Пояснительная записка
Социальные потрясения вызвали разрушение существующих ценностей, вызвали в обществе глубокий духовный кризис. Заметно снизился интерес к героическим страницам истории, её культурным достижениям и корням. Поэтому возращение забытых традиций, гражданско-патриотическое воспитание стало центральной идеей воспитания учащихся в рамках музейной педагогики.
Создание данной программы продиктовано необходимостью максимально задействовать воспитательные резервы музея для самореализации личности, развития её патриотичных чувств и активной гражданской позиции. Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определённость системы нравственного воспитания.
Программа должна познакомить обучающихся (актив музея, членов кружка) с основами музееведения, поисковой, фондовой, экспозиционной деятельности, с историей и культурой родного края. Основной акцент в данном плане делается на специфику школьного музея, как на ближайший очаг культуры для школьников СОШ № 2, дает возможность держать связь с воспитательной системой школы.
Цель: обеспечение условий для формирования мотиваций личности к познанию истории родного края, истории школы, развития творческих и интеллектуальных способностей в различных видах музейной деятельности.
Задачи:
- способствовать развитию патриотических чувств личности, чувства сопричастности к судьбе страны, малой родины;
- средствами музейной педагогики формировать активную жизненную позицию;
- создать условия для самореализации личности, реализации её творческих потенциалов;
- способствовать формированию лучших нравственных качеств личности;
- воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии;
Программа опирается на современные образовательные технологии:
- формирование приёмов учебной работы;
- учебно-игровой деятельности;
- коммуникативно-диалоговой деятельности;
- модульной;
- проектной деятельности.
Принципы построения программы:
- принцип деятельностного практико-ориентированного подхода, позволяющий максимально реализовать творческий и исследовательский потенциал личности, поддерживать процессы саморазвития, самоорганизации, самоконтроля и в конечном итоге самоактуализации личности;
- принцип непрерывности: ни один проект, ни одно дело не считается завершенным, пока не исчерпан весь его внутренний ресурс, поэтому возможна неоднократная разработка данной темы с выделением новых проблем;
- принцип системности и последовательности усвоения новых умений, навыков работы с информацией;
- принцип педагогической поддержки: создание комфортной среды для проявления и реализации творческого потенциала учащихся, помощи в решении их индивидуальных проблем;
- принцип научности: способствует формированию научного мировоззрения через системную исследовательскую работу с документами и музейными предметами, Интернет – сайтам;
- принцип комплексности: работа над темой требует одновременного применения знаний из многих областей, умение видеть перспективу и возможные практические выходы;
- принцип сотрудничества: реализуется через постоянное взаимодействие учитель – ученик – родитель – представитель общественности (ветераны, жители села, района, педагоги школы);
- принцип самоуправления и самодеятельности: выражается в активной деятельности Совета музея и Актива музея;
- принцип толерантности.
Данная программа рассчитана на детей 11-17-летнего возраста.
Программа рассчитана на работу с Активом музея, который состоит из нескольких групп.
Состав группы: группа состоит из 15 человек. Внутри группы происходит распределение обязанностей по интересам:
- актив музея,
- экскурсоводы,
- группа «Поиск»,
- летописцы,
- оформители,
- архивист,
- сценарист.
Формы работы:
- теоретические и практические знания;
- самостоятельная работа по первоисточникам, документам, с дополнительной литературой;
- походы, экскурсии;
- практическая работа;
- Съёмка на видеокамеру и цифровой фотоаппарат;
Условия реализации и пути решения идей:
- технические средства (фотоаппарат, компьютер, ксерокс, диктофон, видео-, аудио магнитофоны);
- активное участие администрации и педагогического коллектива;
- помещение и оборудование, обеспечивающие сохранность музейных предметов и условия их показа.
Обучающиеся, активисты школьного музея должны знать:
- особенности работы школьного музея;
- систему музейного фонда;
- методику сбора материала.
Получить навыки:
- поисковой работы
- самостоятельной работы с литературой, статьями из СМИ, краеведческими источниками.
Уметь:
- оформить результаты поисковой работы в виде отчета, доклада, картотеки, альбома, папки и т.д.
- представить собранный материал в виде экспозиции, выставки.
- подготовить и провести экскурсию, беседу, лекцию по созданной экспозиции, теме выставки.
- брать и дать интервью по интересующим темам.
Главная цель работы музея - достойно вести летопись школы!
Реализация программы:– 1 год (34ч) – 1 час в неделю.
Содержание курса
№ п/п | Темы | Кол-во часов (всего) | Кол-во часов | |
теория | практика | |||
1 | Вводная беседа. Организация музейного дела. | 1 | 1 | - |
2 | Знакомство с организацией и содержанием музея школы. | 1 | - | 1 |
3 | Фонды музея. Учет и хранение фондов. | 1 | 1 | - |
4 | Подготовка музейной экскурсии. | 1 | - | 1 |
5 | Отбор экспонатов и работа над содержанием экскурсии. | 1 | - | 1 |
6 | Отработка и проведение экскурсий. | 3 | - | 3 |
7 | Летопись школьной жизни | 4 | - | 4 |
8 | Поисковая работа: «Учителя, вы в нашем сердце остаетесь навсегда». | 8 | 2 | 6 |
9 | Исследовательская работа «История школьных портфелей». | 3 | 1 | 2 |
10 | Обновление экспозиций музея «Ими гордится школа!» | 2 | - | 2 |
11 | Создание новой экспозиции: «О детских организациях». | 3 | 1 | 2 |
12 | Обновление экспозиции: «Руководители школы». | 3 | 1 | 2 |
13 | Пополнение сведений в «Книге Почёта». | 3 | 1 | 2 |
Всего | 34 |
1. Вопросы организации и деятельности школьного музея.
Поисково-исследовательская работа учащихся
Роль администрации и педагогического коллектива школы в создании и постоянном функционировании школьного музея. Наличие постоянного актива учащихся, ведущих под руководством педагогов поисково-исследовательскую работу и участвующих в комплектовании, учёте и хранении фондов, в пропаганде собранных материалов – одно из условий успешной деятельности школьного музея.
Совет музея и его структура. Участие в работе музея школьников различных возрастных групп – одно из условий обеспечения преемственности в работе музея.
Планирование поисковой работы. Формы и виды поисково-исследовательской работы учащихся. Работа в библиотеках, в музеях, в архивах. Переписка с краеведами, учёными, другими исследователями.
Встречи с людьми и. запись их рассказов. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов.
2. Основной и вспомогательный фонды музея
Основной фонд и его состав: подлинные письменные и печатные источники, фотографии, различные предметы.
Вспомогательный фонд и его состав: фото- и ксерокопии письменных и печатных материалов, копии художественных произведений, макеты, модели, таблицы, схемы и т. д.
Учёт и хранение фондов. Инвентарная книга. Научное определение и описание музейных материалов. Порядок приёма и выдачи музейных материалов.
3. Экспозиция школьного музея
Место и роль подлинных и научно-вспомогательных материалов в школьном музее.
Этапы создания музейной экспозиции: изучение и отбор материалов, принципы отбора; составление тематических планов; Разработка художественного решения музея; изготовление текстов, аннотаций, элементов оформления; оформление и монтаж экспонатов.
Постоянное пополнение и актуализация музейной экспозиции – важнейшее условие функционирования школьного музея. Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, передвижных выставок.
4. Использование технических средств в процессе организации и работы школьного музея
Виды технических средств: фотоаппарат, видеокамера, магнитофон, видеомагнитофон, диктофон, компьютер.
Видео-, фото-, фотодокументы.
Применение технических средств в процессе сбора и экспонирования музейных материалов.
5. Методика использования материалов школьного музея в учебной и внеклассной работе школы
Приёмы и методы использования материалов музея на уроке: рассказ учителя, беседа по материалам музея, сообщение учащегося и т. д.
Экскурсия как одна из основных форм работы музея. Экскурсии учебные и внеурочные, тематические и обзорные.
Музей и школьные традиции: открытие и закрытие выставок, дни памяти, встречи с гостями и т. д. Просветительская работа активистов школьного музея, членов лекторской группы. Работа в качестве экскурсовода, лектора.
Подготовка экскурсовода: выбор темы экскурсии; изучение различных источников информации, в том числе и экспонатов; подготовка текстов экскурсии; прослушивание, обсуждение и утверждение текста экскурсии. Маршрут экскурсии.
Отбор экспонатов. Использование различных методов и приёмов в ходе экскурсии.
Роль предметных метод. объединений, администрации школы в планировании работы музея. Включение её в общешкольный план.
Учащиеся должны знать понятия «экскурсия», «экскурсовод», правила подготовки к экскурсии, уметь подготовить экскурсию.
Ожидаемый результат:
- знакомство учащихся с материалом о своём родном крае;
- формирование умений, позволяющих им самостоятельно приобретать новую информацию, навыков исследовательской работы;
- развитие потребностей в здоровом образе жизни;
- пополнение школьного музея новыми сведениями, новыми экспонатами;
- приобретение учащимися навыков поведения, нравственного поведения в обществе.
Полученные знания, умения и навыки проверяются наблюдением за повседневным поведением учащихся в природе и обществе, тестированием, анкетированием. Применяются диагностические методики для изучения процесса и результатов развития личности учащихся. Свои знания учащиеся показывают на уроках, олимпиадах, в конкурсах, соревнованиях, проводимых экскурсиях.
Подведение итогов реализации данной программы происходит в форме участия в районных и областных конкурсах, написанием исследовательских работ.
Роль педагога (руководителя музея) определяется основными целями программы и ее спецификой и заключается в опосредованном воздействии на детей через систему консультаций.
Список литературы
- Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч: Методические рекомендации. – М., 1988.
- Васильева С. Модель деятельности школьного музея боевой славы. // Воспитание школьников.- 2006. №6.
- Смирнов С.И. Программа кружка «Мой край – мой эко-край».// Директор сельской школы. – 2005. - №1.