Развитие познавательной активности как фактор творческой деятельности младших школьников

Разделы: Начальная школа


В младшем школьном возрасте начинается социальное и личностное развитие ребёнка, его вхождение в жизнь общества.

Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. В "Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года" одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встаёт вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.

Исходя из теории Л.С. Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения. Модернизация начального образования связана с новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Основными качествами субъекта деятельности являются сознательность, самостоятельность, ответственность и инициативность.

Дети ХХI века не могут просто получать знания. Им нужно научиться добывать информацию и применять её в повседневной жизни; они должны научиться учиться.

В связи с этим встаёт задача выделения ключевых, базовых умений и разработки технологической цепочки, позволяющей сориентировать учебный процесс на воплощение девиза: "ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю".

В основе творческой способности личности лежит творческое мышление, связанное с решением проблем: новых, нестандартных для субъекта интеллектуальных задач.

Можно выделить следующие условия, определяющие характер детского учения:

1) обучение, для того чтобы вести за собой развитие, должно ориентироваться не только на сложившиеся особенности умственной сферы ребенка, но и на те, которые еще только начинают оформляться;

2) важнейшим условием является отношение ребенка к требованиям взрослого;

3) обучение идет впереди развития и ведет его за собой;

4) в процессе решения игровых, учебных, изобразительных и практических задач, которые предлагаются ребенку в различных учебных целях, у детей формируются учебные мотивы действий и др.

В рамках нашей работы выделим условия развития творческих способностей и интеллектуальных умений у детей, обучающихся в начальной школе. Это: детское экспериментирование; создание "атмосферы увлеченности" в семье и школе; трудолюбие, высокая работоспособность человека; знание педагогом детей во всех отношениях; совместная деятельность ребенка с другими детьми и взрослым.

Предпосылками, необходимыми для развития как творческих, так и общих способностей ребенка являются: способность ребенка строить образы, пользуясь замещением одного объекта другим и наглядно-пространственным моделированием; общий способ деятельности, действия моделирования, контроля и оценки; сотрудничество взрослого и ребенка и детей между собой, построенное по принципу распределения и обмена между ними разными позициями по отношению к своим и чужим действиям и их результату, т.е. позитивный обмен мнениями или дискуссия как столкновение и разрешение различных точек зрения участников учебного процесса.

4.На современном этапе совершенствование обучения не может быть осуществлено при ориентации на один, даже очень эффективный, психолого-педагогический принцип (принцип проблемности, движения от абстрактного к конкретному и т. д.), неизбежно приводящий к недооценке других.

Целевой ориентацией традиционного обучения являются: знание, понимание, воспроизведение на уровне нетворческого применения. Педагог ориентируется на репродуктивный уровень обучения, творческие и интеллектуальные способности развиваются в незначительной степени. Поэтому встает вопрос о применении таких методов и приемов в обучении, которые бы способствовали развитию творческого потенциала и развитию познавательной активности ученика как субъекта деятельности. Необходима реализация системы принципов, звенья которой определяются спецификой самого продуктивного мышления, особенностями его генетического развития у школьников. В частности, это: проблемность обучения; индивидуализация и дифференциация обучения; учет возрастных и индивидуально-типических особенностей ребенка. Таким образом, обучающая среда должна обладать высокой степенью вариативности и предоставлять учащимся возможности поиска собственных творческих решений.

Все виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности учащегося, наличием поиска и решения проблемы. Главными условиями успешности традиционного проблемного обучения являются: обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы; обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного); значимость информации, получаемой при решении проблемы для обучаемого; необходимость доброжелательного диалогического общения педагога с учащимися, когда ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися, относятся со вниманием и поощрением.

Педагогическими условиями успешности проблемного обучения являются следующие: создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям обучаемых; обеспечение обучаемых совокупностью знаний по предметному содержанию проблемной ситуации; формирование у учащихся операционных умений решения проблемных задач (анализ ситуации, выявление проблемы, формулировка задачи и осуществление поиска её оптимального решения).

Главные цели проблемного обучения: развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении; воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Т.о., основными задачами учителя по развитию познавательной активности как фактора творческой деятельности учащихся является:

  • Обучение школьников самостоятельному видению проблем в стандартных ситуациях.
  • Ближнему и дальнему переносу знаний и умений в новую ситуацию.
  • Видению новой функции знакомого объекта.
  • Умению видеть элементы объекта в связи.
  • Умению альтернативно мыслить, комбинировать ранее усвоенные способы деятельности в новой ситуации (И. Лернер).

Анализ психолого-педагогической литературы по выбранной проблеме позволил мне сформулировать основную цель педагогической деятельности: способствовать развитию познавательной активности как фактора творческой деятельности у детей младших классов.

Исходя из поставленной цели моя педагогическая деятельность построена с опорой на принципы личностно-ориентированного развивающего обучения:

  • обращение к субъектному опыту учащихся;
  • опора на индивидуальные возможности детей;
  • стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика;
  • самореализация школьников в учебных отношениях ( консультанты урока и т.д.);
  • рефлексия деятельности и поведения на уроке;
  • эмпатия, соучастие в проблемах школьника;
  • знание личностных особенностей ребенка.

Работа по русскому языку строится на основе УМК "Планета знаний". Данная программа предполагает использование традиционных и развивающих форм обучения. Выбор данной программы способствует реализации основных целей моей педагогической деятельности, а именно:

  • развитию познавательной активности учащихся,
  • формированию творческой личности;
  • развитие коммуникативных навыков и навыков эффективного общения,
  • формирование и развитие навыков самоконтроля и др.

Структура организации материала позволяет осуществлять дифференцированный подход в классе, ввести воспитательные моменты в учебную деятельность. Отличительной особенностью данной программы является:

  • задания, направленные на самостоятельный поиск необходимой информации (создание проблемной ситуации, развитие познавательной активности);
  • задания на развитие интеллектуальной и творческой деятельности;
  • задания, позволяющие организовать работу в парах или фронтально, а также задействовать в процессе урока максимальное количество учащихся;
  • вариативность форм выполнения заданий,
  • специальные задания, предполагающие проектную деятельность.

В результате педагогической деятельности, использования различных программ, творческого поиска, мои идеи обогатились собственными подходами, методическими решениями.

Вся моя деятельность строится на двух принципиальных положениях:

1) всегда быть настроенной на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти ему на помощь, уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самореализации, вселять и поддерживать уверенность в своих силах, сравнивать успехи ученика только с его собственным прошлым состоянием, а не с успехами других; непонимание - дверь к пониманию, ошибка - тоже результат деятельности; подстраивать, по возможности, к будущему в конце урока;

2) никогда не быть равнодушной к судьбе учеников; не допускать ощущения превосходства учителя над детьми, одного ученика над другими; не оставлять ученика в состоянии безысходности, реже произносить частицу "не".

Выделяя качественные приоритеты деятельности, я в своей практике сочетаю конкретно-предметное и психологическое направления, отслеживая результаты не только не уровне овладения ЗУН-ами, но и на уровне личностного роста ребенка.

Следующим принципом моей работы является принцип обучения на высоком уровне сложности с соблюдением меры трудности. Смысл этого принципа базируется на учении Л.С. Выготского об уровне актуального и зоне ближайшего развития. Обучение на высоком уровне трудности вызывает своеобразные психические процессы в овладении учебным материалом, ведет к осмыслению сведений, при котором происходит систематизация. Мера трудности - необходимый компонент применения данного принципа. Она может снижаться в зависимости от возможности каждого ребенка вплоть до прямой помощи ученику.

Основополагающий в системе принцип - в изучении программного материала идти вперед быстрыми темпами. Этот принцип предусматривает принципиально иные пути формирования умений и навыков, отличающиеся от методики, основанной на многократном повторении типовых задач и упражнений. Изученный материал обогащается новым содержанием при изучении других понятий, зависимых от него и связанных с ним. Каждый раз изученное понятие выступает в новых связях и с разных точек зрения, и ученик, без специально организованного повторения, вновь и вновь воспроизводит изученное понятие.

Важнейший принцип системы - осознание школьниками процесса учения. Он предполагает внутренний характер осознания, т.е. предметом осознания становится процесс протекания учебной деятельности:

  • механизмы возможных ошибок,
  • способы предупреждения этих ошибок,
  • последовательность и внутренняя связь отдельных операций;
  • необходимость тщательного контролирования своих действий.

Предыдущий принцип работает только во взаимосвязи с принципом систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых. Этот принцип дает возможность развития индивидуальных особенностей каждого ребенка, создает условия разносторонней жизни всего детского коллектива.

Таким образом, процесс обучения ориентирован на личность каждого ребенка. А это возможно только тогда, когда на уроках реализуются различные виды и формы деятельности, в которых принимают участие все ученики: работа в парах, группах. Для создания на уроках атмосферы поиска, для развития системного мышления большая роль отводится нестандартным урокам: урокам-сказкам, урокам-путешествиям, урокам-играм, урокам-практикумам, урокам-праздникам, интегрированным урокам.

При организации уроков опора происходит на новые дидактические требования:

  • Рациональная организация учебного материала, отказ от учебного процесса, организуемого по принципу "параграф - урок"
  • Выделение базового учебного содержания, обязательного для усвоения на учебных занятиях, расширяющего возможности для реализации в учебном процессе индивидуального режима развития, оформление его в схемах, легких для запоминания.
  • Существенное сокращение монолога учителя за счет отбора базовых знаний, их системности, четкого изложения в пользу увеличения времени на самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, реализации принципа " учить на уроке".

Формы и методы работы выбираются продуманно и оптимально в соответствии с конкретной ситуацией и в зависимости от поставленных целей и задач. В ходе занятий сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Работа по звеньям, в парах, метод круговой тренировки заметно повышают моторную плотность урока, активизируют учащихся и стимулируют их к росту. В процессе учебных занятий широко используются такие способы организации учебной деятельности: актуализирующая беседа, опора на жизненный опыт детей, рассказ учителя с использованием учебных рисунков, разъяснение значения терминов, лексическая работа над нравственными понятиями (например, доброта, дружба, сплоченность и др.).

Работая по данной проблеме, я пришла к следующим выводам:

  • учащиеся проявляют большой интерес и желание работать (индивидуально, в парах, в группах) над решением поставленных задач;
  • у детей развиваются коммуникативные навыки;
  • в процессе работы учащиеся могут смело высказывать свои мысли, не боясь, что их осудят за "неправильность",
  • у детей развивается поисковая активность, что, в свою очередь, приводит к формированию познавательной активности, необходимой для успешного овладения знаниями.

Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что создание учебных проблем благоприятно влияют на развитие познавательной активности и личностных особенностей каждого ребёнка. Обучение, направленное на развитие познавательной активности вооружает школьников методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе.

Как писал Ш.А. Амонашвили, "познавательная активность, страсть к поиску, преобразованию, раскрытию имеет ту психологическую особенность, что она не терпит принуждения, императивности, она обнаруживается в процессе педагогического общения, охватывающего целостную личность школьника".