Тема урока: О чем могут рассказать древнегреческие вазы.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Обучающая: сформировать у учащихся представление о древнегреческой вазописи и технологии росписи ваз.
Развивающая: развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся.
Воспитывающая: воспитание любви к искусству.
Задачи урока:
1. Знакомство с основными стилями древнегреческой вазописи и символическим значением древнегреческих орнаментов.
2. Углубление знаний о духовных особенностях культуры древнегреческого общества.
3. Создать условия для выбора “своего” стиля.
4. Знакомство с процессом росписи ваз.
5. Формирование умения росписи ваз.
6. Создание экспозиции для классного музея.
Структура урока:
1. Актуализация опорных знаний.
2. Изложение нового материала
3. Практическая работа, закрепление.
4. Подведение итогов.
Оборудование на уроке: компьютер, проектор, презентация по теме, принтер, рисунки типов греческих ваз, белая и цветная бумага А3 и А4, клей, черные маркеры, трафареты фигур, ножницы, магниты, надписи на доске: “Новая информация”, комплекты игры “Пазлы. Древнегреческая вазопись”, изготовленные учителем, 2 минутный видеоролик музейной выставки древнегреческих ваз, аудиомагнитофон, аудиозаписи греческой музыки.
Ход урока
Организация внимания
Учитель: Ребята! Поднимите, пожалуйста, руку те, кто хоть раз в жизни был на экскурсии в другом городе или стране…
И, конечно, знакомство с любой страной начинается с посещения ….? (Музеев и памятников). Что мы можем увидеть в музее? … (скульптуры, картины, ювелирные украшения, старинные книги и т.д.) То есть большую часть экспозиции музеев составляют предметы культуры и быта. Сейчас я назову несколько предметов из музея, и вы сразу догадаетесь, о какой стране пойдет речь на нашем уроке. Итак, амфора, шлем Александра Македонского, сборник мифов о Зевсе и других Олимпийских богах, статуя “Дискобол”… .
Конечно же, это Греция!
I. Познакомить учащихся с различными стилями росписи древнегреческих сосудов
Актуализация ранее изученного
Культура Древней Греции занимает важное место в истории мировой культуры. На достижения древнегреческой цивилизации опирались архитекторы, скульпторы, художники последующих эпох. В Древней Греции достигли высокого уровня литература, театр, архитектура, скульптура и живопись. Живопись дошла до нас, в основном, в виде вазописи, то есть росписи на вазах. Но даже эта часть позволяет нам судить о высочайшем уровне развития изобразительного искусства древних греков.
Сегодня мы с вами познакомимся с древнегреческой вазописью, тематикой и способами росписи ваз, а также попробуем расписать свои вазы, поставив себя на место древнегреческого художника соблюдая те приемы и правила, которые для древнегреческих мастеров являлись основополагающими.
1. Первые вазы были без украшений и рисунков. Но очень скоро на них появляются волнистые линии, геометрические фигуры, расположенные в определенном порядке образующие орнамент.
Учитель: Как вы думаете, почему человек начал украшать сосуды? (Стремление к красоте, свойственное человеку). Первый стиль древнегреческой вазописи получил название “геометрический”.
Cлайд 3
Его расцвет приходиться на 9-8 вв. до н. э., поверхность ваз была покрыта орнаментами в виде квадратов, треугольников, кубов, ромбов, зигзагов, крестов и “шашечных” узоров. В геометрическом стиле были расписаны ритуальные сосуды и траурные урны на могилах умерших.
2. На рубеже 8-7 вв. до н.э. в городе Коринфе возникает особый стиль вазописи “ковровый или ориентализирующий”.
Cлайд 4
Учитель: С какой частью света у вас ассоциируется слово “ковёр”: север, юг, запад или восток? (Конечно же, восток, и сейчас восточные ковры являются образцами для подражания во всем мире). Этот стиль вобрал в себя восточные мотивы. По сосудам протягиваются целые ленты реальных и фантастических животных. Роспись заполняет весь сосуд, как бы покрывая его ковром. Недаром и стиль этот назвали “ковровым”. На вазах видны силуэты львов, пантер, сфинксов, пальмовых листьев и цветов лотоса.
Учитель: О культурных и экономических контактах с какой страной свидетельствуют изображения сфинксов на вазах? (С Египтом)
3. В 6 веке до н.э. в Афинах получил распространение чернофигурный стиль.
Учитель: Как вы думаете, что означает это название? (Черная фигура)
Cлайд 5
Сначала художник процарапывал контуры фигур на вазе, затем заливал их черным лаком, по которому потом резцом прорабатывал детали. В основу этого стиля положен простой контраст между темным силуэтом фигур и светлым фоном
Из декора убирается все пестрое лишнее (узоры). Главный интерес сосредоточен теперь на человеческой фигуре, на событии.
Чаще всего вазовые рисунки рассказывают о богах, героях мифов, чудесных приключениях. Любимым героем чернофигурного стиля был бог виноделия.
Учитель: Как его звали? (Дионис)
Особенностью этого стиля является и обилие надписей на вазах.
Учитель: Что по вашему там могло быть написано? (имена действующих лиц, слова, ими произносимые, имя художника, расписавшего вазу). А позднее даже появился обычай воздавать хвалу красивым юношам афинского аристократического общества. Например: “такой-то юноша красив”.
4. Примерно в 530-е годы до н.э. афинские мастера создали краснофигурный стиль.
Учитель: Что означает это название? (Красная фигура)
Cлайд 6
Вся поверхность вазы, кроме самого рисунка, покрывалась черным лаком. А фигура имела красновато-оранжевый цвет глины, из которой был сделан сосуд.
Особенности.
- Сначала основными темами краснофигурного стиля оставались мифологические сюжеты, но вскоре на первый план выходит человек – простой смертный.
- Фигуры становятся объемными.
- Сцены становятся более сложными и динамичными (например сцена борьбы, похищение или гибель персонажей).
- В роспись был веден пейзаж: деревья, каменистая почва, архитектурные сооружения.
Учитель: О чем свидетельствуют все эти изменения? (Картина становится более реалистичной)
- Афинский мастер Аполлодор первым начал передавать тени.
- Еще более модными становятся надписи любимцам, например: “красивому Леагру”.
- Кроме надписи своего имени, авторы сосудов добавляют всякого рода замечания, относящиеся к соперникам. Например, надпись на амфоре Евтимида: “Евтимид нарисовал, как никогда бы не сумел Евфроний”.
А теперь давайте проверим, как вы поняли мой рассказ и определим к какому стилю относятся эти сосуды.
Ковровый и краснофигурный. Cлайд 7
Краснофигурный и геометрический. Cлайд 8
II. Символическое значение древнегреческих орнаментов.
А сейчас мы посмотрим наиболее распространенные орнаменты древнегреческих ваз.
1. Ножку амфоры обычно покрывал зубчатый орнамент. Он называется “реверсо”. Он использовался уже в эпоху палеолита и являлся знаком воды или солнечного луча.
Cлайд 10
2. Меандр - так еще называлась и река во Фракии. Река сильно петляет, по легенде по сходству с рекой назван орнамент. По представлениям древних греков, весь обитаемый мир омывается огромной рекой-Океаном. А амфора – это мир, вокруг которого течет река-океан, олицетворенная меандром. Часто этот орнамент греки изображали на горлышке сосуда, либо обрамляли им туловище.
Учитель: Как вы думаете, почему?
Cлайд 11
3. Волна.
Cлайд 13
4. Бутон лотоса.
Cлайд 14
5. Пальметта – стилизованное изображение пальмового листа. Этот орнамент был заимствован греками из шумерского орнамента, который олицетворял в Шумере, в Передней Азии, огненную богиню Иштар. Греки отождествили богиню Иштар с Афродитой, и “пальметта” стала знаком мира и любви.
Cлайд 15
Какие прекрасные вазы создавались с помощью этих орнаментов!
Cлайд 16, 17
Игра “Пазлы”Учитель: А сейчас представим, что мы с вами археологи и нашли древнегреческую мастерскую по росписи ваз. Но практически все они представляют сейчас груду черепков, которые нам предстоит правильно собрать, чтобы восстановить прекрасные вазы и определить к какому стилю они относятся. Посмотрим кто это сделает быстрее и правильнее (группы учеников собирают розданные им части ваз, сложенные в файлах, в единое целое).
III. Знакомство с процессом росписи ваз.
- А теперь давайте попробуем поставить себя на место вазописца из древних Афин и расписать свою вазу. Но, учитывая крайне ограниченное время урока каждую вазу будет расписывать группа из трех человек. (На каждой парте у вас есть) контур вазы на листке. Вы должны будете по пунктирной линии разрезать его на три части: горлышко, “туловище” и ножку. Каждый из вас распишет одну часть. Но предварительно договоритесь в каком стиле вы будете расписывать свою вазу. Туловище обычно украшали картиной, а горлышко и ножку орнаментом.
- В своей работе вы можете использовать предложенные трафареты фигур (с обратной стороны указано, кто там изображен)
- У каждого из вас есть черный маркер. Давайте представим себе, что это кисть с черным лаком. Этой кистью вы закрасите определенные части вазы.
- После этого на белом листе бумаги А3 соедините три раскрашенные части в единую вазу и приклеите на этот лист.
- А чтобы мы смогли представить наибольшее количество различных ваз, каждая парта получит свою тему для росписи, а стиль, в котором ваза будет расписана ваша группа выберет сама.
Темы: Награда победителю Олимпийских игр (амфора) - 1 ряд
Ритуальная ваза (лекиф - ритуальный сосуд) – 2 ряд
Подарок сыну знатного аристократа (кратер для смешивания воды и вина) – 3 ряд
V. Создание и анализ классного музея.
Попробуем обобщить, вспомнить то, что вы узнали сегодня.
Крупнейшие музеи мира гордятся своими коллекциями древнегреческих ваз. Им посвящают целые залы. (1-2 мин, ролик из музея)
Давайте и мы создадим свой зал вазописи. Сейчас представитель от каждой парты с помощью магнитов прикрепит ваши вазы на доску и мы вместе посмотрим, что у нас получилось.
(Ученики крепят рисунки на доску с помощью магнитов)
Учитель: Мы с вами узнали сегодня много нового и интересного, соприкоснулись с прекрасным, и я надеюсь, что вы не остались равнодушными к теме урока.
Попытайтесь дома создать свой вариант росписи вазы. Самые лучшие работы мы разместим в школьном музее.
Оформление доски
Новая информация Вазопись – это роспись на вазах. Стили древнегреческой вазописи: 1. Геометрический – 9-8 вв. до н.э. 2. Ковровый - 7 в. до н.э. 3. Чернофигурный – н. 6 в. до н.э. 4. Краснофигурный стиль – около 530 г. до н.э |
Экран для проектора |
Классный музей Рисунки детей, созданные на уроке |