Цели:
- закрепить понятие “алфавитный порядок”;
- упражнять учащихся в правописании имен собственных;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, сообразительность;
- воспитывать чувство уважения к труду людей разных профессий.
Оборудование: Презентация, компьютер, проектор, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Сегодня мы с вами отправляемся в Страну Заглавных букв. Вспомните, когда мы с вами впервые познакомились с большой буквы и что о ней узнали?
ІІ. Минутка чистописания.
– Посмотрите на доску и скажите, что нужно сделать, чтобы получилась понятная фраза?
Слайд 1.
СТРАНАЗАГЛАВНЫХБУКВ
– Нужно разделить на слова.
– Запишите. О чем надо помнить?
– Начало пишу с большой буквы, в конце ставлю точку.
IIІ. Упражнения.
– Прочитайте стихотворение Измайлова и подумайте, в каких строчках, на ваш взгляд, заключена главная мысль.
Слайд 2.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!– Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
– Вот сегодня на уроке и подведем итог тому, что же пишется с большой буквы и почему. Давайте по порядку. Найдите и прочитайте еще раз то, что мы обязаны замечать всегда.
Задание 1. Прочитайте имена.
Слайд 3.
М | ила |
|
ома |
|
адя |
|
да |
|
ена |
иля | има | юра | ся | еня | |||||
аша | оля | еля | ля | ина | |||||
аня | аня | ина | ня | ида |
– Запишите только те имена, которые вы встретили впервые.
Задание 2. Запишите имя, образуйте от имени отчество и фамилию и запишите их рядом. (Работа по рядам.)
Михаил, Денис, Сергей
Образец выполнения:
Михаил Михайлович Михайлов
Денис Денисович Денисов
Сергей Сергеевич Сергеев
Задание 3. Вспомните былину о богатыре Илье Муромце
Слайд 4.
А задумывались ли вы над тем, Муромец – это фамилия или отчество?
В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьеву приближается…
– Как же звать героя по имени – отчеству? Запишите.
– Илья Иванович Муромец
Слайд 5.
Задание 4.
Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали жеребенка.
А еще была у них
Курица Буренка,
А еще у них была
Собачонка Мурка,
А еще – два козла –
Сивка да Бурка.
– Что заставило вас улыбаться?
– Как смешно назывались животные. Поэт перепутал все клички.
– Давайте наведем порядок и запишем правильно. Дети выполняют задание.
Вопросы к заданию:
- Почему только кошке можно дать кличку Мурка?
- Кого называют Буренкой?
- Любую ли корову можно называть так?
IV. Словарная работа.
– Прочитайте и назовите только те слова, которые можно писать как с маленькой, так и с большой буквы.
Слайд 6.
Ваня. Пенал. Собака. Петров. Ученик. Барсик. Сосновка. Море. Москва. Одежда.
Каждое названное слово сначала прочитывается орфографически, затем орфоэпически, потом стирается. В результате остаются слова: Ваня. Петров. Барсик. Сосновка. Москва.
– Что вы можете сказать об оставшихся словах?
– Эти все слова – имена собственные. Они всегда пишутся с большой буквы.
– А о чем вам говорят вот эти слова: Москва, Сосновка?
– Эти слова обозначают географические названия, которые всегда пишем с
большой буквы.
V. Письмо под диктовку.
Дядя Федор и Матроскин жили в деревне Простоквашино.
Физкультминутка.
VІ. Актуализация знаний.
Отгадайте загадку:
33 родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся… (алфавит).
– Запишите отгадку, поставьте ударение, запомните написание и произношение
этого слова.
– Из чего состоит алфавит? (Из букв).
– Повторим хором алфавит.
– А зачем нам нужно знать алфавит? Где используются эти знания?
VІІ. Постановка учебной задачи. Работа в группах.
Помогите учителю заполнить классный журнал нашего класса(1 группа), библиотекарю расставить карточки с фамилиями писателей(2 группа), а почтальону разнести письма по улицам (3 группа). Все списки должны быть составлены в алфавитном порядке. Заполните таблицу(дети получают карточки с заданиями)
1-я группа.
Петров, Егорова, Пинчукова , Шакирова, Заведеева, Воробьев, Семенов, Кулькова, Губенко, Макаров.
№ | Фамилия ученика | |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 |
2-я группа.
Пушкин, Паустовский, Драгунский, Чуковский, Диккенс, Цыферов, Остер, Мориц, Заходер, Лермонтов.
№ | Фамилия писателя | |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 |
3-я группа.
Полевая, Молодежная, Чкалова, Садовая, Матросова, Луговая, Октябрьская, Майская, Красная, Пионерская.
№ | Название улицы | |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 |
VІІІ. Проверка.
Слайды 7, 8, 9.
(Учащиеся в группах заполняют таблицу, а затем каждая группа сверяется с модельным ответом, который появляется на экране.)
IX. Рефлексия деятельности.
Рефлексия 1.
Что я узнал на уроке? (Выберите ответ, обоснуйте.)
- нужного;
- интересного;
- полезного.
Рефлексия 2.
Сегодня на уроке я (мне):
- научился…
- понял…
- было интересно…
- было трудно…
Рефлексия 3.
Своей работой я:
- доволен потому что …
- не совсем доволен из-за того, что…
- не доволен, потому что …
Спасибо всем за урок!
X. Домашнее задание
Упр.150 (легкое) или 160 (чуть сложнее).