Задачи и содержание воспитания детей в семье.
Семья призвана уже в домашних условиях обеспечить правильную организацию жизни ребенка, помочь усваивать положительный опыт жизни и труда старших поколений. Именно эта роль делает семью необходимым звеном комплексного подхода к воспитательной работе, непременным фактором умственного, трудового, нравственного и физического воспитания людей.
Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Народная мудрость, характеризуя человека, большое значение придавала влиянию на него той семейной обстановки, в которой он вырос. Если о человеке говорят: «Он (она) из хорошей семьи, » - это значит, что человек этот трудолюбив, честен, доброжелателен, на него можно положиться в беде, с ним хочется поделиться радостью.
Почему же семья является таким мощным фактором воздействия на человека? Одна из причин влияния семьи на детей – в устойчивости первых впечатлений ребенка от окружающей жизни. Их ребенок получает в семье, на их основе формируется характер.
Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и устремлений.
От того, на что и как направлено влияние семьи, во многом будет зависеть результат воспитания. Чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создавать необходимые условия для воспитания ребенка в семье.
Что же это за условия? Прежде всего, та семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей.
Помочь семье осознать свою ответственность за воспитание детей – одна из важных задач педагогического коллектива школы.
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение… В воспитательной работе нет пустяков… Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно…»[5] - писал А.С.Макаренко.
Одним из распространенных недостатков семейного воспитания становится в наше время культ вещей, приобретательство. Мещанский быт, вычурность обстановки, загромождение квартиры ненужными вещами, как правило, влекут за собой подавление детской самостоятельности, ограничение подвижности детей, их творческой инициативы.
Организация жизни и деятельности детей в семье с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей требует правильного чередования труда и отдыха детей, создание условий для трудовой деятельности, чтения книг, занятий спортом, играми, полноценного общения с родителями, друзьями.
Очень важно, какое место в режиме дня школьника занимает организация труда. Распространенной ошибкой семейного воспитания является внимание родителей только к учебному труду детей и недооценка ими бытового труда, участия детей в работах по самообслуживанию.
Источником благополучия ребенка в семье, условием его правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Любовь – творец всего доброго, возвышенного. Это основа человеческих отношений. Живя в семье, ребенок, по словам В.А.Сухомлинского, должен быть уверен, что его кто-то очень любит и он тоже кого-то любит безгранично.
Важным условием успешного воспитания в семье является авторитет родителей.
Авторитет родителей – это влияние отца и матери на детей, основанное на уважение и любви к родителям, доверии к их жизненному опыту, словам и поступкам. О нем я подробно расскажу в следующем параграфе этой главы.
Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые, согласованные требования семьи и школы – одно из условий правильного воспитания.
Там, где учителя и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более правильно идет воспитание детей в семье.
О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания»[5].
С этих позиций и определяются основные задачи работы учителя с родителями младших школьников.
Содействуя семье в осуществлении цели (всестороннее и гармоническое развитие личности), учитель помогает родителям в укреплении родительского авторитета в семье, развивает у родителей и детей положительное отношение к школе, учению; тактично руководит самовоспитанием родителей; на основе знаний, полученных при изучении воспитания детей в семье, своевременно корректирует процесс семейного воспитания.
При проведении этой большой и ответственной работы учитываются проблемы, выдвигаемые перед обществом самой жизнью. Назовем некоторые из них: малочисленность семьи и воспитание в ней одного ребенка; совместное проживание
молодых супругов с их родителями; специфика влияния на детей неполной семьи; дефицит общения родителей с детьми в связи с занятостью на работе, продолжением учения многих молодых родителей; отстранение детей во многих семьях от трудовых обязанностей, неумение родителей организовать трудовое воспитание; поглощение духовных, интеллектуальных запросов так называемым «вещизмом» в связи с неумением использовать возможности все возрастающего материального благополучия некоторых семей.
Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечения координации усилий по всем направлениям воспитания – умственного, нравственного, эстетического, физического.
Психологические основы создания авторитета родителей для успешного воспитания детей в семье.
Откуда берется родительский авторитет, как он организуется?
Те родители, у которых дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет дается от природы, что это особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остается только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются.
Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело.
К сожалению, встречаются родители, которые стремятся создать такой авторитет на ложных основаниях. Есть много сортов такого ложного авторитета. После рассмотрения легче будет выяснить, каким должен быть авторитет настоящий.
Авторитет подавления. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда сердит, при всяком удобном и неудобном случае хватается за палку или ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием, то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский террор держит в страхе всю семью: не только детей, но и мать. Он приносит вред: запугивает детей, делает мать нулевым существом. Этот авторитет ничего не воспитывает, он приучает детей держаться подальше от страшного папы, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, воспитывает в ребенке жестокость.
Авторитет расстояния. Чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в виде начальства. У отца какой-нибудь отдельный кабинет, из которого он показывается изредка как первосвященник. Бывают такие и матери: у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли. Дети находятся в ведении бабушки или гувернантки. Такой авторитет не приносит никакой пользы.
Авторитет чванства. Это особый вид авторитета расстояния, но более вредный. Некоторые родители считают, что самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность на каждом шагу, показывают своим детям. Дома они даже больше пыжатся и надуваются, чем на работе. Они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к остальным людям. Бывает очень часто, что начинают чваниться и дети. Перед товарищами они тоже выступают не иначе, как с хвастливым словом. Встречается такой авторитет и у матерей. В этой атмосфере высокомерия важный папа (мама) уже не может разобрать, куда идут его (ее) дети и кого он (она) воспитывает.
Авторитет педантизма. Родители больше обращают внимания на детей, больше работают, но работают, как бюрократы. Они уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что слово их – это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом. Жизнь ребенка, его интересы, его рост проходят мимо таких родителей незаметно; он ничего не видит, кроме своего бюрократического начальствования в семье. Авторитет резонерства. Родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье мало радости и улыбок.
Авторитет любви. Это самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям родительскую любовь. Такая семья настолько погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Ребенок все должен делать из любви к родителям. Здесь вырастает семейный эгоизм; дети начинают замечать, что папу и маму можно как угодно обмануть (можно даже запугать). Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов.
Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Они все разрешают, им ничего не жаль. Они боятся всяких конфликтов. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями.
Авторитет дружбы. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но все же родитель остаются старшими членами семейного коллектива, а дети – воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей. Нет взаимного уважения.
Авторитет подкупа. Самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто подкупается подарками и обещаниями. Никогда нельзя заранее объявлять ставку и подстегивать детей в их школьной или иной работе соблазнительными обещаниями. Ни в каком случае нельзя детей премировать за послушание, за хорошее отношение к родителям.
Мы рассмотрели несколько видов ложного авторитета. Кроме них, еще есть много сортов. Есть авторитет веселости, авторитет учености, авторитет « рубахи – парня», авторитет красоты. Но бывает часто и так, что родители вообще не думают ни о каком авторитете, живут как-нибудь, как попало и как-нибудь тянут волынку воспитания детей. Часто отец придерживается одного вида авторитета, а мать – другого. Наконец бывает и так, что родители просто не обращают внимания на детей и думают только о своем спокойствии.
В чем же должен состоять настоящий родительский авторитет?
Главным основанием родительского авторитета может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это делают честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчет о своих действиях и поступках - это значит, что у них есть и родительский авторитет, и не нужно искать никаких иных оснований, и тем более не нужно придумывать ничего искусственного.
Наша жизнь есть жизнь всего общества. Перед своими детьми отец и мать должны выступать как участники этой жизни. События международной жизни, достояния литературы – все должно отражаться в мыслях отца и матери, в их чувствах, в их стремлениях. Только такие родители, живущие полной жизнью, граждане нашей страны, будут иметь у детей настоящий авторитет. Родители должны искренне, на самом деле жить такой жизнью, они не должны особо стараться демонстрировать перед детьми. Дети сами все увидят.
Но родители не только граждане, они еще и отец, и мать. И прежде всего родители должны знать, чем живет, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет их ребенок. Родители должны знать, с кем их ребенок дружит, с кем играет и во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное. Когда он учится в школе, родителям должно быть известно, как он относится к школе и учителям, какие у него затруднения, как он ведет себя в классе. Это все родители должны знать всегда, с самых малых лет их ребенка. Родители не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, родители должны их предугадывать и предупреждать.
Все это нужно знать, но это вовсе не значит, что родители должны преследовать своего ребенка постоянными и надоедливыми расспросами, дешевым и назойливым шпионством.
С самого начала родители должны так поставить дело, чтобы дети сами им рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось родителям рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании. Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и к их жизни.
Авторитет знания необходимо приведет и к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, Когда он нуждается в помощи и в совете. Может он не попросит родителей о помощи, потому что не умеет это сделать, родители сами должны прийти с помощью.
Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Иногда, даже нужно, чтобы ребенок видел родительскую настороженность, внимание и доверие к его силам.
Линия ответственности является важной линией родительского авторитета. Ни в каком случае ребенок не должен думать, что руководство семьей и им самим есть родительское удовольствие или развлечение. Он должен знать, что родители отвечают не только за себя, но и за него перед всем обществом. В этой линии ответственности лежат начала не только помощи, но и требования. В некоторых случаях это требование должно быть выражено в самой строгой форме, не допускающей возражений. Такое требование только и может быть сделано с пользой, если авторитет ответственности уже создан в представлении ребенка.
Итак, действительный авторитет основывается на родительской гражданской деятельности, на родительском гражданском чувстве, на родительском знании жизни ребенка, на родительской помощи ему и на родительской ответственности за его воспитание.
Формы и методы работы школы с родителями.
Работа педагогических коллективов школ с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся.
Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом зависит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между учителем и родителями. Основой таких взаимоотношений должны стать взаимно доверительные контакты. В их создании ведущая роль принадлежит учителю. От того, как будет обращено к семье слово учителя, каким тоном, при каких обстоятельствах оно будет сказано, часто зависит результат.
В общении с родителями следует избегать назидательного тона, нравоучительных замечаний. В работе с родителями нужно учитывать, что большинство родителей знают о своих обязанностях, стремятся их выполнить, но не всегда умеют сделать это правильно. Обязанность школы – помочь им в этом.
Обдумывая пути и формы общения с семьями своих учеников, педагог должен помнить о том, что ни в коем случае нельзя идти на поводу у родителей. Не надо бояться делать в нужных случаях замечания, нужно категорически предъявлять те или иные требования, добиваться выполнения данных школой рекомендаций по воспитанию ребенка.
Индивидуальная работа с родителями и другими членами семьи учащегося сложна и разнообразна. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с учителем, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях. Это рождает неукоснительное правило: содержание индивидуальной беседы должно оставаться достоянием только беседующих.
Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказывать влияние на родителей, но и, в свою очередь, во многом помогает в выборе ему правильного подхода к детям.
Чтобы в будущем рациональнее спланировать работу, наметить индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути привлечения семьи к активному участию в делах класса и школы, можно при записи ребенка в школу предложить родителям вопросники. Содержание вопросов будет зависеть от контингента родителей класса, от заинтересованности учителя в получении ответов на определенную тему и т.д. Вопросы могут быть разнообразными, (например, см. Приложение №1).
Многие учителя готовят различного содержания памятки. Такие памятки помогают родителям своевременно сориентироваться в новой для них роли – родителя школьника, упорядочивают некоторые организационные вопросы, сосредотачивают их внимание на первостепенном. В практике школ используются разнообразные памятки, (например, см. Приложение №2).
Важным этапом в индивидуальной работе с родителями является знакомство с жизнью каждого ученика в семье. При посещении семьи опыт семейного воспитания учитель собирает по крупицам. Положительный опыт пропагандируют в беседах с другими родителями.
В беседе с родителями учитель не столько утверждает, сколько советуется, договаривается о совместных действиях, методах и приемах воздействия на ребенка. «Беседуя с родителями, нужно не поучать, а подводить их к пониманию необходимости приобретения знаний… Беседа с родителями не монолог, прежде всего диалог…»[6], - писала О.Н.Урбанская.
Планируя беседы, учитель должен исходить из того, что общение с родителями не должно ограничиваться назиданиями, поучениями, замечаниями. Беседы должны быть взаимно интересным, чаще приятным обменом информацией, естественным видом связи родителей и школы.
Нельзя беседовать с родителями в присутствии ребенка, если учитель не уверен, что его похвала или осуждение сына или дочери воспримется правильно.
Одной из форм работы с родителями стало оформление стендов, уголков для родителей. Такие уголки создаются в помощь учителю по осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их педагогической культуры как воспитателей. Причем следует помнить, что оформление – не самоцель, а лишь дополнение, которое подчеркивает содержание представленных материалов.
Работа с коллективом родителей. Большие возможности представляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию жизни класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры родителей и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей воспитателей своих детей, объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми учащимися класса.
Основная задача этой работы – активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.
Основная форма работы учителя с коллективом родителей – классное родительское собрание – одна из форм осуществления педагогического всеобуча родителей.
Тематика педагогических бесед и докладов на классных собраниях определяется учителем в соответствии с годовым планом работы с родителями, программой педагогического всеобуча. Примерную тематика классных собраний можно посмотреть в Приложении №3.
Родителям, нуждающимся в советах по созданию в семье благоприятного микроклимата, более внимательного, заботливого отношения к ребенку, хорошо посоветовать прочесть книги В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям», Ш.А.Амонашвили «Здравствуйте, дети!». Эти авторы в ненавязчивой форме делятся с читателем своим опытом общения с детьми, учат любви к ним, выполнению родительского долга.
Также в школах проводят конференции для родителей. Основная их задача – обмен опытом семейного воспитания, распространение и внедрение лучшего опыта семьи. Обычно проводят тематические конференции, например: «Трудовое воспитание в семье», «Авторитет родителей», «Отец – воспитатель» и т.д.
Интересно проходят и такие формы работы с родителями как читательские конференции, педагогические кружки. Эффективной формой работы педагогического просвещения стала демонстрация кинофильмов – короткометражных документальных и художественных.
Работа с родителями ведется систематически и планово.
Хотелось бы еще сказать и о родительском комитете, как о представительном органе родительской общественности. Родительский комитет призван стать связующим звеном между семьей, школой, общественностью и учащимися класса. Примерный план работы учителя с родительским комитетом в классе можно посмотреть в Приложении №4.
Большую помощь учителю оказывает родительский комитет в работе с трудными семьями, в формировании у родителей ответственности за воспитание своих детей. Члены родительского комитета активно участвуют в сборе и распространении лучшего опыта семьи.
Итак, существует много форм и методов работы школы с родителями, остальное зависит от личности учителя.
Библиография
- Байков Ф.Я. ответственность родителей: заметки о воспитании детей в семье. Лениздат, 1983.
- Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? М., 1992.
- Воспитание детей в семье /состав. Жилина А.В. М., 1990.
- Маишева В.А. Работа с родителями. М., 1982.
- Макаренко А.С. О воспитании. М., 1990.
- Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. М., 1986.
- Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребёнка? М., 1989.