Настоящая Программа является стратегическим документом, определяющим пути и основные направления гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Программа направлена на формирование патриотического сознания граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Целью Программы является совершенствование оптимальных социально-педагогических условий для обеспечения процесса понимания школьниками истинных духовных ценностей Отечества, чувства долга перед народом, осознания необходимости увековечивания памяти воинов, павших на полях великих сражений.
Задачи Программы:
- формирование патриотический чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны
Реализация Программы осуществляется в контексте и во взаимосвязи с развитием системы образования Саратовской области.
Системой мер по совершенствованию патриотического воспитания является обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания, использование новых информационных технологий, воспитание гордости за Российское государство, его свершения, воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества, проведение мониторинга с целью выявления особенности формирования патриотических чувств обучающихся. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области военного дела, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию школьников.
Программа предусматривает изучение государственной символики России, порядка использования государственного флага, герба и гимна Российской Федерации; изучение дней воинской славы (победных дней) России.
Главное в Программе – это системный подход к формированию гражданской позиции школьника. Создание условий для освоения и изучения огромного общественно-исторического опыта России, воспитание чувства гордости за свою страну.
Программа включает в себя 3 блока, связанные между собой логикой формирования гражданина России.
Мероприятия
по реализации воспитательной программы
1 блок – Память предков – наследие молодых
№ | Мероприятия |
Форма проведения |
Классы | Ответственные |
1 | 10 июля – день Победы русской армии под Полтавой(1709г) | Беседа с элементами литературного творчества А.С.Пушкина | 5–7 | Классные руководители |
2 | 9 августа – день морской победы русского флота у м. Гангут (1714г) | Мультимедийная презентация “Военные баталии Петра1” – война со шведами | 9 | Творческие группы классов |
3 | 7 сентября – День Бородинского сражения | Просмотр фильма “Война и мир” с последующим обсуждением | 9–11 | Учителя русского языка и литературы |
4 | 11 сентября – день победы русской
эскадры у мыса Тендра (1790г) 1 декабря – день победы у м. Синоп (1853г) |
Защита рефератов “Ф.Ф. Ушаков – контр адмирал русского флота”, “П.С.Нахимов – адмирал русского флота” | 8 | Учитель истории |
5 | 21 сентября – день победы русских полков над монголо-татарскими войсками | Презентация “Дмитрий Донской – история в именах” | 7 | Творческие группы классов |
6 | 24 декабря – день взятия крепости Измаил русскими войсками (1790г) | Доклады-рефераты “Взятие Измаила – история России”, “А.В. Суворов – величайший полководец”. | 2–6 | Творческие группы |
7 | 18 апреля – день победы русских войск над немецкими рыцарями на Чудском озере | Просмотр художественного фильма, обсуждение – жизнь замечательных людей – князь Александр Невский. | 2–6 | Члены штаба “Ровесник” |
2 блок – “Пусть будут живы навсегда в сокровищнице памяти народной войны испепеляющей года”
8 | 23 августа – день разгрома фашистских войск в Курской битве (1943г) | Историческая карта ВОВ, реферативные выступления творческих групп, просмотр фильма | 5–11 | Творческие группы классов |
9 | 5 декабря – день начала наступления под Москвой (1941г) | Исторические хроники. Значительные события в ВОВ | 6–8 | Учителя истории |
10 | 27 января – день снятия блокады с города Ленинграда ( 1944г) | Жизнь замечательных людей – генерал Л.А. Говоров – командующий Ленинградским фронтом. Прослушивание 6 симфонии Шостаковича, просмотр фильма “Неизвестная война” | 9–10 | Творческие группы классов |
11 | 2 февраля – день разгрома Советскими войсками фашистских войск под Сталинградом (1943г) | Конкурс сочинений “Сталинград”, хроники сражения | 5–11 | Учителя русского языка и литературы |
12 | “Детство, которого не было” – о малолетних узниках концлагерей | Музыкально-литературная композиция | 8 | Учителя русского языка и литературы |
13 | Проект Книга Памяти “Фотография с фронта” – сбор материалов на школьном сайте | Создание электронной версии Книги Памяти | 2–11 | Штаб “Ровесник” |
14 | Проект “Награды Российской армии” | Создание электронной версии альбома истории наград | 8–9 | Творческие группы классов |
15 | Участие в музыкальных фестивалях “Ты припомни, Россия” | Вокальное исполнение | 5–11 | Педагог дополнительного образования |
16 | Проведение уроков Мужества “Эшелон Памяти” | Приглашение ветеранов ВОВ и тыла, просмотр кинолент о ВОВ, создание презентаций о героях – саратовцах, | 1–11 | Классные руководители |
17 | Шефство над стелой героя Советского Союза Симбирцева, памятником на аллее героев по ул. 2 Садовая. | 5–10 | Актив классов |
3 блок
– Растим патриотов России (укрепление межведомственных взаимодействий в вопросах патриотического и гражданского воспитания)18 | Дни открытых дверей в военных вузах г Саратова | экскурсии | 9–11 | Организатор ОБЖ |
19 | Пополнение стенда о выпускниках школы выбравших карьеру военных | 7–9 | Старшая вожатая | |
20 | Оформление материалов о воине-интернационалисте Бахарева Сергея, взаимодействие с семьей выпускника. | “Ровесник” | Старшая вожатая | |
Встречи с офицерами, курсантами военных училищ, выпускниками школы, обучающимися в военных училищах РФ | Беседы, презентации ВУЗов | 9–11 | Классные руководители | |
Благоустройство братской могилы на Воскресенском кладбище | Поддержание чистоты и порядка | 5–11 | Штаб “Ровесник” | |
Организация акции “Письмо с фронта” (письма – треугольники ветеранам) | Конкурс эссе | 2–11 | Классные руководители | |
Организация и проведение конкурсов плакатов, рисунков “Чтобы помнили…” | выставки | 1–11 | Жюри | |
Проведение конкурсов и викторин по знанию истории России | 5–11 | Жюри | ||
Проведение ежегодных концертов ветеранам Сталинградской битвы, ко дню Победы. | Литературно-музыкальные композиции | 1–11 | Педагог дополнительного образования | |
Акция “Орден в твоей семье” – встречи-чаепития с ветеранами ВОВ и тыла, родственниками обучающихся школы | Встречи-беседы | 5–9 | Классные руководители | |
Ежегодная организация и проведение военно-патриотических месячников | Конкурсы, викторины, смотры, представления | 1–11 | Зам. директора по ВР, творческие группы классов | |
Школьный кинозал – просмотр фильмов военной тематики | Просмотр с последующим обсуждением | 5–11 | Учитель информатики, библиотекарь школы | |
Взаимодействие с общественной организацией ветеранов Октябрьского района | По плану | 1–11 | Зам.директора по ВР | |
История возникновения государственных символов России. Порядок их использования | Классные часы с использованием ИКТ, архивных материалов, конкурсы компьютерных рисунков и видеороликов. | 1–11 | Классные руководители, творческие группы классов | |
Социологический опрос “Патриотизм современной молодежи” | анкетирование | 6–11 | Штаб “Ровесник” | |
Проведение спортивных патриотических мероприятий с допризывной молодежью | Военные игры, соревнования | 9–11 | Организатор ОБЖ, учителя физкультуры |
Ожидаемый результат:
Предполагается, что будет достигнуто:
- снижение степени идеологического противостояния, возрождение истинных духовных ценностей российского народа;
- утверждение семейных ценностей в сознании молодого поколения;
- трансляция патриотических ценностей и образцов патриотического поведения;
- стремление молодежи к службе в Вооруженных Силах, готовность к защите Отечества, сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций.