Цели и задачи:
- Показать красоту русской природы - осенью, используя для этого поэзию, изобразительное искусство, художественное слово, познакомиться с загадками, пословицами, стихами об осени.
- Развивать память, мышление, устную речь у детей.
- Воспитывать любовь к природе.
Ход урока
Предварительная подготовка.
Дети рисуют осенние пейзажи, которыми впоследствии оформляется доска.
Для украшения класса вырезается несколько осенних деревьев из плотной бумаги. Детям, выступающим в роли овощей, на голову делаются ободки с изображением того овоща, о котором они рассказывают.
Звучит музыка П.И. Чайковского "Времена года".
Выходят дети:
1 ученик:
Бродит в роще листопад
По кустам и клёнам.
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
2 ученик:
Соберём из листьев веер,
Яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер,
Лёгкий и игривый.
3 ученик:
И послушно ветру вслед
Листья улетают.
Значит, лета больше нет,
Осень наступает.
4 ученик:
Журавли на юг летят.
Здравствуй, здравствуй, осень!
Приходи на праздник к нам,
Очень, очень просим:
Все: Осень, осень, в гости просим.
Под музыку из "Времен года" входит Осень.
Осень:
Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной -
Осенние сады и парки?
Я на праздник к вам пришла
И братьев своих с собой привела.
Вы, конечно, их знаете.
Входит ученик в костюме "сентября".
Сентябрь:
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли,
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел?
Что вы знаете о моём месяце ребята?
1 ученик: Сентябрь - первый месяц осени.
2 ученик: Сентябрь - отлётная пора.
3 ученик: Сентябрь - пора золотой осени.
Танец с листиками.
Сколько листиков стало! Но они не простые, с загадками.
Октябрь:
Всё мрачней лицо природы -
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Медведь в спячку завалился.
Что за месяц к вам явился?
А что вы знаете обо мне, ребята?
1 ученик: Октябрь - землю покроет, где листком, где снежком.
2 ученик: В Октябре - лист на дереве не держится.
3 ученик: Перед близкими холодами птицы торопятся на юг.
Песня "Скворушка"
Ноябрь:
Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
И сильней похолодало,
Льдом сковало воды рек,
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
1 ученик: Ноябрь - последний календарный месяц осени.
2 ученик: Ноябрь - ворота зимы.
Осень: Молодцы, ребята!
Учащиеся:
Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Все:
Сливы, груши, виноград -
Всё поспело для ребят.
Учащиеся:
Здравствуй, Осень,
Здравствуй, Осень,
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим:
Все: "Что в подарок принесла?"
Осень: Принесла я вам муки.
Дети: Значит, будут пироги.
Осень: Принесла вам гречки.
Дети: Каша будет в печке.
Осень: Принесла вам груши.
Дети: Мы их впрок насушим.
Осень: А уж яблоки как мёд.
Дети: На варенье, на компот.
Осень: Принесла вам мёду полную колоду.
Учащиеся:
Ты и яблок, ты и хлеба,
Ты и мёду принесла,
А хорошую погоду
Ты нам, осень, припасла?
Осень: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо.
Осень проходит вокруг детей, немного их обрызгивая.
Учитель: Осень, ты видишь, что ребята у нас такие смелые, что дождик им не помеха. И мы споём тебе об этом песню.
Поём песню кота Леопольда "Неприятность эту мы переживём"
Учитель: Пришла Осень и в лес.
1 ученик:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
2 ученик:
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу:
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щёки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
3 ученик:
Мы по ковру идём с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой,
И жёлт, и синь, и ал.
Учитель: А знаете вы, что делают лесные жители осенью?
Дети: Запасаются кормом.
Учитель: Некоторые из лесных жителей пришли к вам на праздник, но вы должны узнать их.
Ну а этого зверька
Не видать издалека,
Хвост пушистый, сам он маленький
И орешки всё грызёт.
Догадались - это : (Белка).
Под музыку "Песенка рыжехвостенькой" появляется Белочка, она танцуя собирает грибы в корзинку.
Учитель: Сколько грибов набрала Белочка! Теперь она не останется зимой голодной. А хотите узнать, какие грибочки у нашей Белочки в корзинке?
Хозяйка Леса:
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я : (Подосиновик).
Не спорю, не белый -
Я, братцы, попроще:
Расту я обычно
В берёзовой роще. (Подберёзовик)
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)
Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом
Золотистые: (Лисички).
Он в лесу стоял
Никто его не брал,
В красной шапке модной
Никуда не годный. (Мухомор)
Хозяйка Леса: А вы, ребята, знаете, как надо собирать грибы?
Дети отвечают.
Учитель: А сейчас мы с вами попробуем собрать грибочки, но сделать вам это будет сложнее, потому что вы будете собирать грибы с закрытыми глазами.
Игра "Сбор грибов".
Участвуют 2 девочки, потом 2 мальчика, им завязывают глаза, на полу расставляют грибы.
Под музыку дети собирают грибы в корзинки.
Подведение итогов.
Хозяйка Леса: Кто же ещё из лесных жителей пришёл к нам на праздник?
Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора,
И мышами поживиться
Любит хитрая - : (Лисица).
Учитель:
Уж как шла Лиса по травке,
Нашла азбуку в канавке,
Она села на пенёк
И читала весь денёк.
Интересная книга, лисичка?
Лиса: Очень.
Учитель: А что ты читаешь?
Лиса: Загадки.
Учитель: Может быть, и нам почитаешь?
Лиса читает загадки, дети отгадывают.
1.
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
2.
Снаружи красна,
Внутри бела,
На голове хохолок -
Зелёненький лесок. (Редиска).
3.
Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки. (Горох)
4.
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картофель)
5.
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)
6.
Лето целое старалась: одевалась, одевалась,
А как осень подошла,
Все наряды отдала -
Сотню одежонок сложили мы в бочонок. (Капуста)
7.
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь. (Репа)
8.
Над землёй - трава,
Под землёй - алая голова. (Свекла)
9.
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
10.
Телятки гладки
Привязаны к грядке (Огурцы)
11.
Наш лиловый господин
Среди овощей один.
Он французский граф Де Жан
А по-русски - ... (Баклажан)
Осень:
Урожай у нас хорош,
Уродился густо:
И морковка, и картошка,
Белая капуста,
Баклажаны синие,
Красный помидор:
Затевают длинный
И серьезный спор.
Овощи:
Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Горох:
Я такой хорошенький
Зелёненький мальчишка,
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Свекла:
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай -
Лучше свёклы нету!
Капуста:
Ты уж, свёкла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
Редиска:
Я - румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Огурец:
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
Морковь:
Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку -
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Помидор:
Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Лук:
Я - приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я - ваш друг,
Я простой зелёный лук!
Картошка:
Я, картошка, так скромна -
Слова не сказала:
Но картошка так нужна
И большим, и малым!
Баклажан:
Баклажанная икра
Так полезна, так вкусна.
Осень: Спор давно кончать пора!
Овощи: Спорить бесполезно.
Раздаётся стук в дверь.
Овощи: Кто-то, кажется, стучит:
Входит мальчик в костюме доктора Айболита.
Все: Это доктор Айболит!
Айболит:
Ну, конечно, это я!
О чём спорите, друзья?
Овощи:
Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Айболит:
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить,
Все без исключения,
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!
Игра. Участвуют по 2 человека (мальчик с девочкой).
Из общей корзинки, где лежат овощи и фрукты, дети выбирают то, что нужно им:
1 - овощи.
2 - фрукты.
Песня "Урожайная"
Учитель: Осень дарит нам и овощи, и фрукты, и грибы, и ягоды, но самый ценный, самый дорогой подарок, это: хлеб.
Ведь недаром говорят, что
- Хлеб - всему голова.
- Хлеб на стол - и стол - престол,
- Хлеба ни куска - и стол - доска.
- Плох обед, коли хлеба нет.
- Нелегко вырастить хлеб, но зато сколько радости, когда урожай собран.
Выходят дети, один из них на расшитом полотенце несёт каравай хлеба.
1 ученик:
Вот он - хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он - тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
2 ученик:
В каждый дом,
На каждый стол
Он пожаловал - пришёл.
3 ученик:
В нём - здоровье наше, сила;
В нём - чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
4 ученик:
В нём - земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём:
Уплетай за обе щёки -
Вырастай богатырём.
Инсценирование - украинская сказка "Колосок".
Осень: Спасибо вам, ребята, за праздник. Надеюсь на следующий год вы меня опять пригласите. А сейчас вам мои гостинцы.
Литература.
- Детские праздники. Сценарии, игры, конкурсы. - М. 2006.
- Савинова С.В. Праздники в начальной школе. - Волгоград. 2000.
- Троицкая Н.Б. Сценарии школьных праздников. - М. Дрофа. 2005.