Цель: формирование умения решать задачи на равномерное движение в противоположных направлениях.
Задачи:
- Выявить умение анализировать и решать задачи на пропорциональную зависимость величин: скорость движения, время, расстояние.
- Формировать структуру мыслительной деятельности при решении задач: полноту восприятие задачи, регуляционный блок.
- Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, любовь к предмету.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Учитель приветствует детей. Проверяет их готовность к уроку. Дети оформляют запись в тетрадях, записывают число, классная работа.
Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
2. Постановка темы урока.
Чтобы определить тему нашего урока, разгадайте слова, зашифрованные на доске. Если правильно выполним задание, то мы узнаем тему сегодняшнего урока. Давайте разгадаем слова, зашифрованные на доске.
З | А | Д | А | Ч | И | Н | А | Д | В | И | Ж | Е | Н | И | Е | ||
0 | 306 | 8 | 306 | 1400 | 90 | 10 | 306 | 8 | 265 | 90 | 903 | 27 | 10 | 90 | 27 |
(611+ 29): 80-Д | (675 - 45):7-И | 1000: 2: 50 – Н |
(420 + 280)× 2-Ч | 66 – 199 – В | 125 × 5 × 0 – З |
400: 50 + 298 – А | 563 + 340 -Ж, |
Посмотрите на доску, прочитайте, что у нас получилось, и попытайтесь нам сказать тему урока. Сегодня на уроке мы будем тренироваться в решении задач на равномерное движение в противоположных направлениях.
3. Работа по теме урока.
1. Составление и решение задачи.
Посмотрите на доску и попробуйте составить задачу по этим данным.
На доске картинки (Приложение 1).
-О чем будем составлять задачу?
-Чему равна скорость самолёта?
- Транспортный самолёт работает на скоростях, близких к скорости 1000 км/ч. Но есть и сверхзвуковые самолёты. Это ТУ-144 и англо-французский «Конкорд»
-Чему равна скорость вертолёта?
Из аэропорта одновременно в противоположных направлениях вылетели самолёт и вертолёт. Скорость самолёта 900 км/ ч, скорость вертолёта 200 км/ ч. Каково будет расстояние между ними через 2 часа?
(Один ученик составляет чертёж на доске.)
- Одинаковое расстояние пролетел самолёт и вертолёт? Почему?
- Что такое скорость движения?
- Каков вопрос задачи?
- Кто попробует объяснить решение задачи?
А теперь запишем решение с помощью выражения.
(200 + 900) × 2 = 2200 (км/ч)
200 × 2 + 900 × 2 = 2200 (км/ч)
-Сравните полученные результаты. Какой вывод можно сделать?
(Задачу можно решить любым способом.)
- Какую величину мы находили? (расстояние)
-Найдите на доске формулу расстояния (S = V × t).
2. Самостоятельное решение задачи.
От пристани в 7 часов одновременно в противоположных направлениях отплыли катер и моторная лодка. Катер шёл со скоростью 19 км/ ч. С какой скоростью плыла моторная лодка, если расстояние между ними в 24 ч этого же дня стало 510 км?
3. Тестирование.
Я читаю задачи, а все должны подчеркнуть правильный ответ.
№ 1. Из города одновременно в противоположных направлениях выехали две машины. Скорость первой машины 60 км/ ч, а скорость второй на 20 км/ ч больше. Какое расстояние будет между ними через 5 часов?
№ 2. Из одного посёлка в противоположных направлениях выехали велосипедист и мотоциклист. Через 2 часа расстояние между ними было 130 км. С какой скоростью ехал велосипедист, если мотоциклист ехал со скоростью 50 км/ ч?
№ 3. С железнодорожной станции одновременно в противоположных направлениях вышли два поезда. Скоростью пассажирского поезда 80 км/ ч, скорость товарного 60 км/ ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 420 км?
№ 1 | а) 800 км | б) 700 км | в) 400 км |
№ 2 | а) 10 км/ ч | б) 15 км/ ч | в) 8 км/ ч |
№ 3 | а) 3 ч | б) 4 ч | в) 10 ч |
4. Решение уравнения.
- Посмотрите на доску. Что это за математическое выражение?
192 = 48 × t
- Что нам нужно найти?
- Какие величины известны?
- Чему равно расстояние?
- Чему равна скорость?
(Дети составляют задачу по данному уравнению).
Скорость машины 40 км/ ч. Сколько времени ей потребуется, чтобы проехать 360 км.
- Запишите уравнение в тетрадь и решите его.
4. ИТОГ УРОКА.
- Какие задачи решали сегодня на уроке?
- Что общего было в задачах?
- Какие формулы помогают вам решить задачи на движение?