Моя педагогическая философия

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство


"Мы стоим на верном пути.
Мы стоим на верном пути!
Мы стоим на верном пути?
Мы стоим:
А нужно идти!!!"

Каждый раз, задаваясь вопросом: " В чем моя педагогическая философия?" - я снова и снова вспоминаю слова замечательного чешского педагога Яна Амоса Коменского: "Из диких жеребцов выходят лучшие кони, если применять к ним надлежащий способ обучения". Так было и с Буцефалом Александра Великого. Видя, что отец его Филипп не хочет брать очень дикого коня, Александр сказал: "Какого коня теряют люди, не умея пользоваться им вследствие своей неопытности!" И, принявшись за него с удивительным искусством, без побоев, он достиг того, что этот конь не только тогда, но и всегда впоследствии носил на себе Александра, и в целом свете нельзя было найти другого коня, более благородного и более достойного столь великого героя:

На протяжении всей моей двадцатитрехлетней педагогической практики эта история постоянно напоминает мне о том, что много отличных природных дарований пропадает по вине воспитателей, которые "коней" превращают в "ослов", не умея управлять возвышенными и свободными существами.

При появлении человека на свет в нем нет ни положительного зла, ни положительного добра, а есть только возможность и способность к тому и другому. И что разовьется быстрее и ярче зависит не только от среды, в которой он живет, но и от воспитания, которое он получает в семье, обществе, школе. Так не в этом ли и состоит главная задача педагога?! Развить в ребенке как можно больше положительного добра, не обращая при этом "коней" в "ослов", учиться и учиться управлять возвышенными и свободными существами.

Очень часто мы, педагоги, выступаем в роли человека, который должен напичкать ребенка знаниями, совершенно забывая, что перед нами не робот, а живой человек, которого нужно сначала принять таким, какой он есть, со всеми его недостатками, попытаться понять его, а потом уже обучать воспитывая и воспитывать обучая. Каждый раз, общаясь с учеником, я снова и снова говорю себе: "Поднимись до уровня ученика! Пойми его! Прими его таким, каков он есть!" Только поднявшись до уровня каждого своего ученика, я могу общаться с ним на равных, я могу понимать каждого из них. Сделать это очень сложно, но делать это нужно, если я хочу взаимопонимания.

Каждый учитель ставит перед собой задачу, что он должен сделать в первую очередь для ребенка, чтобы помочь ему найти и занять свое достойное место в жизни. Задача каждого из нас научить ребенка принимать верное решение, делать правильный выбор, ставить для себя цель и достигать ее. Решая извечную проблему "отцов" и "детей", всегда ли мы задаемся вопросом: "Не мешает ли нам наша уверенность в себе передавать ему наш жизненный опыт, наши ценности и идеалы?" Меняется общество, меняются и наши дети, меняются многие устои жизни, ценности и идеалы. А всегда ли мы, учителя, успеваем идти в ногу со временем? Почему-то мы пытаемся навязывать детям свои жизненные устои, интересы, взгляды на жизнь, зачастую ему не понятные, вместо того, чтобы учить ребенка анализировать и просчитывать последствия любых своих действий. Я всегда говорю своим ученикам: "Вы хотите это сделать? Вы можете это сделать! Но хорошо подумайте, какие будут последствия ваших действий для вас и для окружающих вас людей?!"

Учить ребенка планировать и анализировать свои действия, их последствия очень трудно, но это нужно делать, чтобы он был готов к самостоятельному принятию решения. Часто ли мы пытаемся достичь взаимного понимания, часто ли мы пытаемся стоять с ним по одну сторону баррикад?! Не скажу что всегда, но достаточно часто мне удается этого достичь, пытаясь совместно обсудить наши и его цели, выработать средства для их достижения. Мы не враги и не конкуренты, мы - сотрудники. Мы помогаем друг другу достичь нашей цели, если мы знаем, что цель у нас общая. Мы идем на компромиссы, потому что мы знаем, что достаточно часто у нас разные интересы, но мы должны уважать интересы друг друга.

А знаем ли мы интересы наших детей? Часто ли мы задумываемся о том, какие условия их жизни, созданные нами, взрослыми, заставляют их совершать различного рода поступки? Зачастую у нас не хватает времени, чтобы просто поговорить с ребенком о его увлечениях, о том, чем он живет, какие его жизненные цели и ценности. Часто ли мы проявляем истинный интерес к личности ребенка, наше искреннее участие и заботу? Часто ли мы делимся с ним нашими мыслями, чувствами, переживаниями? Если нет, то вправе ли мы обвинять его в том, что он воспринимает нас как машину для учения, обвинения, нотаций, : Загруженные бесконечными инструкциями, нормативами, требованиями мы зачастую даже не пытаемся понять мысли и чувства ребенка, его душевное и эмоциональное состояние. К великому сожалению, я встречаю большую массу детей, не надеющихся на то, что их способен понять кто-либо из взрослых и давно смирившихся с тем, что родители и учителя воспринимают их как пришельцев с далекой и странной планеты. Только поняв, что мы были такими же, как они, с теми же вопросами и проблемами, с теми же попытками доказать свою правоту, отвоевать право быть свободными, самостоятельно что-то решать в своей жизни, мы сможем увидеть в ребенке личность. Каждый ребенок - это личность. Личность со своими взглядами на жизнь, со своими желаниями, со своими ценностями и идеалами. Так давайте уважать его уже за то, что они у него есть! Давайте ценить его неповторимость!

Каждый ребенок должен занять свое достойное место в жизни. Такова наша общая цель.

И когда мы, взрослые дяди и тети, поймем и осознаем, что нам нечего делить с ребенком, что нам не надо бороться за власть над ним и властвовать, что мы можем быть единомышленниками, мы можем вместе продуктивно работать, мы можем доверять друг другу, понимать друг друга, что мы говорим на одном языке, только тогда каждый из нас с гордостью может сказать: "Я - Учитель!"

Поверьте, это очень приятно!