реактивных двигателей.
3-й ученик. Юрий Васильевич Кондратюк – предложил при полетах к другим планетам выводить корабль на орбиту его искусственного спутника. Для посадки человека на другую планету и возвращения на корабль применить небольшой взлетно-посадочный корабль
4-й ученик. Все самые заветные мечты основоположников космонавтики воплотил Сергей Павлович Королев Российский учёный и конструктор, академик, дважды Герой Социалистического труда. Под его руководством созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, космические корабли “Восток”, “Восход”, на которых впервые в истории совершены космический полёт человека и выход человека в космос.
5-й ученик. 4 октября 1957 года стал знаменательной датой. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Началась космическая эра. Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик – диаметром 58 см, весом – 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. Скорость спутника составляла 28800 км/ч. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за сутки полета совершил 15 оборотов. Сейчас на земной орбите находится множество спутников. Одни используются для телерадиосвязи, другие являются научными лабораториями.
6-й ученик. Перед учеными стояла задача – вывести на орбиту живое существо.
Учёные хотели знать, с чем столкнётся человек в космосе.
Первыми “космонавтами” – разведчиками стали мыши, кролики, насекомые и даже
микробы.
Первая маленькая мышка – “космонавт” пробыла над Землёй почти целые сутки.
Но тогда ещё учёные не умели возвращать космические корабли на Землю.
Собаки в космосе.
7-й ученик. И дорогу в космос для человека проложили собаки. Испытания на животных начались еще в 1949 году. Первых “космонавтов” набирали в : подворотнях – первый отряд собак. Всего отловили 32 собачек.
Первая собака, отправленная в космос была Лайка. 3 ноября 1957 года на Лайку надели специальный скафандр, для неё построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. Было рассчитано, что собака проживет на борту неделю. Именно на этот срок и были предусмотрены запасы пищи и кислорода. А чтобы животное не мучилось после того, как воздух закончится, конструкторы придумали шприц, с помощью которого будет сделан усыпляющий укол. Но в невесомости собак прожила всего несколько часов, корабль сильно нагрелся, и Лайка погибла от жары.
19 августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. Собаки прошли все виды испытаний. Они могут довольно длительно находиться в кабине без движения, могут переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугаются слухов, умеют сидеть в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания и т.д.
По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла.
Белка и Стрелка стали всеобщими любимицами. Их возили по детским садам, школам, детским домам. Журналистам давали возможность собачек погладить, но предупреждали: как бы ненароком не цапнули.
20 августа было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат и на землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка.
Ученый продолжали исследования и наблюдения за собаками и на Земле. Предстояло выяснить, повлиял ли полет в космос на генетику животного. Стрелка дважды приносила здоровое потомство, милых щенят, которых мечтал бы приобрести каждый. Но все щенки были на учете, и за каждого персонально отвечали.
9 марта 1961 года в космос ушла Чернушка. Собаке предстояло совершить один виток вокруг Земли и вернуться – точная модель полета человека. Все прошло гладко.
25 марта 1961 года стартовала Звездочка. И ей предстояло выполнить один оборот и приземлиться. Полет закончился удачно. Собачки свое отработали. Больше им в космос подняться было не суждено.
Обезьяны в космосе.
8-й ученик. В 1969 году американцы запустили свой первый биологический спутник с
обезьяной Бони. Но к сожалению, на пятые сутки полёта приборы зафиксировали у
Бони резкое падение температуры. Животное вернули на Землю, но спасти ее не
удалось.
7 января 1997 года завершился полёт спутника “Бион – 11”. В течении 14 суток в
космосе находились две обезьяны Крош и Мультик. По заключению специалистов, все
эксперименты прошли успешно.
Био-объекты вернулись на землю и сегодня ученые ведут обработку полученной
информации.
Юрий Гагарин.
9-й ученик. Родился в небольшом городке Гжатске в 1934 году. Рос подвижным любознательным
мальчиком, с детства мастерил самолётики.
Увлечение небом привело в Военное Авиационное училище в Оринбурге.
В 1960 году начал готовиться к полёту в космос.
12 апреля 1961 года космический корабль “Восток” был запущен с космодрома
Байконур.
Облетел вокруг Земли один раз за 108 минут.
Этот полёт доказал, что человек может подняться в космос, и невредимым вернуться
на Землю.
Покорение космоса.
10-й ученик. После Гагарина в космос летали сотни людей.
В 1965 году Советский космонавт Алексей Леонов первым вышел в открытый космос
В 1969 году американец Нейл Армстронг впервые ступил на Луну.
Американцы высаживались на Луну ещё пять раз, они сделали много ценных
наблюдений.
Герман Титов провёл на орбите сутки.
Первая женщина космонавт – Валентина Терешкова.
11-й ученик. Титов Герман Степанович родился 11 сентября 1935, российский космонавт.
Летчик-космонавт СССР, генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза
(1961).
В первом отряде космонавтов СССР Герман Титов был одним из лучших и был назначен
дублером Ю. А. Гагарина, на время подготовки к первому в истории космическому
полету 12 апреля 1961 года. В августе 1961 года Герман Титов совершил
космический полет на “Востоке-2”, продолжавшийся 25 часов. Позднее ушел из
отряда космонавтов, работал летчиком-испытателем. Трагически погиб в 2000 году.
12-й ученик. Леонов Алексей Архипович родился 30 мая 1934, российский космонавт, летчик-космонавт СССР , генерал-майор авиации , дважды Герой Советского Союза. Полет на “Восходе-2” с первым в истории выходом в космос (март 1965).
13-й ученик. Терешкова Валентина Владимировна родилась. 1937, российский космонавт. Летчик-космонавт СССР , первая в мире женщина-космонавт, кандидат технических наук, полковник , общественный деятель, Герой Советского Союза . Полет на “Востоке-6” (июнь 1963). Председатель Комитета советских женщин . С 1994 руководитель Российского центра международного научного и культурного сотрудничества.
14-й ученик. Николаев Андриан Григорьевич (1929–2004), российский космонавт, летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации , кандидат технических наук, дважды Герой Советского Союза. Полеты на “Востоке-3” и “Союзе-9”.
15-й ученик. Соловьев Владимир Алексеевич (родился в 1946 году), российский космонавт. Летчик-космонавт СССР , дважды Герой Советского Союза. Полеты на “Союзе Т-10, -11” и орбитальной станции “Салют-7” , “Союзе Т-15”, орбитальной станции “Салют-7” и орбитальном комплексе “Мир”.
Савицкая Светлана Евгеньевна (родилась в 1948 году), российский космонавт, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, заслуженный мастер спорта. В 60–70-е гг. чемпионка и рекордсменка мира по самолетному и парашютному спорту. Полет на “Союзе Т-5, Т-7” и орбитальной станции “Салют-7” .
16-й ученик.
Особая профессия космонавт.
- Космонавт – это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.
- Начало этой профессии было положено полётом первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина.
- Космонавт – это исследователь. Каждый день на орбите – это экспериментальная работа в космической лаборатории.
- Космонавт выполняет роль биолога, проводя наблюдения за живыми организмами.
- Космонавт – медик, когда участвуют в медицинских исследованиях здоровья членов экипажа.
- Космонавт– это строитель, монтажник.
3. Итог занятия.
– О чем мы с вами сегодня говорили?
– Что нового услышали и узнали?