Новые социальные требования к системе образования, сформированные в Концепции модернизации российского образования, определяют роль школы, как важнейший фактор гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Отсюда вытекает новое понимание целей образования – “ не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания”. Эти цели требуют соответствующего содержания образования и технологий организации образовательного процесса. Если под интеллигентностью понимать развитый ум, соединенный с высокой совестливостью, то, наверное, воспитание именно такого человека – одна из самых важных задач всего учительства. Поэтому педагог должен не просто хорошо знать свой предмет, но и искренне чувствовать его значимость. Поиск путей и методов, с помощью которых педагог пытается донести до учащихся свое отношение к предмету – неотъемлемая часть его деятельности, путь к его мастерству . И, безусловно, что применение одних и тех же методов в различных классах дает не одинаковый эффект, поэтому педагог находится в постоянном поиске с каждым новым классом, пытаясь найти наиболее приемлемые формы и методы преподавания предмета. Практика постоянно нас убеждает, что, несмотря на огромный объем информации и обилие умений и навыков, которыми овладевают учащиеся, они совершенно беспомощны в их применении в реальной жизни. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Процесс обучения – процесс двухсторонний. Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, желание овладеть самостоятельно знаниями, их интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством учителя. Для этого необходимо строить процесс обучения, организацию и методику урока так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. Урок есть основное звено процесса обучения. Это значит, что весь процесс обучения складывается из отдельных звеньев-уроков, каждый из которых связан со всеми предыдущими в единую цепь-систему. Очень важно хорошо провести урок. Но даже сам по себе хорошо проведенный урок не решает в должной мере задачи обучения; если он не является органическим звеном общей цепи данной темы, раздела, курса, цикла, всего учебно-воспитательного процесса. В своей работе стараюсь использовать такие формы проведения уроков, которые развивают чувство ответственности и справедливости, взаимоподдержки и порядочности, самокритичности и настойчивости. Мне кажется, что пока учащийся сам не осознает – насколько важны ему знания по данному предмету, он не сможет усвоить даже малую долю того, что пытается донести до него преподаватель. Научить понимать необходимость этих знаний – одна из самых сложных задач педагога. В моей работе преподавании математики метод подачи материала укрупненными единицами (блоками) – является основным. Блочная форма изучения математики, на мой взгляд, способствует выработке самостоятельности, заинтересованности в конечном результате со стороны учащихся. При блочном изучении предмета у педагога больше возможностей для организации индивидуальной работы с учащимися. У этой формы есть еще одно преимущество – она приучает учащихся к четкости и систематичности, так как уже с первого урока перед учащимися раскрывается план всего блока, они наглядно видят весь объем и срок изучаемого материала. Технология модульного обучения характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познаний. Поуровневая индивидуализация учебной деятельности создает ситуацию выбора для ученика. Модульное обучение преследует цель – формирование у детей навыка самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целеполагания. Использования блочно-модульной технологии обучения математике дает возможность: больше внимания уделять основным понятиям математики; материал выступает не отдельной единицей, а в качестве выделенного из той структурной единицы, к которой он тяготеет; сопоставимые математические действия, понятия, свойства изучаются параллельно. Конечно, если в классе собраны сильные учащиеся, то для них, в целом, эффективна любая форма, так как результативность будет всегда хорошей. Но чаще нам приходится иметь дело со средними учащимися, с теми, кому нелегко дается математика, для них “блочная система” – одна из соломинок. Хочу остановиться на основных этапах “Блочной формы изучения математики”. Учитывая, что мною система апробирована с 5-го по 11-й классы, причем в 5-х и 6-х классах велась “как бы подготовительная работа – вхождение в данную систему”.
Первый год – подготовительный пятый класс
Главная задача преподавателя – заслужить доверие учащихся, только тогда он сможет достичь в своей модели всего, к чему стремится. Считаю, что в данном случае искренность, доброжелательность, соблюдение педагогической этики со стороны педагога не менее необходимы, чем призвание и педагогический опыт. Итак, прошла “первая неделя знакомств”, настало время для проведения более глубокого изучения индивидуальных способностей каждого учащегося – провожу анкетирование.
Вопросы анкеты:
- Удовлетворяет ли тебя твоя оценка по математике?
- К какой оценке ты будешь стремиться в этом учебном году?
- Что тебе дается легко (+) и что сложно (-):
- геометрические задания;
- текстовые задачи;
- уравнения;
- примеры на вычисление.
- Какие сложности ты испытываешь на уроке:
- медленно выполняешь задания;
- боишься не правильно ответить;
- отключаешься, если что-то непонятно.
Проанализировав результаты анкеты, отмечаю для дальнейшей работы три основные группы:
В пятом классе стараюсь чаще проводить диктанты с взаимопроверкой в вариантах – проверяется работа впереди сидящего одноклассника, то есть, нет никакой зависимости друг от друга, что позволяет быть более принципиальными. Домашнее задание по теоретической части темы задается в виде математических сказок, ребусов, что способствует развитию творческой активности учащихся. Многие учащиеся, ранее молчавшие на уроках, начинают выступать со своими работами перед одноклассниками – появляется интерес к предмету. Во втором полугодии уже выявляются учащиеся, которые обладают более быстрым темпом, легче других воспринимают учебный материал. То есть преподаватель уже может создать группу помощников – консультантов, привлекая их к проверке работ одноклассников в ходе урока. Во втором полугодии можно провести математический КВН, предоставив больше самостоятельности самим учащимся, но при этом ненавязчиво осуществляя корректировку сценария, выбор заданий и в целом ход проведения самого мероприятия. Задача педагога – научить правильно и научно проводить подобные мероприятия, научить тактично комментировать ответы и до конца выслушивать даже неправильные суждения, не проявляя при этом несдержанности.
Второй год – шестой класс
В шестом классе уже тщательнее идет подготовка к КВНам, регулярно проводится “защита математических сказок”, но уже вводится следующий этап работы над развитием творческой деятельности учащихся – начинается обучение умению работать с дополнительной литературой и правильно оформлять реферат. И все-таки центральное место в методике “блочной системы” занимают “мини-зачёты”.
В зависимости от цели, которую ставишь на мини-зачёте, он может охватывать весь урок или один из этапов урока.
Основные задачи мини-зачета, которые ставятся перед учащимися:
- научиться правильно подбирать более рациональные способы решения;
- научиться укладываться во временные рамки;
- научиться грамотно осуществлять взаимопроверку.
Задания мини-зачета (в зависимости от материально-технических возможностей школы, компактности условия заданий и степени восприятия на слух) либо раздаются билетики, либо записываются на доске, либо применяется компьютерная техника. Единственное условие: каждое последующее задание появляется только после разбора предыдущего. Решения заданий воспроизводятся на листочках или в специальной тетради для зачетов. После оглашения условия задания преподаватель, если это необходимости, комментирует его и сообщает оптимальное время для решения. Задача преподавателя вовремя проверить решение у консультантов (обычно достаточно у шестерых) и оценить его +, +? или “-”. Если работа консультанта не зачтена, т.е он получил или “ -” или даже +?, то проверять решение данного задания у других он уже не может. Кстати не всегда консультантами бывают одни и те же учащиеся, но в основном – это представители I группы.
После того, как работа будет проверена и оценена у каждого учащегося, на доске появляется правильное решение по вариантам или же каждый получает листок с решением, чтобы проанализировать свои ошибки и высказать сомнения при необходимости.
Планировка времени в ходе мини – зачета:
- Решение заданий – 4 минуты.
- Проверка преподавателем работы у консультантов – 1,5 минуты.
- Проверка консультантами работ остальных учащихся – 2,5 минуты.
- Анализ правильного решения и вопросы – 1 минута.
Таким образом, на одно задание затрачивается максимум 9 минут (все зависит от сложности задания), поэтому на мини-зачет обычно выносится не более пяти заданий, не требующих громоздких решений.
Именно в 5–6-х классах необходимо, чтобы учащиеся самостоятельно научились работать с учебником, умели выделять главное из прочитанного и составлять смысловой конспект по заданной теме.
Если все, что было запланировано в 5–6-х классах, удалось удачно осуществить – а это реально, то к 7 классу учащиеся будут уже готовы воспринять “Блочную систему”. Одной из особенностей блочной системы является спаренность уроков, то есть при 6-ти часовой нагрузке планируется проведение пары уроков три раза в неделю. В ходе спаренных уроков, учитывая отсутствие перерыва, объём выполненного задания бывает больше не в два, а чаще в три раза, чем при обычной планировке уроков.
Этапы блочной системы:
ИМ – информационный модуль
РМ – расширенный модуль
МС – модуль систематизации
МКЗ – модуль коррекции знаний
МК – модуль контроля.
ИМ – информационный модуль
Основой информационного модуля каждого блока является лекция, а ее итогом служит либо опорный конспект, либо схема, либо типы решения заданий. Блоковая система позволяет изучать объект или материал в целом. Особое значение придаю разработке алгоритмов решения и классификации основных типов задач, при этом учащиеся на следующих этапах решают стандартные задачи самостоятельно. Все эти моменты реализую на уроках усвоения новых знаний.
РМ – расширенный модуль
Если при объяснении материала в информационном модуле рассматриваю только основные, главные задачи, то при работе в расширенном модуле происходит углубление и расширение теоретического материала, решение нестандартных задач. Провожу в этом модуле уроки закрепления изученного материала и уроки применения знаний и умений, на которых предлагаю выполнить учащимся сложные комплексные задания, охватывающие знания, навыки и умения по крупным разделам всей изучаемой темы.
МС – модуль систематизации
Обобщение и систематизацию знаний реализую на занятиях модуля систематизации. Практикую проведение таких занятий после изучения важнейших разделов информационного блока. Систематизация знаний избавляет учащихся от необходимости запоминать материал как сумму фактов. В этом процессе активное участие принимают сами учащиеся, а сгруппированный материал легче и прочнее запоминается. В этом процессе выделяю наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности и основные теории. Обобщение и систематизацию знаний провожу чаще на семинарских занятиях.
МКЗ – модуль коррекции знаний
Основная задача этого модуля – ликвидация пробелов в знаниях учащихся. В результате проведения текущего контроля, в процессе изучения конкретного раздела темы определяю уровень знаний, эффективность процесса обучения, обнаруживаю пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминаний знаний и действий, а также их применение на практике. Ранняя диагностика пробелов в знаниях учащихся с целью предупреждений отставаний и неуспеваемости отдельных учащихся, реализую посредством проведения консультаций, дополнительных занятий, уроков работы над ошибками.
МК – модуль контроля
При работе в модуле контроля провожу систематический учет знаний и умений учащихся по следующим параметрам: 1) текущий контроль; 2) контроль выполнения домашних заданий; 3) тематический или итоговый контроль. Текущий контроль провожу в виде каждодневной проверки теоретического и практического умения решать задания, он осуществляется при выполнении самостоятельных работ, при опросе определений и теорем. Итоговый контроль знаний реализую при выполнении тестов, тематических контрольных работ и зачетов. Зачетная работа – это итог работы учителя и его учеников по данной теме.
№ | Содержание модулей |
Кол-во часов |
Уравнения и неравенства | 38 | |
Информационный модуль | 21 | |
1. | Понятие уравнения и неравенства. Равносильные уравнения. | 1 |
2. | Показательные уравнения и неравенства. | 4 |
3. | Логарифмические уравнения и неравенства. | 4 |
4. | Иррациональные уравнения и неравенства. | 4 |
5. | Тригонометрические уравнения и неравенства. | 4 |
6. | Системы уравнений и неравенств. | 4 |
Расширенный модуль | 6 | |
1. | Решение нестандартных уравнений и неравенств. | 4 |
2. | Метод Гаусса. | 2 |
Модуль систематизации | 4 | |
1. | Общие способы решения основных типов уравнений. | 2 |
2. | Общие способы решения основных типов неравенств. | 2 |
Модуль коррекции знаний | 4 | |
1. | Работа над пробелами в знаниях и умениях при решениях основных типов уравнений и неравенств. | 2 |
2. | Решение нестандартных уравнений и неравенств. | 2 |
Модуль контроля | 7 | |
1. | Контрольные работы. | 5 |
1) Показательные уравнения и неравенства. | 1 | |
2) Логарифмические уравнения и неравенства. | 1 | |
3) Иррациональные уравнения и неравенства. | 1 | |
4) Тригонометрические уравнения и неравенства. | 1 | |
5) Системы уравнений и неравенств. | 1 | |
2. | Тест “Уравнения и неравенства” | 2 |
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Возникновение интереса к математике у большинства учеников зависит от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Я стараюсь строить уроки так, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использую это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Немаловажную роль я здесь отвожу проведению нестандартных уроков, которые возможно проводить за счет резерва времени при использовании блочно-модульной технологии преподавания математики. Каждый такой урок–игра оставляют неизгладимое впечатление на учащихся. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Постепенно из пассивных участников таких уроков учащиеся переходят к активной деятельности: сами готовят доклады, рефераты, сочиняют стихи и сказки, готовят ребусы, фокусы, кроссворды и загадки. Переход к блочно-модульному планированию содержания не может не сказаться на оценочную деятельность учеников. Оценка перестает быть инструментом принуждения и средством наказания. При выполнении заданий самостоятельных работ, контрольных работ, зачетов и тестов использую поуровневую дифференциацию: ученик четко знает критерии оценивания каждой работы, что дает ему возможность выбора выполнения заданий и прогнозирования своих результатов. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Образовательные и воспитательные задачи обучения математике должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики математики как науки и учебного предмета, определяющей ее роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. Учителю предоставлено право самостоятельного выбора методических путей и приемов решения этих задач. Использование технологии модульного обучения, которое отличает проблемный подход, творческое отношение обучаемого к процессу обучения, комплексная работа над изучением теории и практики, позволяет мне сформировать у учащихся прочные, осознанные знания и умения, развивать познавательные способности и создавать условия для развития самореализации личности каждого ученика. Значительное пространство свободы, получаемое преподавателем при этой технологии, обеспечивает ему большую возможность творческих поисков.
Используемая литература
- Хузиахметов А.Н., Габдулхаков А.В. Педагогические технологии. Изд-во: "Магариф", 2005.
- Газета "Математика". М.: Первое сентября, 2007.