Программа кружка "Память"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Социальные потрясения вызвали разрушение существующих ценностей, вызвали в обществе глубокий духовный кризис. Заметно снизился интерес к героическим страницам истории, её культурным достижениям и корням. Поэтому возращение забытых традиций, гражданско-патриотическое воспитание стало центральной идеей воспитания учащихся в рамках музейной педагогики.

Создание данной программы продиктовано необходимостью максимально задействовать воспитательные резервы музея для самореализации личности, развития её патриотичных чувств и активной гражданской позиции. Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определённость системы нравственного воспитания.

Программа должна познакомить обучающихся (актив музея, членов кружка) с основами музееведения, поисковой, фондовой, экспозиционной деятельности, с историей и культурой родного края. Основной акцент в данном плане делается на специфику школьного музея, как на ближайший очаг культуры для школьников СОШ № 2, дает возможность держать связь с воспитательной системой школы.

Цель: обеспечение условий для формирования мотиваций личности к познанию истории родного края, истории школы, развития творческих и интеллектуальных способностей в различных видах музейной деятельности.

Задачи:

  1. способствовать развитию патриотических чувств личности, чувства сопричастности к судьбе страны, малой родины;
  2. средствами музейной педагогики формировать активную жизненную позицию;
  3. создать условия для самореализации личности, реализации её творческих потенциалов;
  4. способствовать формированию лучших нравственных качеств личности;
  5. воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии;

Программа опирается на современные образовательные технологии:

  • формирование приёмов учебной работы;
  • учебно-игровой деятельности;
  • коммуникативно-диалоговой деятельности;
  • модульной;
  • проектной деятельности.

Принципы построения программы:

  • принцип деятельностного практико-ориентированного подхода, позволяющий максимально реализовать творческий и исследовательский потенциал личности, поддерживать процессы саморазвития, самоорганизации, самоконтроля и в конечном итоге самоактуализации личности;
  • принцип непрерывности: ни один проект, ни одно дело не считается завершенным, пока не исчерпан весь его внутренний ресурс, поэтому возможна неоднократная разработка данной темы с выделением новых проблем;
  • принцип системности и последовательности усвоения новых умений, навыков работы с информацией;
  • принцип педагогической поддержки: создание комфортной среды для проявления и реализации творческого потенциала учащихся, помощи в решении их индивидуальных проблем;
  • принцип научности: способствует формированию научного мировоззрения через системную исследовательскую работу с документами и музейными предметами, Интернет – сайтам;
  • принцип комплексности: работа над темой требует одновременного применения знаний из многих областей, умение видеть перспективу и возможные практические выходы;
  • принцип сотрудничества: реализуется через постоянное взаимодействие учитель – ученик – родитель – представитель общественности (ветераны, жители села, района, педагоги школы);
  • принцип самоуправления и самодеятельности: выражается в активной деятельности Совета музея и Актива музея;
  • принцип толерантности.

Данная программа рассчитана на детей 11-17-летнего возраста.

Программа рассчитана на работу с Активом музея, который состоит из нескольких групп.

Состав группы: группа состоит из 15 человек. Внутри группы происходит распределение обязанностей по интересам:

  • актив музея,
  • экскурсоводы,
  • группа «Поиск»,
  • летописцы,
  • оформители,
  • архивист,
  • сценарист.

Формы работы:

  • теоретические и практические знания;
  • самостоятельная работа по первоисточникам, документам, с дополнительной литературой;
  • походы, экскурсии;
  • практическая работа;
  • Съёмка на видеокамеру и цифровой фотоаппарат;

Условия реализации и пути решения идей:

  • технические средства (фотоаппарат, компьютер, ксерокс, диктофон, видео-, аудио магнитофоны);
  • активное участие администрации и педагогического коллектива;
  • помещение и оборудование, обеспечивающие сохранность музейных предметов и условия их показа.

Обучающиеся, активисты школьного музея должны знать:

  1. особенности работы школьного музея;
  2. систему музейного фонда;
  3. методику сбора материала.

Получить навыки:

  1. поисковой работы
  2. самостоятельной работы с литературой, статьями из СМИ, краеведческими источниками.

Уметь:

  1. оформить результаты поисковой работы в виде отчета, доклада, картотеки, альбома, папки и т.д.
  2. представить собранный материал в виде экспозиции, выставки.
  3. подготовить и провести экскурсию, беседу, лекцию по созданной экспозиции, теме выставки.
  4. брать и дать интервью по интересующим темам.

Главная цель работы музея - достойно вести летопись школы!

Реализация программы:– 1 год (34ч) – 1 час в неделю.

Содержание курса

№ п/п Темы Кол-во часов (всего) Кол-во часов
теория практика
1 Вводная беседа. Организация музейного дела. 1 1 -
2 Знакомство с организацией и содержанием музея школы. 1 - 1
3 Фонды музея. Учет и хранение фондов. 1 1 -
4 Подготовка музейной экскурсии. 1 - 1
5 Отбор экспонатов и работа над содержанием экскурсии. 1 - 1
6 Отработка и проведение экскурсий. 3 - 3
7 Летопись школьной жизни 4 - 4
8 Поисковая работа: «Учителя, вы в нашем сердце остаетесь навсегда». 8 2 6
9 Исследовательская работа «История школьных портфелей». 3 1 2
10 Обновление экспозиций музея «Ими гордится школа!» 2 - 2
11 Создание новой экспозиции: «О детских организациях». 3 1 2
12 Обновление экспозиции: «Руководители школы». 3 1 2
13 Пополнение сведений в «Книге Почёта». 3 1 2
  Всего 34

1. Вопросы организации и деятельности школьного музея.

Поисково-исследовательская работа учащихся

Роль администрации и педагогического коллектива школы в создании и постоянном функционировании школьного музея. Наличие постоянного актива учащихся, ведущих под руководством педагогов поисково-исследовательскую работу и участвующих в комплектовании, учёте и хранении фондов, в пропаганде собранных материалов – одно из условий успешной деятельности школьного музея.

Совет музея и его структура. Участие в работе музея школьников различных возрастных групп – одно из условий обеспечения преемственности в работе музея.

Планирование поисковой работы. Формы и виды поисково-исследовательской работы учащихся. Работа в библиотеках, в музеях, в архивах. Переписка с краеведами, учёными, другими исследователями.

Встречи с людьми и. запись их рассказов. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов.

2. Основной и вспомогательный фонды музея

Основной фонд и его состав: подлинные письменные и печатные источники, фотографии, различные предметы.

Вспомогательный фонд и его состав: фото- и ксерокопии письменных и печатных материалов, копии художественных произведений, макеты, модели, таблицы, схемы и т. д.

Учёт и хранение фондов. Инвентарная книга. Научное определение и описание музейных материалов. Порядок приёма и выдачи музейных материалов.

3. Экспозиция школьного музея

Место и роль подлинных и научно-вспомогательных материалов в школьном музее.

Этапы создания музейной экспозиции: изучение и отбор материалов, принципы отбора; составление тематических планов; Разработка художественного решения музея; изготовление текстов, аннотаций, элементов оформления; оформление и монтаж экспонатов.

Постоянное пополнение и актуализация музейной экспозиции – важнейшее условие функционирования школьного музея. Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, передвижных выставок.

4. Использование технических средств в процессе организации и работы школьного музея

Виды технических средств: фотоаппарат, видеокамера, магнитофон, видеомагнитофон, диктофон, компьютер.

Видео-, фото-, фотодокументы.

Применение технических средств в процессе сбора и экспонирования музейных материалов.

5. Методика использования материалов школьного музея в учебной и внеклассной работе школы

Приёмы и методы использования материалов музея на уроке: рассказ учителя, беседа по материалам музея, сообщение учащегося и т. д.

Экскурсия как одна из основных форм работы музея. Экскурсии учебные и внеурочные, тематические и обзорные.

Музей и школьные традиции: открытие и закрытие выставок, дни памяти, встречи с гостями и т. д. Просветительская работа активистов школьного музея, членов лекторской группы. Работа в качестве экскурсовода, лектора.

Подготовка экскурсовода: выбор темы экскурсии; изучение различных источников информации, в том числе и экспонатов; подготовка текстов экскурсии; прослушивание, обсуждение и утверждение текста экскурсии. Маршрут экскурсии.

Отбор экспонатов. Использование различных методов и приёмов в ходе экскурсии.

Роль предметных метод. объединений, администрации школы в планировании работы музея. Включение её в общешкольный план.

Учащиеся должны знать понятия «экскурсия», «экскурсовод», правила подготовки к экскурсии, уметь подготовить экскурсию.

Ожидаемый результат:

  • знакомство учащихся с материалом о своём родном крае;
  • формирование умений, позволяющих им самостоятельно приобретать новую информацию, навыков исследовательской работы;
  • развитие потребностей в здоровом образе жизни;
  • пополнение школьного музея новыми сведениями, новыми экспонатами;
  • приобретение учащимися навыков поведения, нравственного поведения в обществе.

Полученные знания, умения и навыки проверяются наблюдением за повседневным поведением учащихся в природе и обществе, тестированием, анкетированием. Применяются диагностические методики для изучения процесса и результатов развития личности учащихся. Свои знания учащиеся показывают на уроках, олимпиадах, в конкурсах, соревнованиях, проводимых экскурсиях.

Подведение итогов реализации данной программы происходит в форме участия в районных и областных конкурсах, написанием исследовательских работ.

Роль педагога (руководителя музея) определяется основными целями программы и ее спецификой и заключается в опосредованном воздействии на детей через систему консультаций.

Список литературы

  1. Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч: Методические рекомендации. – М., 1988.
  2. Васильева С. Модель деятельности школьного музея боевой славы. // Воспитание школьников.- 2006. №6.
  3. Смирнов С.И. Программа кружка «Мой край – мой эко-край».// Директор сельской школы. – 2005. - №1.